ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

Цель уроков: сформировать представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны; показать своеобразие и противоречия в развитии политических процессов от Февраля к Октябрю; уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил.

Основные знания: субъективные и объективные причины Февральской революции; причины установления и суть двоевластия; альтернативы развития страны; характеристика внутренней и внешней политики Временного правительства; эволюция тактической линии большевиков; причины краха буржуазно-либеральной альтернативы.

Основные понятия: двоевластие; Временное правительство; коалиционное правительство; «корниловский мятеж»; большевизация Советов; Военно-революционный комитет.

Оборудование уроков: карта «Россия в 1917 г. Февраль — Октябрь»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 12—13); хрестоматия; таблицы.


План изучения нового материала

1. Начало революции.

2. Двоевластие: суть и причины его появления.

3. Приоритеты новой власти.

4. Альтернативы развития страны после Февраля.

5. Выход большевиков на политическую сцену.

6. Кризисы правительственной власти. Политика коалиционных кабинетов.

7. Выступление генерала Корнилова.

8. Курс большевиков на вооруженное восстание. Октябрьские события в Петрограде.


1. Перед объяснением учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы: каковы были экономические и политические последствия Первой мировой войны? Какими обстоятельствами были вызваны перебои в снабжении продовольствием Москвы и Петрограда?

Переходя к изложению первого вопроса, учитель предлагает учащимся начать заполнение хронологической таблицы «События Февральской революции»:


Дата

Событие


Можно также в ходе рассказа учителя выполнить задание 1 (с. 48) в рабочей тетради.

После окончания объяснения учитель задает учащимся следующие вопросы: каковы объективные и субъективные причины Февральской революции? Какое событие можно назвать ключевым в ходе революционных выступлений в Петрограде и почему?

2. При раскрытии сущности и причин установления двоевластия учитель иллюстрирует рассказ документальным материалом, помещенным в хрестоматии и в конце § 12—13, и организует беседу по документам. Учащиеся продолжают заполнять хронологическую таблицу.

Рассказывая об образовании Временного правительства, учитель может зачитать «Декларацию Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., помещенную в хрестоматии. При этом необходимо раскрыть партийную принадлежность министров.


Первое правительство (март — май)

Министр-председатель и министр внутренних дел

князь Львов Г. Е., близкий к кадетам

Министр иностранных дел

Милюков П. Н., кадет

Военный и морской министр

Гучков А. И., октябрист

Министр юстиции

Керенский А. Ф., эсер

Министр торговли и промышленности

Коновалов А. И., прогрессист

Министр путей сообщения

Некрасов Н. В., кадет

Министр земледелия

Шингарев А. И., кадет

Министр финансов

Терещенко М. И., беспартийный

Министр просвещения

Мануйлов А. А., кадет

Обер-прокурор

князь Львов В. Н., близкий к кадетам


Вопросы к документу: почему правительство получило название «Временное» и каков был его партийный состав? В чем вы видите особенности провозглашенной правительством программы? Какие проблемы, вызвавшие революционный взрыв, отсутствовали в правительственной декларации?

Рассказывая о позиции Исполкома Петроградского Совета, учитель может зачитать выдержку из работы видного меньшевика Н. Н. Суханова «Записки о революции», предварительно поставив вопрос: о каких обстоятельствах, побудивших меньшевиков и эсеров передать власть Временному правительству идет речь в документе?

«Власть, идущая на смену царизму, должна быть только буржуазной. Трепова и Распутина должны и могут сменить только заправилы думского «Прогрессивного блока». На такое решение необходимо держать курс. Иначе переворот не удастся и революция погибнет...

Я исходил из полной распыленности демократической России во время самодержавия. В руках демократии тогда не было никаких сколько-нибудь прочных и влиятельных организаций — ни партийных, ни профессиональных, ни муниципальных. А будучи распыленным, пролетариат, изолированный от прочих классов, в процессе революции мог создать лишь такие боевые организации, которые могли представлять реальную силу классовой борьбы, но не реальную силу государственной власти.

