Итоговый урок. Россия к концу XIX в. - КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)

Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс

Итоговый урок. Россия к концу XIX в. - КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)

Цель урока: контроль знаний.

1. Диспут на тему «Почему Россия утратила мировое первенство по уровню производства?».

Восьмиклассники отвечают на вопрос, заданный учителем в начале изучения курса истории России. Для удобства обсуждения все причины можно разделить на три группы: политические, экономические, субъективные.

Вопросы: политическая система России — тормоз или катализатор развития экономики страны в XIX в.? Почему промышленность России постоянно отставала от стран Запада? Кто из общественно- политических деятелей страны оказал наибольшее влияние на развитие экономики?

2. Защита рефератов на тему «Человек России XIX в.».

При выборе этого варианта учитель заранее дает задание выбрать историческую личность в любой номинации — политик, деятель культуры, управленец, предприниматель, офицер.

Задача: доказать, что этот человек внес неоценимый вклад в развитие нашей страны в изучаемый период.

3. Конкурс исторических сочинений.

Тема: «Событие XIX в., которое мне хочется посмотреть (в котором мне хочется принять участие)».

Тему сочинения можно объявить за один-два урока до последнего занятия и для экономии времени провести его в качестве домашнего задания, а в классе зачитать уже готовые работы, чтобы имелась возможность для их обсуждения. Учитель предупреждает школьников, что жанр работы — сочинение-миниатюра, его объем не должен превышать одной-полутора страниц. В работе надо доказать значимость события для истории страны. Если выбрана тема

«Событие, в котором мне хочется принять участие», то учитель напоминает правила, принятые для путешественников во времени в научной фантастике: путешественник не имеет права вмешиваться в ход событий. Например, если автор сочинения захотел увидеть дуэль А. С. Пушкина с Э. Дантесом, он не должен писать, что непременно спас бы великого поэта.

4. Диспут или конкурс исторических сочинений на тему «Сослагательное наклонение в истории».

Форма работы, приемлемая для учащихся второго концентра, 10—11-х классов. Однако ее можно попробовать и в классах с высоким уровнем знаний в первом концентре. Учащимся предлагается подготовить устное выступление или историческое сочинение на тему: «По какому пути пошло бы развитие России, если бы...». Наиболее интересная для 8-го класса тема «...если бы Александр II остался жив». Учитель предварительно объясняет, что причиной смерти императора стали чрезмерная потеря крови и отсутствие кого-либо из медиков в охране царя — врач наложил бы жгут на обе ноги государя и сохранить ему жизнь. В работе или устном выступлении надо проследить путь развития страны под руководством Александра II на ближайшие несколько лет, учитывая, что уже был подписан императорский Манифест о даровании гражданам страны некоторых политических свобод.

5. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XIX в.»

Итоговое тестирование отличается объемом — 30 вопросов. Основой для составления послужил стандарт по истории Министерства образования РФ.

1. В 1822 г. Александр I издал указ, по которому помещикам:

а) разрешалось ссылать крепостных в Сибирь;

б) запрещалось ссылать крепостных в Сибирь;

в) разрешалось казнить крепостных за провинность без суда;

г) запрещалось продавать крестьян без земли.

2. Государственный совет, созданный в России в 1810 г., получил:

а) законодательные функции;

б) исполнительные функции;

в) законосовещательные функции;

г) судебные функции.

3. Накануне вторжения Наполеона в Россию соотношение сил французской и русской армии было следующим:

а) численность французской и русской армий была примерно равна;

б) французская армия по численности в три раза превосходила русскую;

в) русская армия но численности значительно превосходила французскую;

г) численность русских войск была ненамного больше, чем французских.

4. Бородинское сражение произошло:

а) 14 декабря 1812 г.;

б) 8 ноября 1812 г.;

в) 13 октября 1812 г.;

г) 26 августа 1812 г.

5. В России в первой половине XIX в. наибольшее количество продукции (в денежном выражении) давали:

а) государственные предприятия;

б) предприятия мелкой промышленности;

в) помещичьи (вотчинные) мануфактуры;

г) крестьянские кустарные промыслы.

6. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в России в XIX в. принадлежала:

а) Государственному совету;

б) императору;

в) Сенату;

г) Синоду.

7. Соотнесите имена и вид деятельности:

                                                                                                                                                                                                                                

а) А. Н. Радищев;

1)

полководец;

б) А. А. Аракчеев;

2)

писатель;

в) М. М. Сперанский;

3)

государственный деятель,



реформатор;

г) П. И. Багратион;

4)

общественный деятель,



писатель;

д) Д. И. Фонвизин;

5)

высший государственный



чиновник;

е) С. И. Муравьев-Апостол;

6)

офицер-декабрист.


8. Декабристы стремились:

а) привлечь к своему выступлению народные массы;

б) привлечь на свою сторону как можно больше армейских частей;

в) не допустить участия в выступлениях крестьянства;

г) привлечь к выступлению городские низы Петербурга.

9. Автор теории «официальной народности» граф С.С. Уваров считал, что:

а) Россия должна следовать по пути развития европейских стран;

б) России необходима дворянская революция;

в) опорой России являются православие, самодержавие, крестьянская община;

г) Россию необходимо изолировать от влияния европейских стран.

10. К внешней политике России во второй половине XIX в. не относится:

а) война со Швецией за выход к Северному морю;

б) укрепление позиций на Северном Кавказе и в Закавказье;

в) расширение владений в Средней Азии;

г) укрепление военного союза с Францией.

11. В результате реформы 1861 г. крестьяне получили:

а) личную свободу без земли и без выкупа;

б) личную свободу с небольшим участком земли за выкуп;

в) личную свободу с землей без выкупа;

г) неполную личную свободу без земли.

