Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
ТУРЦИЯ — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: показать процесс преодоления трудностей в жизни Турецкого государства и успехи экономического и политического развития после войны; выявить роль политических лидеров страны во внутренней и внешней политике.
Развивающая: проанализировать успехи Турции в экономическом развитии.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: политическая карта мира, графики, таблицы, перфокарты.
Вид занятия: тестирование.
Методы обучения: беседа, рассказ с использованием таблицы, работа с учебником, ответы на вопросы.
План изучения темы:
1. Экономическое и политическое развитие Турции после войны.
2. Пути развития Турецкой Республики в 60—90-х годах.
3. Тургут Озал — “отец перемен”.
4. Отношения Турции и Казахстана на современном этапе.
5. Заключение.
1. Это занятие проводится по тестовому методу. Он удобен и легок для учащихся, способствует развитию мышления, особенно при изучении материалов с большим количеством дат и фактов.
После ознакомления с планом темы преподаватель рассказывает об особенностях развития Турции после войны в сравнении с другими странами.
Новую тему учитель объясняет также тестовым способом. По первому вопросу предлагается тест-дополнение:
1. Какой вид обновленного развития избрала Турция после войны?
2. Какие новшества решила внести Турция в свое развитие, смягчив строгий военный порядок?
3. Какие проблемы вызывали недовольство турецких крестьян?
Далее проводится работа по заполнению таблицы.
Вопросы |
11 июня 1945 г. |
1946 г. |
14 мая 1950 г. |
1947 г. |
1950— 1960 гг. |
Январь 1946 г. |
Когда турецкое Народное собрание приняло Закон о земельной реформе? |
||||||
Когда был принят Закон о профсоюзах? |
||||||
Когда Турция выразила свою поддержку многопартийной политической системе? |
||||||
Когда была создана Демократическая партия Турции? |
||||||
Когда прошли выборы, на которых Демократическая партия Турции одержала победу? |
||||||
В какие годы Д. Баяр и А. Мендерес находились у политической власти? |
2. По второму вопросу, объясняя пути развития Турецкой Республики в 60—90-х годах, можно применить сопоставительный тест.
Доля продукции частного производства в 1950 г. |
42% |
Доля продукции в 1960 г. возросла до |
65% |
В 50—60-х годах США предоставили Турции экономический кредит на |
1,6 млрд. долларов |
В качестве военного кредита был выдан |
1 млрд. |
С какого момента Турция приняла участие в Корейской войне, послав туда военную бригаду? |
С Багдадского блока |
В какой блок вошла Турция в качестве его полноправного члена в 1952 г.? |
НАТО |
Тест показывает зависимость Турции от иностранных инвесторов и ее достижения во внешней политике.
Выявляя противоречия между правительством и народом, нужно рассказать о создании тайных групп “молодых офицеров” в Анкаре, Стамбуле, Измире, Эскишхире.
Вопросы для учащихся:
1. Каким образом в мае 1960 г. были подавлены движения в университетах Стамбула и Анкары?
2. Какую партию лишила политической власти 17 мая 1960 г. “Организация молодых офицеров”?
3. Какие правительства были установлены в результате военных переворотов в 1971 и 1980 гг.?
4. Почему 70—80-е годы были названы трудными периодами в истории Турции?
Тестирование
1. Год назначения Т. Озала советником правительства:
а) 1980 г.;
б) 1978 г.;
в) 1979 г.;
г) 1981 г.
2. Партия, созданная Т. Озалом в 1983 г.:
а) ХРП;
б) Рабочая партия;
в) Демократическая партия;
г) “Ана-Отан”.
3. Т. Озал был президентом:
а) в 1983—1987 гг.;
б) в 1989—1993 гг.;
в) в 1987—1989 гг.;
г) в 1979—1983 гг.
4. Мероприятия по восстановлению экономики республики назывались:
а) турецкая модель;
б) шведская модель;
в) закрытая экономика;
г) открытая экономика?
5. При Т. Озале были приватизированы предприятия:
а) крупные;
б) мелкие;
в) малые, средние, государственные;
г) относящиеся к нефтяной промышленности.
6. Уровень, который стремились превзойти турецкие изделия:
а) уровень импорта;
б) уровень экспорта;
в) сырьевой уровень;
г) рыночный уровень.
7. Путь развития экономики Турции:
а) социалистический;
б) буржуазный;
в) капиталистический;
г) демократический.
8. Семейная турецкая компания называется:
а) “Самсунг”;
б) “Туркуаз”;
в) “Катев”;
г) “Холдинг”.
9. Т. Озал остался в истории турецкого народа под именем:
а) “отец истории”;
б) “отец перемен”;
в) “отец экономики”;
г) “отец турецкой модели”.
10. Турция по экономическим показателям в мире находится:
а) на 20-м месте;
б) на 12-м месте;
в) на 13-м месте;
г) на 17-м месте.
Домашнее задание: используя хрестоматию и дополнительную литературу, оформите изученный материал в виде иллюстраций и схем.