Между тем распыленной демократии, если бы она попыталась стать властью, пришлось бы преодолевать непреодолимое: техника государственной работы в данных условиях войны и разрухи была совершенно непосильна для изолированной демократии. Разруха государственного и хозяйственного организма была уже тогда огромной. Промышленность, транспорт, продовольствие были приведены в негодность уже самодержавием. Столица голодала. Государственная машина не только не могла стоять без дела ни минуты, но должна была с новой энергией, с обновленными силами, с усиленными ресурсами, не медля ни минуты, совершить колоссальную техническую работу. И если власть будет такова, что не сможет привести в движение все винтики государственного механизма и пустить его полным оборотом, революция не выдержит.

Вся наличная государственная машина, армия, чиновничество, цензовые земства, работавшие при содействии всех сил демократии, могли быть послушны Милюкову, но не Чхеидзе. Иного же аппарата не было и быть не могло...

И вот при первом раскате революционной бури я остановился перед практической невозможностью создания чисто демократической власти, между прочим, по той причине, что это означало бы немедленную ликвидацию войны со стороны демократической России. Продолжение войны демократической властью я, естественно, считал невозможным, ибо противоречие между участием в империалистической бойне и победой демократической революции казалось мне коренным. Но присоединить ко всем трудностям переворота еще мгновенную и радикальную перемену внешней политики — со всеми последствиями этого, какие было невозможно предвидеть, — представлялось мне совершенно немыслимым. Между тем к политике мира, достойной диктатуры пролетариата, должны были присоединиться колоссальные задачи демобилизации, перевод промышленности на мирное положение, а следовательно, массовое закрытие заводов, огромная безработица при полном развале народного хозяйства.

Задачи внешней политики мне представлялось совершенно необходимым временно возложить на буржуазию, с тем чтобы при буржуазной власти, продолжающей военную политику самодержавия, создать возможность борьбы за скорейшую безболезненную ликвидацию войны. Создание условий для ликвидации, а не сама ликвидация войны — вот основная задача переворота. И для этого была необходима не демократическая, а буржуазная власть».

Учитель может зачитать текст приказа № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа от 1 марта 1917 г., помещенный в хрестоматии, и организовать ответы на вопросы по содержанию документа: чем можно объяснить появление приказа? Каковы были последствия принятия подобного документа?

Можно также предложить учащимся прочитать отрывок из Манифеста об отречении Николая II, помещенный в конце § 12—13 (см. 1—4-е изд. учебника), и ответить на вопросы: чем руководствовался Николай II, отрекаясь от престола? Кому он передавал русский престол? Какое решение принял Михаил? Как вы думаете, почему?

3. Третий вопрос может быть рассмотрен в форме беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в § 12—13 соответствующий раздел, после чего перед классом ставятся вопросы: какие социально-экономические и политические проблемы являлись первоочередными для русского народа и как они решались Временным правительством? Какие решения предлагал Петроградский Совет? Можно ли считать, что после Февраля Россия стала демократической страной? Какие факты свидетельствуют о слабости центральной власти?

4. В основу изучения четвертого вопроса может быть положена эвристическая беседа. Учитель отмечает, что в ходе революции и в первый послефевральский период наблюдалось очень редкое для России состояние относительного политического и социального единения. Как вы думаете, почему? Далее учитель отмечает, что значительные изменения произошли в расстановке политических сил в стране. Какая партия оказалась правящей? Какое место в политическом спектре (правые — центр — левые) заняли октябристы, меньшевики и эсеры? Какова была судьба монархических партий? Какова была роль большевиков в революционных событиях февраля — марта 1917 г.?

Подведя итог ответам учащихся, учитель отмечает, что тем не менее состояние единения в обществе оказалось недолговечным. Как вы думаете, почему? Вместе с ростом недоверия к Временному правительству в обществе нарастают тревожные тенденции. Как вы думаете, какие?

Можно также предложить выполнить задание 2 (вып. 1, с. 48) в рабочей тетради.

