НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

Цель урока: уяснить, что причина перехода к новой экономической политике была прежде всего политическая — реальная угроза потери большевиками власти; что нэповская модель, ориентированная на восстановительный период, была малопригодна для решения задач индустриальной модернизации.

Основные знания: причины перехода к нэпу; сущность нэпа; основные экономические мероприятия нэпа; социально-экономические противоречия и итоги нэпа; сущность альтернативных вариантов преодоления противоречий нэповской модели.

Основные понятия: новая экономическая политика; продовольственный налог; концессии; «командные высоты» в экономике.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 20); хрестоматия; таблица.


Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 81), 4 (с. 82) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Кто из лидеров партии социалистов-революционеров вошел в состав Уфимской директории?

а) Н. Д. Авксентьев;

б) А. Р. Гоц;

в) В. М. Чернов.

Кто возглавил Временное правительство Северной области?

а) Эсер В. М. Зензинов;

б) меньшевик И. М. Майский;

в) эсер Н. В. Чайковский.

Кто из левых эсеров, работавших в ВЧК, участвовал в убийстве немецкого посла Мирбаха?

а) В. А. Александрович;

б) Я. Г. Блюмкин;

в) Г. Д. Закс.

Кто возглавлял крестьянское движение на Украине в годы Гражданской войны?

а) С. М. Буденный;

б) Н. И. Махно;

в) С. В. Петлюра.

Кто такой А. С. Антонов?

а) Член ЦК Партии социалистов-революционеров;

б) участник покушения на графа Мирбаха;

в) бывший начальник милиции, возглавивший крестьянское восстание.

Кто был избран председателем Кронштадтского временного революционного комитета?

а) Генерал А. Н. Козловский;

б) старший писарь С. Петриченко;

в) лидер эсеров В. М. Чернов.

Какие требования выдвинули моряки Кронштадта (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Ликвидация советской власти;

б) свобода слова и печати;

в) освобождение всех политических заключенных социалистических партий;

г) немедленный созыв Учредительного собрания;

д) немедленное переизбрание Советов;

е) свобода хозяйствования крестьян на своей земле.

Кто возглавил войска, подавившие выступление моряков Кронштадта?

а) С. М. Буденный;

б) М. Н. Тухачевский;

в) И. П. Уборевич.


План изучения нового материала

1. Политический и экономический кризис начала 20-х гг.

2. Переход к новой экономической политике.

3. Социально-экономические итоги нэпа.

4. Социальные и экономические противоречия нэпа.

5. Альтернативные варианты преодоления противоречий нэповской модели.


1. Приступая к изложению нового материала, учитель спрашивает: как называлась экономическая политика Советского государства в годы Гражданской войны? В чем сущность «военного коммунизма»? Какие мероприятия в области сельского хозяйства характеризовали «военный коммунизм»? Каково было отношение крестьян к политике «военного коммунизма»? Существовала ли связь между политикой «военного коммунизма» и Кронштадтским восстанием?

Проблему экономических последствий Гражданской войны учащиеся могут изучить самостоятельно, прочитав раздел «Последствия «великой смуты» в § 20 и выполняя задание 1 (вып. 1, с. 89) в рабочей тетради.

2. Второй вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с работой с документом «О необходимости замены продразверстки натуральным налогом» (из резолюции Х съезда РКП(б), 1921 г.), помещенным в хрестоматии, и выполнением задания 2 (вып. 1, с. 89—90) в рабочей тетради.

3. Социально-экономические итоги нэпа учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел § 20 и выполняя задания 3, 4 (с. 90), 7 (с. 92) в рабочей тетради (вып. 1).

4. Четвертый вопрос учитель объясняет, опираясь на текст учебника. Перед объяснением учитель предлагает учащимся логическое задание: докажите, что во время нэпа в стране произошла социальная дифференциация. Можно предложить учащимся выполнить задание 5 (вып. 1, с. 91) в рабочей тетради. Выслушав ответы, учитель зачитывает отрывок из письма безработных XIII съезду РКП(б), помещенный в хрестоматии, и спрашивает: как реалии новой экономической политики отразились на морально-психологическом состоянии общества и его отдельных слоев?

