ИРАН. АФГАНИСТАН - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

ИРАН. АФГАНИСТАН - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть особенности политического и экономического развития Ирана в период между двумя мировыми войнами; показать интересы Англии и СССР к Ирану; раскрыть роль Р. Пехлеви в истории государства; охарактеризовать внутреннее и внешнее положение Афганистана в 1918—1945 гг.; сравнить политику Амануллы и династии Надир шаха.

Развивающая: учить методам сравнительного анализа на примере развития государств.

Воспитательная: воспитывать уважение к стремлению народов к независимости и демократии.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карты Первой и Второй мировых войн, “Политико-экономическая карта Ирана”, “Политико-экономическая карта Афганистана”.

Методы обучения: беседа, вопрос-ответ, анализ документов, работа с текстом, групповая работа.

План изучения темы:

1. Положение Ирана в конце Первой мировой войны.

2. Развитие национально-освободительного движения.

3. Политико-экономическое развитие Ирана в 1921— 1945 гг.

4. Афганистан в 1918—1945 гг.:

а) реформаторские действия в 1919—1928 гг.;

б) положение страны в 30-х годах.

Основные понятия: нейтральная политика, национально-освободительное движение, дженгели, белогвардейские группы, Коммунистический интернационал, социалистическое строительство, организация “Молодые афганцы”, Закон об упразднении рабства, центральное правительство, упрочение правительственной власти.

Основные события:

• Подписан англо-иранский договор — 9 августа 1919 г.

• Провозглашена Республика Гилян — 5 июня 1920 г.

• Установлена власть Р. Пехлеви — 1925—1941 гг.

• Реформаторские действия Амануллы шаха в Афганистане — 1919—1928 гг.

• Провозглашение Закона об упразднении рабства — 1921 г.

Проверка домашнего задания по вопросам в конце предыдущей темы.

1. Преподаватель делает краткий обзор положения Ирана в годы Первой мировой войны и напоминает о том, что страна придерживалась политики нейтралитета. Используя карту Первой мировой войны и карту-схему Ирана, рассказать о вторжении турецких войск в 1914 г., разделении Ирана на две зоны согласно англо-российскому договору 1915 г. Показать на карте районы Ирана, где находились оккупационные войска трех иностранных государств в 1921 г.

2. По заданию учителя учащиеся в устной форме должны подготовить ответ на следующий вопрос: каковы сходные черты и различия национально-освободительного движения в Иране и Индии (причины, движущие силы, руководители, продолжительность и результаты)?

Остановиться на особенностях гражданского движения иранского народа против иностранных захватчиков. Обратить внимание учащихся на действия Англии и России в стране. Дать разъяснение по следующим вопросам: о вторжении Англии в Иран, англо-иранском договоре от 9 августа 1919 г., попытках организации правительством СССР социалистической революции в Иране и их провале.

3. Проанализировать внутреннюю и внешнюю политику правительств, пришедших к власти после подавления освободительного движения 1918—1922 гг.

Экономическая политика правительства Реза шаха:

1) забота о мелких и средних капиталистических предприятиях;

2) развитие государственных предприятий;

3) строительство железнодорожных путей;

4) англо-иранская нефтяная компания начала производить нефть.

Внешняя политика правительства Реза шаха:

1) сближение с гитлеровской Германией;

2) страна не приняла предложения СССР и Англии;

3) Иран был оккупирован советскими и английскими войсками.

Преподаватель пишет на доске схему и разъясняет ее, а затем поручает учащимся записать ее в тетради.

Учащимся дается задание ответить на вопрос: каковы были причины ввода войск СССР и Англии на территорию Ирана?

4. По истории Афганистана преподаватель дает следующие сведения. В V в. до н. э. на территории современного Афганистана появилось рабовладельческое государство. В связи с господством в Афганистане Арабского халифата здесь распространилась исламская религия. В средние века на территории Афганистана сменилось несколько государств. В VI—VIII вв. образовалось централизованное государство. В ХIII в. монгольское нашествие нанесло значительный урон афганскому народу. В XVI—XVII вв. афганские племена объединились в борьбе против Индии и Ирана. Две войны против Англии (1838—1842 гг. и 1878— 1880 гг.) вылились в широкомасштабное народное восстание. Англия осуществляла контроль над внешней политикой Афганистана. Усилилось вмешательство английских капиталистов в экономику страны. Афганистан частично превратился в колонию Англии. В начале ХХ в. в стране стала нарастать национально-освободительная борьба, подготовившая основу для независимости Афганистана. 21 февраля 1919 г. к власти пришел представитель организации “Молодые афганцы” эмир Аманулла хан. 28 февраля 1919 г. была провозглашена независимость Афганистана. Следует обратить внимание учащихся на большие изменения, происходившие в только что обретшем независимость Афганистане. Особо важное значение приобретают Закон об упразднении рабства 1921 г. и Конституция 1928 г. Учащиеся могут прочитать текст учебника и назвать реформы Амануллы хана.

Задание 1-й группе: рассказать о социальных изменениях.

Задание 2-й группе: рассказать об экономических изменениях.

Задание 3-й группе: рассказать о военных изменениях. Преподаватель проверяет выполнение задания учащимися, делает анализ и останавливается на прогрессивных сторонах реформы, объясняя, что из-за слабости ее социальной основы она не смогла получить дальнейшей реализации.

Следующий вопрос, заслуживающий внимания, — приход к власти династии Надир шаха и проводимая им внутренняя и внешняя политика. Пришедшая к власти династия Надир шаха стремилась укрепить центральное правительство — такая политика отвечала интересам помещиков и групп национальной торговой буржуазии.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Против каких иностранных держав были направлены национально-освободительные движения в Иране и Афганистане?

2. С какими государствами были установлены стабильные внешние связи Ирана и Афганистана?

3. Какие политические группы пришли к власти в Иране и Афганистане перед Первой мировой войной?


Домашнее задание, ответить на вопросы 1, 3, 4 по теме “Иран” и вопросы 1, 2, 3 по теме “Афганистан”; назвать положительные стороны национально-освободительного движения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]