Наука. Литература и искусство - ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

Наука. Литература и искусство - ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель уроков: познакомить учащихся с основными направлениями и выдающимися достижениями науки, литературы и искусства.

Основное содержание: Демократизация культуры. Материализм и идеализм. Духовные и мистические искания. Революция в естествознании. Достижения в науке и технике. Автомобили и воздухоплавание. Быт и нравы разных социальных слоев Западной Европы. Литература и искусство. Архитектура, театр, музыка. Рождение кино. Модернизм. Символизм. Авангардизм. Импрессионизм. Тенденция к интеграции мировых культурных достижений.

Основные понятия: демократизация культуры. Материализм, идеализм, модернизм, символизм, авангардизм, импрессионизм. Интеграция.


Первый вариант

Защита рефератов восьмиклассников. При выборе этого варианта учитель должен заранее (срок не менее месяца) предложить учащимся написать работы. Темы рефератов могут бытьследующие:

1. Материализм в европейской философии.

2. Идеализм в европейской философской мысли.

3. Революция в естествознании.

4. Достижения в науке и технике.

5. Автомобили и их производство в начале XX в.

6. Воздухоплавание.

7. Рождение кинематографа.

8. Основные представители европейской литературы.

9. Быт и нравы разных социальных слоев европейского населения.

10. Европейская архитектура.

11. Выдающиеся композиторы Европы конца рубежа веков.

12. Живописцы Европы конца XIX — начала XX в.

13. Разнообразие направлений в европейском искусстве на рубеже веков.

14. Мода конца XIX — начала XX в.

Рекомендации по написанию рефератов даны нами ранее.


Второй вариант

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.»

Викторина может проходить в двух вариантах. Коллективная — «Брейн-ринг», когда весь класс разделяется на три команды, игра идет до 6 очков, все игроки команды, первой набравшей 6 очков, получают оценку «5», игроки команды, занявшей второе место, — «4», третье — «3» (при условии, если третья команда заработала хоть одно очко, если у третьей команды очков нет, все игроки получают «2»), Индивидуальная игра предусматривает участие всего класса в викторине. Учитель записывает полученные очки каждому или выдает специальные жетоны, медали,заранее изготовленные руками ребят. Положительные оценки получают восьмиклассники, набравшие наибольшее количество очков.

1. Кто из физиков создал теорию электромагнитного поля? (Англичанин Джеймс Клерк Максвелл.)

2. Каждый из нас хоть раз в жизни проходил медицинское обследование рентгеновскими лучами. Кто открыл эти лучи? (Немецкий физик-экспериментатор Вильгельм Конрад Рентген.)

3. Назовите фамилию женщины, ставшей первым в истории лауреатом Нобелевской премии, а вскоре удостоенной этой высшей награды научного мира вторично. За что ей были присуждены обе премии? (Мария Складовская-Кюри, физик, вместе со своим мужем Пьером Кюри и их соратником Анри Беккерелем получипа Нобелевские премии в 1903 г. — за открытие явления радиоактивности ив 1911 г. — за исследования в области химии.)

4. На что Мария Складовская-Кюри потратила обе Нобелевские премии? (На организацию клиники, где больных раком лечили радиоактивными лучами.)

5. Кто из величайших ученых и по какому поводу написал следующие строки: «Ньютон, прости меня! В свое время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой мысли...»? (Выдающийся физик Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности, опровергнувшую многие выводы Ньютона.)

6. Кто из писателей создал образ Томми Аткинса — образцового солдата, для которого война во славу британской короны — всегда праздник? (Джозеф Редьярд Киплинг, английский писатель и поэт, автор «Маугли».)

7. Назовите роман, в котором лицо главного героя, изображенного на портрете, покрывается сетью морщин. Кто был автором этого романа? («Портрет Дориана Грея» английского писателя Оскара Уальда.)

8. Кто из писателей создал двадцатитомную эпопею, в которой действует более двух тысяч героев? (Французский писатель Эмиль Золя, «Ругон-Маккары».)

9. Кто из художников создал портрет Эмиля Золя, датированный 1868 г., когда писатель только приступил к работе над эпопеей «Ругон-Маккары»? (Эдуард Мане.)

10. В Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, хранится портрет замечательной французской актрисы Жанны Самари. Кто его написал? (Огюст Ренуар.)

11. Кто из художников-импрессионистов создавал большие пейзажные полотна не в мастерской, а прямо на природе, с натуры? (Клод Мои е.)

12. Работы какого из художников-импрессионистов при жизни и даже после смерти подвергались критике, обвинялись в вульгарности за изображение сцен обыденной жизни? (Камиля Писарро.)

13. Кто из художников для изучения жизни два года провел среди шахтеров Бельгии? (Голландский живописец Винсент Ван-Гог.)

14. Назовите основоположника микробиологии и иммунологии, разработавшего метод вакцинации против инфекционных заболеваний. (Луи Пас тер.)

15. Немецкий зоолог и эволюционист, один из авторов учения о генах. (Август Вейсман.)

16. Датский ученый, создатель теории атома, в основе которой лежат планетарная модель атома и квантовые представления. В юности этот будущий великий физик был членом сборной команды Дании по футболу. (Нилъс Бор.)

17. Основоположник учения о наследственности. (Грегор Мендель.)

18. Автор пьесы «Пигмалион». (Бернард Шоу.)


Третий вариант

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

Если школа, в которой вы работаете, расположена в Москве, Санкт-Петербурге или в крупном областном центре, имеющем художественные галереи, возможна организация уроков-экскурсий в соответствующий музей, где представлены образцы живописи или скульптуры, в библиотеку, работники которой могут прочитать лекцию о творчестве наиболее выдающихся представителей литературы указанного периода, в театр. Не забудьте перед началом такой экскурсии дать соответствующую целевую установку своим ученикам: что предполагается изучить в ходе экскурсии, история создания спектакля, например, краткая биография писателя и т. д.

Домашнее задание: А. А. Кредер, § 33—35; А. Я. Юдовская, § 22—24.






Для любых предложений по сайту: [email protected]