Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ОТ ИДЕИ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ К ПОИСКУ ВЫХОДА ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)
Цель урока: уяснить, что противоречивый характер советской внешней политики в 20-е гг. определялся двумя подходами: идеологическим и прагматическим; разъяснить, что первый подразумевал верность принципу «пролетарского интернационализма» и надежду на неизбежную мировую революцию, а второй оформился в виде ленинской концепции «мирного сосуществования» государств с различным общественным строем.
Основные знания: причины создания и суть политики Коминтерна; эволюция взглядов В. И. Ленина на проблему мировой пролетарской революции; причины сближения Советской России с Германией; экономическое сотрудничество СССР с капиталистическими государствами.
Основные понятия: Коминтерн; «мирное сосуществование».
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 22); хрестоматия; таблица; карта «Международное положение и внешняя политика СССР (1921—1941 гг.)».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 3 (вып. 1, с. 97) в рабочей тетради, а также провести проверочное тестирование.
В каком году был учрежден пост Генерального секретаря партии?
а) 1917 г.;
б) 1922 г.;
в) 1923 г.
В каком году состоялся судебный процесс над эсерами?
а) Декабрь 1921 г.;
б) июнь — август 1922 г.;
в) июнь 1923 г.
Какой приговор был вынесен двенадцати подсудимым на эсеровском процессе?
а) Отсрочка смертной казни и ее зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле;
б) немедленный расстрел;
в) высылка за границу.
В какой работе Ленин дал характеристику своим ближайшим соратникам?
а) «Письмо к съезду»;
б) «Лучше меньше, да лучше»;
в) «Странички из дневника».
Сгруппируйте из перечисленного ниже пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) Кронштадтский мятеж;
б) переход к новой экономической политике;
в) ужесточение политического режима;
г) образование СССР;
д) ленинский призыв в партию;
е) экономическая и хозяйственная взаимозависимость территорий бывшей Российской империи;
ж) процесс над эсерами;
з) снижение интеллектуального уровня ВКП(б).
Каково было главное политическое противоречие нэпа?
а) Отсутствие массовой поддержки нэпа среди членов ВКП(б);
б) отсутствие массовой поддержки нэпа среди крестьян;
в) отсутствие политического плюрализма.
Кто стал председателем Совнаркома после смерти В. И. Ленина?
а) В. М. Молотов;
б) А. И. Рыков;
в) Л. Д. Троцкий.
Кто был главным политическим соперником Сталина в 20-х гг.?
а) Н. И. Бухарин;
б) Г. Е. Зиновьев;
в) Л. Д. Троцкий.
Кому из партийных лидеров В. И. Ленин дал следующую характеристику: «...не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»?
а) Н. И. Бухарину;
б) И. В. Сталину;
в) Л. Д. Троцкому.
Какие рекомендации были даны Лениным в «Письме к съезду»?
а) Переместить Сталина с поста Генерального секретаря;
б) назначить генеральным секретарем Л. Д. Троцкого;
в) вывести Сталина и Троцкого из состава Политбюро.
Почему всякая оппозиция нарождавшемуся сталинскому режиму терпела в 20-е гг. поражение (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Оппозиция не имела широкой социальной поддержки;
б) борьба велась лишь в верхних эшелонах власти, и ее смысл был непонятен рядовым членам партии;
в) Сталин пользовался значительной популярностью в стране;
г) Сталин оказался более изощренным тактиком, чем его соперники.
Кто разработал проект создания единого Советского государства на принципах автономного устройства его территорий?
а) В. И. Ленин;
б) Г. К. Орджоникидзе;
в) И. В. Сталин.
Отметьте четыре советские республики, которые первоначально вошли в состав СССР:
а) РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия;
б) РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация;
в) РСФСР, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Какие комиссариаты после заключения союзного договора оказались исключительно в ведении СССР (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Внешней торговли;
б) здравоохранения;
в) иностранных дел;
г) обороны;
д) продовольствия;
е) просвещения;
ж) финансов.
Когда была принята первая Конституция СССР?
а) 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР;
б) 25 апреля 1923 г. на XII съезде РКП(б);
в) 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.
План изучения нового материала
1. Коминтерн в системе советской внешней политики.
2. Прорыв мировой изоляции советской страны.
3. Генуэзская конференция.
4. Советско-германские отношения.
5. Международное признание СССР. Экономическое сотрудничество.
6. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.
1. Первую проблему можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу над документом, помещенным в конце § 22 (из доклада Н. И. Бухарина на IV конгрессе Коминтерна), и беседу.
Рассказав о международных аспектах, способствовавших победе большевиков в гражданской войне, учитель спрашивает: какова была главная внешнеполитическая установка большевиков и чем закончилась попытка реализовать ее во время Русско-польской войны 1920 г.? Рассказав о создании Коминтерна, учитель просит учащихся прочитать выдержку из доклада Н. И. Бухарина и ответить на следующие вопросы: какова главная цель создания Коминтерна? В чем суть тактики «красной интервенции»? Далее учитель рассказывает о попытках претворить эти идеи на практике.