5. Вопрос о выходе большевиков на политическую арену учитель излагает сам. Рассказывая об «Апрельских тезисах», можно зачитать выдержки из ленинской работы:

«1. Ввиду несомненной добросовестности широких слоев массовых представителей революционного оборончества, признающих войну только по необходимости, а не ради завоеваний, ввиду их обмана буржуазией надо особенно обстоятельно, настойчиво, терпеливо разъяснять им их ошибку, разъяснять неразрывную связь капитала с империалистской войной, доказывать, что кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала.

Организация самой широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии. Братанье.

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствием насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма.

Это своеобразие требует от нас умения приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни масс пролетариата.

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий. Разоблачение вместо недопустимого, сеющего иллюзии «требования», чтобы это правительство, правительство капиталистов, перестало быть империалистским.

4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве, и пока в слабом меньшинстве, перед блоком всех мелкобуржуазных оппортунистических, поддавшихся влиянию буржуазии и проводящих ее влияние на пролетариат элементов от народных социалистов, социалистов-революционеров до ОК (Чхеидзе, Церетели и пр.), Стеклова и пр. и пр.

Разъяснение массам, что С. Р. Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь терпеливое, систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс разъяснение ошибок их тактики.

Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок.

5. Не парламентарная республика — возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.

Устранение полиции, армии (т. е. замена постоянной армии всеобщим вооружением народа. — Л. К.), чиновничества.

Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет.

7. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С. Р. Д.

8. Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С. Р. Д. за общественным производством и распределением продуктов».

Затем учитель проводит беседу по содержанию документа: в чем суть революционного оборончества? Как предлагал решить вопрос о войне В. И. Ленин? Что означал в этот период выдвинутый Лениным лозунг «Вся власть Советам!»? Как собирался Ленин осуществить этот лозунг на практике? Какие экономические требования были сформулированы в «Апрельских тезисах»? В чем заключались принципиальные различия ленинского подхода к сложившейся в России ситуации от позиции меньшевиков и эсеров? Вместо беседы можно предложить учащимся выполнить задание 4 (вып. 1, с. 50) в рабочей тетради.

6. В ходе объяснения шестого вопроса учащиеся заполняют таблицу «Три кризиса правительственной власти»:


Линии сравнения

Апрельский кризис

Июньский кризис

Июльский кризис

Причины кризиса




Повод для начала массовых выступлений




Формы выступлений




Лозунги




Позиция большевиков




Позиция Исполнительного комитета Петроградского Совета




Итоги кризиса





Учитель может более подробно рассказать о составе первого коалиционного Временного правительства (май — июнь).

Министр-председатель и министр внутренних дел

князь Львов Г. Е., близкий к кадетам

Министр иностранных дел

Терещенко М. И., беспартийный

Военный и морской министр

Керенский А. Ф., эсер

Министр юстиции

Переверзев П. Н., трудовик

Министр торговли и промышленности

Коновалов А. И., прогрессист

Министр путей сообщения

Некрасов Н. В., кадет

Министр земледелия

Чернов В. М., эсер

Министр финансов

Шингарев А. И., кадет

Министр просвещения

Мануйлов А. А., кадет

Министр труда

Скобелев М. И., меньшевик

Министр продовольствия

Пешехонов А. В., народный социалист

Министр государственного призрения

князь Шаховской Д. И., кадет

Министр почт и телеграфов

Церетели И. Г., меньшевик

Государственный контролер

Годнев И. В., октябрист

Обер-прокурор

Львов В. Н., близкий к кадетам


Можно дополнить материал учебника рассказом о I съезде Советов и июньском кризисе Временного правительства.

На фоне продолжающегося кризиса возрастало влияние большевиков, которые оставались главными оппонентами коалиционного правительства. Министры-социалисты, чувствуя шаткость своего положения, попытались упрочить его при помощи I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 3 июня 1917 г. Меньшевики и эсеры располагали на съезде решающим большинством. Съезд принял резолюцию о доверии Временному правительству. Более того, лидер меньшевиков И. Г. Церетели заявил, что в России нет такой партии, которая согласилась бы взять власть целиком в свои руки. В ответ на эти слова В. И. Ленин заявил, что такая партия есть, — большевики готовы сделать это каждую минуту.