12. Положение «Без крестьянской общины не может существовать дух России» выражало точку зрения:

а) анархистов;

б) славянофилов;

в) западников;

г) марксистов.

13. Соотнесите события и даты:

а) оборона Севастополя; 1) 1877—1878 гг.

б) Бородинская битва; 2) 1864—1865 гг.

в) русско-турецкая война; 3) 1854—1855 гг.

г) присоединение Средней Азии; 4) 1812 г.

14. В 1834—1859 гг. Россия воевала в Кавказской войне против:

а) Турции за территорию Северного Кавказа;

б) горцев Дагестана и Чечни;

в) соединенных сил Грузии и Армении;

г) стран Ближнего Востока за влияние в Палестине.

15. Распределите в два столбца термины, относящиеся к истории России до 1861 г. (I) и после 1861 г. (II):

а) оброк;

б) выкуп;

в) тягло;

г) отрезки;

д) временно-обязанные;

е) барщина;

ж) чересполосица.

16. Строки «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут» были обращены:

а) А. И. Одоевским к декабристам, сосланным на Кавказ;

б) А. С. Грибоедовым к солдатам Семеновского полка;

в) А. С. Пушкиным к декабристам, сосланным в Сибирь;

г) М. Ю. Лермонтовым к офицерам — противникам войны на Кавказе.

17. Современниками были:

а) П. Чаадаев и Н. Бердяев;

б) А. Аракчеев и М. Сперанский;

в) Н. Чернышевский и В. Ульянов;

г) М. Глинка и М. Мусоргский.

18. Даты 1861 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:

а) экономическими и социальными реформами;

б) присоединением Средней Азии;

в) возникновением первых рабочих организаций;

г) открытием новых университетов.

19. Ф. М. Достоевский написал роман «Бесы» под влиянием:

а) убийства Александра II;

б) суда над В. Засулич;

в) нечаевщины;

г) взрыва царского поезда на Украине.

20. «Конституция» Н. Муравьева предусматривала:

а) сохранение помещичьего землевладения при отмене крепостного права;

б) сохранение крепостного права;

в) освобождение крестьян от крепостного права без земли;

г) освобождение крестьян с небольшим наделом земли.

21. Судебная реформа 1864 г. не предусматривала:

а) закрытый характер судебных заседаний;

б) бессословный и гласный суд;

в) участие прокурора и защитника в судебном процессе;

г) участие присяжных заседателей в окружном суде.

22. Министр иностранных дел A. M. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере» о:

а) Парижском мире 1856 г.;

б) Берлинском конгрессе 1878 г.;

в) Сан-Стефанском договоре 1878 г.;

г) заключении Тройственного союза в 1882 г.

23. Названия сел Кандеевка и Бездна известны в российской истории XIX в. тем, что здесь:

а) находились знаменитые фаянсовые промыслы;

б) было оказано ожесточенное сопротивление французским войскам в ходе Отечественной войны 1812 г.;

в) произошли крестьянские выступления против реформы 1861 г.;

г) развернулось «трезвенное движение».

24. К мероприятиям консервативного курса Александра III не относилось:

а) расширение прав университета в их новом уставе;

б) принятие положения о недопущении в гимназии «кухаркиных детей»;

в) издание Манифеста о незыблемости самодержавия;

г) ужесточение цензуры.

25. Проводившаяся в Российской империи в конце XIX в. политика русификации означала:

а) препятствие развитию национальных культур и языков;

б) запрет на издание учебников и книг на национальных языках;

в) ограничение числа школ с преподаванием на национальных языках;

г) все вышеизложенное.

26. После реформы 1861 г. слова «Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подъячего, боишься их — и совершенно прав, но веришь еще в царя и архиерея... Не верь им. Царь с ними и они его» были адресованы:

а) Н. Добролюбовым — помещикам;

б) Д. Писаревым — разночинцам;

в) А. Герценым — крестьянам;

г) Л. Толстым — солдатам.

27. К характерным чертам экономического развития России в первой половине XIX в. не относилось:

а) начало промышленного переворота;

б) расцвет крестьянского хозяйства;

в) развитие внутреннего рынка;

г) кризис крепостнических отношений.

28. Распределите в два столбца факторы, которые ускоряли (I) и замедляли (II) промышленное развитие России после реформы 1861 г.:

а) расширение внутреннего рынка;

б) сохранение помещичьего землевладения;

в) личная свобода крестьян;

г) накопление капитала в частных руках;

д) сохранение самодержавия;

е) необходимость выкупа земли крестьянами.

29. В первой половине XIX в. в России неограниченное право собственности на землю и ее приобретение принадлежало:

а) духовенству;

б) дворянам;

в) купечеству;

г) мещанам.

30. Крестьянская реформа 1861 г. не привела к:

а) освобождению самой многочисленной части населения;

б) выходу страны из экономического кризиса;

в) духовному кризису в российском обществе;

г) развитию капитализма в России.

Ключ: 1 а; 2 в; 3 а; 4 г; 5 6; 6 б; 7 а 4, б 5 , в 3, г 1, д 2, е 6; 8 в; 9 в; 10 а; 11 б; 12 6; 13 — а 3, б 4, в 1, г 2; 14 6; 15 I аве, II бгдж; 16 в; 17 6; 18 а; 19 в; 20 г; 21 а; 22 б; 23 в; 24 а; 25 г; 26 в; 27 6; 28 I авг, II бде; 29 б; 30 в.

Норма оценок: «5» — 27—30 правильных ответов; «4» — 21—26; «3» — 15—20; «2» — 14 и менее правильных ответов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]