ГЕРМАНИЯ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

ГЕРМАНИЯ - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать политическое и социально-экономическое развитие Германии в 1918—1939 гг.; объяснить причины зарождения фашизма в стране и приход Гитлера к власти; показать цели гитлеровской Германии как зачинщицы Второй мировой войны.

Развивающая: учить анализировать исторические факты, делать выводы, оперировать историческими понятиями.

Воспитательная: воспитание гуманизма, миролюбия и неприятия идей расизма и человеконенавистничества; хранить память о борцах против фашизма.

Тип урока: комбинированный.

План изучения темы:

1. Политико-экономическое развитие в период Веймарской республики.

2. Германский национал-социализм. Приход Гитлера к власти.

3. Диктатура Гитлера.

Основные понятия: Веймарская республика, Версальское соглашение, Национально-социалистическая немецкая рабочая партия (НСНРП), экономический застой, тоталитарный режим, Немецкий трудовой фронт, четырехлетний план.

Основные события:

• Создана Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСНРП) — 1919 г.

• Создана гитлеровская тайная государственная полиция (гестапо) — апрель 1933 г.

• Распущены все государственные политические партии — середина 1933 г.

• Гитлер стал рейхсканцлером — январь 1933 г.

• Подписано германо-советское соглашение — август 1939 г.

• Нападение Германии на Польшу — сентябрь 1939 г.

1. Занятие начинается с изучения нового материала. Перед объяснением новой темы необходимо поставить проверочные вопросы по пройденному материалу:

1. Когда в Германии произошла революция? Каков был ее характер?

2. Каковы результаты революции?

3. Какие политические партии в Германии вы знаете?

4. Почему республика была названа Веймарской?

Преподаватель подытоживает занятие в следующем порядке:

В г. Веймар собирается съезд, и по конституции, принятой на нем, республика получает название Веймарской. Согласно конституции, расширяются демократические права, Германия провозглашается федеральной республикой с президентским правлением, подчиняющимся правительству. Дается справка о первом президенте, социал-демократе Фридрихе Эберте.

Необходимо на конкретных фактах показать становление республиканского строя, которое проходило в острой борьбе. В государстве действия правых сил получили название “политики разрушения”. Они повлияли на обострение классовых и других противоречий. Другие политические партии были сторонниками СДПГ и Версальского мирного договора в лице центральных партийных организаций.

Далее следует написать на доске и прокомментировать из текста учебника происходившие в эти годы события:

март 1920 г. — ?

1921—1922 гг. — ?

январь 1923 г. — ?

8 ноября 1923 г. — ?

август 1924 г. — ?

1926 г. — ?

Преподаватель анализирует ответы учащихся и дополняет их.

Начиная с 1924 г. положение Германии стало стабилизироваться. Преподаватель объясняет, что стабилизация экономики началась с принятия плана Дауэса (1924 г.), по которому США предоставили кредит Германии и была введена немецкая валюта — марка.

Объясняя следующий вопрос темы, преподаватель говорит о завершении временной стабилизации капитализма в Германии, так как начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис затронул все производственные отрасли страны.

Во время беседы можно повторить вопросы прошлого занятия:

1. В чем причины мирового кризиса 1929—1933 гг.?

2. Каковы особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.?

3. Почему кризис 1929—1933 гг. по сравнению с другими экономическими кризисами нанес огромный ущерб мировой экономике?

После проверки знаний учащихся о мировом экономическом кризисе преподаватель на конкретных фактах показывает его последствия для Германии. Возможности предотвращения кризиса у германской буржуазии были ограниченными. А если быть конкретными, то:

— лишение колоний уменьшило экономические возможности Германии;

— до 1931 г. страна выплачивала репарации;

— владельцы предприятий несли колоссальные убытки.

Преподаватель обращает внимание учащихся на кризис

Веймарской республики, ее беспомощность в поисках выхода из тяжелого положения. Возросла безработица. Крестьяне и ремесленники, положение которых было нищенским, требовали принятия срочных мер, которые бы облегчили их положение. Однако постоянно меняющееся правительство вело непродуманную экономическую политику, направленную на уменьшение затрат и не дававшую результатов. Авторитет Веймарской республики падал, ее стали критиковать. Во время кризиса нацисты обещали создать в Германии мощное правительство и вывести страну из кризиса. Уменьшилось число тех, кто поддерживал демократию Веймарской республики, в 1932 г. их число значительно сократилось. Нацисты превратились в крупную политическую партию Германии.

2. Преподаватель продолжает раскрывать тему, объясняет сущность фашизма.

Тоталитарное государство. К нему относятся режимы в Италии в 1922—1943 гг. и Германии в 1933—1945 гг.

Приход фашистов к власти можно преподнести учащимся в форме рассказа. Для активизации всего класса преподаватель задает дополнительные вопросы.

Можно провести занятие по-другому. Для этого учащимся дается задание, развивающее их мыслительную деятельность: каковы причины установления в Германии фашистской диктатуры?

Используя схему 2, можно дать дополнительное пояснение фашизму.

Учащимся предлагается самостоятельно изложить понимание происходившего. После этого причины, указанные ими, анализируются и обсуждаются.

Преподаватель продолжает развивать тему. Упразднилась должность президента, рейхстаг перестал быть законодательным органом. В 1934 г. Гитлер сам себя провозгласил “рейхсканцлером и вождем немецкого народа”. В августе

1934 г. было принято решение о сосредоточении в одних руках власти президента, канцлера и лидера партии.


Схема 2



Необходимо привлечь всех учащихся к исправлению ошибок в ответах товарищей и анализу их ответов путем дополнений и примечаний.

3. Учащимся ставятся следующие вопросы:

1. Каким было политико-экономическое положение Германии во время мирового экономического кризиса?

2. Почему Германия не могла восстановить свою военно-производственную мощь?

После этого необходимо обсудить новое экономическое положение Германии. Для лучшего усвоения учащимися темы преподаватель может использовать следующие схематичные пометки (схема 3).


Схема 3



4. Объясняя последний вопрос темы, преподаватель раскрывает сущность агрессивной внешней политики фашистской Германии. Дается пояснение о начале агрессии Германии с 1939 г. против стран Европы. 1 августа 1939 г. между СССР и Германией подписывается тайное соглашение о ненападении.

Закрепление материала: можно параллельно контролировать усвоение темы и проверять домашнее задание. Для этого необходимо разделить класс на три группы и дать задания:

Задание 1-й группе, отличие германского фашизма от французского.

Задание 2-й группе: сравните общественные базы Германии и Франции.

Задание 3-й группе, для установления фашизма в Германии обстановка была благоприятной, а во Франции?


Домашнее задание: подготовиться по вопросам 1, 2, 5 в конце темы; подготовить доклад о фашизме; составить конспект по закону, обеспечивающему единство партии и государства, используя хрестоматию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]