о решению президиума съезда и Исполкома Петроградского Совета на 18 июня была назначена массовая демонстрация в поддержку решений съезда. Большевики призвали своих сторонников принять участие в демонстрации, но под своими лозунгами, главным из которых был «Вся власть Советам!».

18 июня в Петрограде произошла грандиозная манифестация, в которой приняли участие до 500 тыс. человек. Вопреки ожиданиям лидеров съезда, демонстранты несли в основном плакаты с большевистскими требованиями.

Массовые демонстрации антиправительственной направленности прошли также в Москве, Харькове, Твери, Нижнем Новгороде, Минске и многих других городах. Фактически это был вотум недоверия коалиционному правительству. Его позиции пошатнулись. В стране разразился второй политический кризис.

7. Вопрос о выступлении генерала Корнилова учитель излагает сам. В дополнение к материалу учебника можно привести следующие факты.

24 июля был объявлен состав второго коалиционного Временного правительства (июль — август).

Министр-председатель

Керенский А. Ф., эсер

Министр внутренних дел

Авксентьев Н. Д., эсер

Министр иностранных дел

Терещенко М. И., беспартийный

Военный и морской министр

Керенский А. Ф., эсер

Министр юстиции

Зарудный А. С., народный социалист

Министр торговли и промышленности

Прокопович С. Н., беспартийный

Министр путей сообщения

Юренев П. П., кадет

Министр земледелия

Чернов В. М., эсер

Министр финансов

Некрасов Н. В., кадет

Министр просвещения

Ольденбург С. Ф., кадет

Министр труда

Скобелев М. И., меньшевик

Министр продовольствия

Пешехонов А. В., народный социалист

Министр государственного призрения

Ефремов И. Н., радикальный демократ

Министр почт и телеграфов

Никитин А. М., меньшевик

Государственный контролер

Кокошкин Ф. Ф., кадет

Обер-прокурор

Карташов А. В., кадет


Стремясь консолидировать поддерживающие его силы и предотвратить вползание страны в гражданскую войну, Временное правительство выступило инициатором созыва в Москве 12 августа Государственного совещания. Большевики отказались участвовать в совещании и организовали в день его открытия мощную забастовку в Москве, которая парализовала весь город.

Представители умеренных социалистических партий пытались склонить совещание к компромиссной позиции. Меньшевик Н. С. Чхеидзе предложил программу оздоровления страны, которая сочетала проведение целого ряда мер государственного контроля с сохранением основ капиталистического производства. Однако большинство делегатов вело речь о необходимости решительных мер по наведению дисциплины и порядка в стране. Донской атаман А. М. Каледин открыто призвал ликвидировать все революционно-демократические организации, в том числе и Советы. Это свидетельствовало о том, что в некоторой части общества крепла идея создания «власти твердой руки», а у сторонников пролетарской диктатуры появились конкуренты — сторонники диктатуры военной.

После Государственного совещания правые силы воспряли духом (хотя поиск потенциального диктатора они начали еще в апреле). В конце концов военные и некоторые представители промышленных и финансовых кругов остановили свой выбор на генерале Корнилове.

Далее рассказ учителя можно сочетать с коллективным обсуждением задания 7 (вып. 1, с. 51—53) в рабочей тетради.

Можно также дополнить материал учебника о положении в стране после подавления выступления генерала Корнилова.

Керенский, стремясь преодолеть возникший в результате «корниловского мятежа» правительственный кризис, после переговоров с ВЦИК создал 1 сентября новый орган власти — Совет пяти, или Директорию, без участия кадетов, которые под воздействием большевистской пропаганды воспринимались народными массами как пособники «корниловщины».


Персональный состав Директории (сентябрь)

Министр-председатель

Керенский А. Ф., эсер

Министр внутренних дел

Никитин А. М., меньшевик

Министр иностранных дел

Терещенко М. И., беспартийный

Военный министр

Верховский А. И., беспартийный

Морской министр

Вердеревский Д. Н., беспартийный


В этот же день, идя навстречу требованиям левых сил, Керенский объявил Россию республикой. Тем не менее положение власти оставалось крайне шатким. Перед лидерами меньшевиков и эсеров после совместного с большевиками устранения Корнилова встала реальная проблема: с какими силами идти на сотрудничество? По-прежнему с кадетами или с большевиками, создавая коалицию всех социалистических партий? Было решено обсудить этот вопрос на Демократическом совещании.