5. Перед объяснением пятого вопроса учитель может сформулировать проблемное задание: почему на основе нэпа нельзя было форсированно развивать тяжелую промышленность и военно-промышленный комплекс? Объясняя новый материал, необходимо опираться на текст учебника. При этом учитель акцентирует внимание на так называемом «восстановительном эффекте» нэпа и новых задачах, вставших перед страной после завершения восстановительного периода. Затем учитель спрашивает: можно ли считать эти задачи совершенно новыми для России? За счет каких средств проводилась индустриальная модернизация в царской России? Как пытались решить проблему привлечения иностранных капиталов большевики? Почему иностранные предприниматели не спешили вкладывать свои деньги в российскую экономику? Далее учитель характеризует состояние внутренних резервов. Объясняя экономические последствия осереднячивания деревни, можно предложить учащимся выполнить задание 10 (вып. 1, с. 94) в рабочей тетради.

6. В ходе изложения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Альтернативные варианты преодоления экономических противоречий нэповской модели»:


Основное экономическое
противоречие нэповской модели

Пути преодоления противоречия

Точка зрения Преображенского

Точка зрения Бухарина


В дополнение к материалу учебника можно рассказать о Н. И. Бухарине.

Николай Иванович Бухарин (1888—1938) родился в учительской семье. В 1907—1910 гг. учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета. Член РСДРП с 1906 г., большевик. Неоднократно арестовывался. В 1911 г. бежал из ссылки, эмигрировал. В эмиграции изучал политическую экономию и социологию, слушал лекции в Венском университете. Работал в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Дании, Швеции, Норвегии, США; познакомился с теорией и практикой рабочего движения, лидерами западноевропейской социал-демократии. В 1915 г. выступил с критикой ленинского лозунга поражения России в Мировой войне и требования права наций на самоопределение. С октября 1916 г. находился в США.

В апреле 1917 г. возвратился в Россию (через Японию) и в основном одобрил «Апрельские тезисы» Ленина. На VI съезде РСДРП(б) был избран членом ЦК. Во время Октябрьского вооруженного восстания находился в Москве.

В послеоктябрьский период Н. И. Бухарин в числе ведущих идеологических работников партии, ответственный редактор «Правды». Одновременно занимался хозяйственной работой: входил в состав президиума ВСНХ, затем стал заместителем его председателя. В период внутрипартийной борьбы по вопросу о Брестском мире Бухарин возглавлял фракцию «левых коммунистов», выступавших против заключения мира с Германией. В 1919 г. Бухарина избирают кандидатом в члены Политбюро, в 1924 г. он становится членом Политбюро. Одновременно ведет большую работу в Коммунистическом Интернационале как заместитель председателя.

С переходом к нэпу Бухарин становится наиболее рьяным его приверженцем, хотя до этого был известен как теоретик «военного коммунизма». В период внутрипартийной борьбы 20-х гг. он выступил совместно со Сталиным против Троцкого, Каменева, Зиновьева. В 1925—1927 гг. был одним из влиятельнейших людей в партии и государстве. Но постепенно между ним и Сталиным начинает нарастать конфронтация. Бухарин был обвинен в правом уклоне, в ноябре 1929 г. выведен из состава Политбюро, снят с поста редактора «Правды». В последующие годы занимал незначительные хозяйственные посты, был редактором газеты «Известия». На декабрьском (1936 г.) и февральско-мартовском (1937 г.) пленумах ЦК ВКП(б) Бухарин был обвинен в контрреволюционной деятельности и в 1938 г. приговорен к смертной казни. Реабилитирован в 1988 г.


Задание на дом. § 20 и вопросы к нему.






Для любых предложений по сайту: [email protected]