2. В ходе объяснения второго вопроса учащиеся начинают заполнять таблицу «Советская Россия в системе международных отношений в 20-е гг.»:
Система международных отношений |
Даты |
События |
Установление дипломатических отношений |
||
Развитие торговых отношений |
||
Участие в международных конференциях |
Характеризуя международную обстановку после окончания Гражданской войны, учитель спрашивает: в чем причины международной изоляции Советской России? Как вы думаете, почему Советскую Россию признали прежде всего граничащие с ней государства? Как и почему изменились взгляды В. И. Ленина на проблему мировой революции?
3. По третьему вопросу возможна организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. Учащиеся продолжают работать с таблицей, а также выполняют задание 3 (вып. 1, с. 103), первый и второй пункты задания 4 (вып. 1, с. 104) в рабочей тетради.
4. Рассматривая советско-германские отношения, учитель рассказывает о заключенном 16 апреля 1922 г. в Рапалло договоре. Какие обстоятельства толкнули Россию и Германию к заключению договора? Затем можно зачитать отрывок из договора, заключенного между РСФСР и Германией, помещенный в хрестоматии. Какие вопросы находились в центре внимания договаривающихся сторон? Как вы думаете, какова была реакция мировых держав на этот договор? Можно ли считать, что этот договор стал концом преобладания во внешней политике РСФСР коминтерновских установок?
В дополнение к материалу учебника можно рассказать о руководителе советской делегации на Генуэзской конференции.
Георгий Васильевич Чичерин (1872—1936) происходил из дворян Тамбовской губернии, сын отставного дипломата, племянник юриста и философа Б. Н. Чичерина. В 1898 г. закончил историко-филологический факультет Петербургского университета и поступил на службу в архив Министерства иностранных дел. Участвовал в составлении «Очерка истории Министерства иностранных дел России», работал над книгой о выдающемся русском дипломате канцлере А. М. Горчакове. С 1903 г. оказывал содействие революционным организациям. Получив по состоянию здоровья отпуск, в начале 1904 г. выехал за границу, где вступил в РСДРП. Участвовал в работе V съезда партии, был редактором органа Заграничного бюро РСДРП. В 1907 г. примкнул к меньшевикам. Во время Первой мировой войны проживал в Лондоне, сотрудничал с английскими профсоюзными и социалистическими изданиями. После февраля 1917 г. — секретарь Лондонского комитета по репатриации эмигрантов. В августе был арестован за антивоенную пропаганду среди английских рабочих. В январе 1918 г. был обменен на английского посла в России Д. Бьюкенена. По прибытии в Петроград назначен заместителем наркома иностранных дел. С 24 февраля 1918 г. — глава советской делегации на переговорах в Брест-Литовске, исполняющий обязанности наркома иностранных дел, а 30 мая утверждается наркомом. В 1919—1921 гг. участвовал в заключении мирных договоров с прибалтийскими странами и Польшей, а также договоров о дружбе с Персией, Афганистаном и Турцией. В 1922 г. возглавил советскую делегацию на Генуэзской конференции. С образованием Советского Союза назначается наркомом иностранных дел СССР. Неоднократно выступал против прямолинейных и непрофессиональных внешнеполитических указаний руководства ВКП(б), добивался их корректировки и даже отмены. С сентября 1928 по январь 1930 г. находился на лечении за границей. По возвращении в СССР освобожден от должности.
Чичерин внес значительный вклад в дело становления советской дипломатии и подготовки квалифицированных дипломатических кадров, был всесторонне подготовленным в научном и культурном отношении работником, в совершенстве владел основными иностранными языками, хорошо знал историю дипломатии, увлекался музыкой. Последние годы жизни работал над книгой о Моцарте, своем любимом композиторе.
5. Пятый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника и показывая на карте страны, заключившие договоры с советской страной. Учащиеся продолжают работать с таблицей. Для закрепления материала можно организовать беседу по вопросам: какие исторические обстоятельства и события заставили капиталистические страны признать Советское правительство? Стал ли СССР полноправным членом мирового сообщества? В чем вы видите плюсы и минусы экономического сотрудничества советской страны с зарубежными странами в 20-е гг.?
6. Перед объяснением учебного материала учитель может сформулировать проблемное задание: расскажите о причинах напряженности международной обстановки в 20-е гг.
Подводя итоги ответам учащихся, учитель может привести отрывок из воспоминаний Г. В. Чичерина:
«Я вернулся домой из Западной Европы в июне 1927 г. ...В Москве все говорили о войне, я пытался их разубеждать. Никто не собирался нападать на нас, говорил я. Потом один сотрудник просветил меня. Он сказал: «Тсс! Нам это известно. Но мы должны использовать эти слухи против Троцкого!»
Задание на дом. § 22 и вопросы к нему. Задания 1 (с. 101), 3 (с. 103), 5 (с. 104) в рабочей тетради (вып. 1).