14 сентября Демократическое совещание начало свою работу. На нем присутствовало 1582 представителя от Советов, профсоюзов, кооперативов, армии и т. д. Среди делегатов, заявивших о своей партийной принадлежности, было 532 эсера, 172 меньшевика и 134 большевика. 19 сентября после долгих дискуссий незначительным большинством голосов была одобрена коалиция с кадетами. Для окончательного формирования состава правительства было решено создать новый представительный орган — Совет республики (или Предпарламент), куда были избраны представители всех фракций Демократического совещания.


Состав третьего коалиционного Временного правительства
(сентябрь — октябрь)

Министр-председатель

Керенский А. Ф., эсер

Министр внутренних дел

Никитин А. М., меньшевик

Министр иностранных дел

Терещенко М. И., беспартийный

Военный министр

Верховский А. И., беспартийный

Морской министр

Вердеревский Д. Н., беспартийный

Министр юстиции

Малянтович П. Н., меньшевик

Министр торговли и промышленности

Коновалов А. И., прогрессист

Министр путей сообщения

Ливеровский А. И., беспартийный

Министр земледелия

Маслов С. Л., эсер

Министр финансов

Бернарцкий Н. В., радикальный демократ

Министр просвещения

Салазкин С. С., кадет

Министр труда

Гвоздев К. А., меньшевик

Министр продовольствия

Прокопович С. Н., беспартийный

Министр государственного призрения

Кишкин И. М., кадет

Министр почт и телеграфов

Никитин А. М., меньшевик

Государственный контролер

Третьяков С. Н., прогрессист

Обер-прокурор

Карташов А. В., кадет


Создание нового кабинета министров со старым партийным составом не смогло стабилизировать политическую ситуацию, которая все более усугублялась по мере усиления экономического кризиса в стране.

Социально-экономическая ситуация. Нараставший паралич экономики России был вызван продолжавшейся войной, расходы на которую «съедали» более 80% бюджетных средств. В то же время из-за недостатка топлива и сырья закрывались предприятия. Выпуск промышленной продукции сократился только за один год (с 1916 по 1917 г.) почти на 36%. Быстро росла инфляция. Реальная заработная плата рабочих снижалась. В расстройство пришел железнодорожный транспорт. Острое недовольство населения городов вызывали продовольственные трудности.

Отчаявшись восстановить дезорганизованный товарооборот между городом и деревней с помощью повышения твердых цен на хлеб, Временное правительство все больше прибегало к административным мерам: введение хлебной монополии, карточек на продукты (в марте — июне) и даже попытки вооруженных реквизиций хлеба (осенью). Однако из-за слабости правительственной власти и эти меры не принесли желаемых результатов. В конце августа хлебный паек в Москве и Петрограде был сокращен до 200 г в день. На 5 октября запасов муки на фронтах оставалось на 6—15 дней, в Петрограде (на 14 октября) — на 7—8 дней. В подобной ситуации резко усилилось недовольство масс. Общее число бастующих в сентябре — октябре по сравнению с весной увеличилось в 7,7 раза и составило 2,5 млн. человек. Резко упала производственная дисциплина и производительность труда, что еще больше усугубило экономическую ситуацию. Нарастала волна крестьянских выступлений, захват ими помещичьих земель, разгром усадеб, неповиновение властям. Усилился национальный сепаратизм, разваливавший страну. Критическим было положение на фронте. Немцы захватили Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной. Ненависть и озлобление переполняли страну.

8. Восьмой вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника.


Задание на дом. § 12—13 и вопросы к ним. Задания 3 (с. 49), 6 (с. 51), 9 (с. 53) в рабочей тетради (вып. 1).






Для любых предложений по сайту: [email protected]