ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: СМЕНА ОРИЕНТИРОВ - СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: СМЕНА ОРИЕНТИРОВ - СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.

Цель урока: усвоить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг.; проследить взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства; оценить положение СССР в мире, в системе международных отношений.

Основные знания: изменение ориентиров советской внешней политики после прихода к власти в Германии фашистов; роль Коминтерна в советской внешней политике; оказание помощи со стороны СССР республиканскому правительству Испании; дальневосточная политика СССР; Мюнхенское соглашение и формирование предпосылок для нового изменения внешнеполитической стратегии советского руководства.

Основные понятия: геополитические интересы; имперская политика; Лига Наций; политика умиротворения; система коллективной безопасности; фашизм.

Работа с исторической картой: уметь назвать и показать на карте «Международное положение и внешняя политика СССР (1921—1941 гг.)» формирование очагов военной опасности в мире; изменение границ в Европе в 30-е гг.; места основных военных конфликтов с участием СССР.

Работа с историческими источниками: договор о взаимопомощи между СССР и Францией (1935 г.); договор о взаимопомощи между СССР и Чехословакией (1935 г.); материалы VII конгресса Коминтерна; отчетный доклад ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии (1939 г.); воспоминания А. А. Громыко «Памятное» (М., 1986. — Т. 1. — С. 134—140); мемуары П. А. Судоплатова «Разведка и Кремль» (М., 1996. — С. 38—58) и др.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-2.

Основные даты: 1933 г. — приход Гитлера к власти в Германии; 1933 г. — одобрение партийным руководством ВКП(б) плана создания системы коллективной безопасности в Европе; 1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций; 1935 г. — заключение СССР договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией; 1935 г. — VII конгресс Коминтерна; 1938 г. — советско-японский вооруженный конфликт у озера Хасан.

Проблемы для дискуссии. Определите основные геополитические интересы СССР в 30-е гг. Совпадали ли они с геополитическими интересами Российской империи в начале века? Зависят ли геополитические интересы страны от существующего в ней политического режима? Можно ли охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику сталинского руководства как имперскую?

Для закрепления нового материала ученикам можно предложить заполнить таблицу «Основные направления внешней политики СССР»:


Сфера деятельности

1928—1933 гг.

1933—1938 гг.

По линии Коминтерна



В отношениях с Германией



В отношениях с Англией и Францией



В отношениях с США



В отношениях с Китаем



В области торгово-экономического сотрудничества



В отношении Лиги Наций




После заполнения таблицы ученики должны прокомментировать основные ее положения.

Для текущего и итогового контроля могут быть предложены следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Какие факты свидетельствуют об укреплении международных позиций СССР в 30-е гг.? Почему США были вынуждены признать СССР в 1933 г.? Почему СССР вступил в Лигу Наций? Какую политику он там проводил? Какова роль и степень участия СССР в Гражданской войне в Испании?

Второй уровень. Какие факторы обусловили «новый курс» советской дипломатии в 30-е гг.? Проследите за эволюцией тактической линии Коминтерна в 30-е гг. Сохранила ли коминтерновская линия во внешней политике СССР свою ведущую роль и в 30-е гг.? В чем особенность договора 1935 г. между СССР и Чехословакией? Какую роль сыграла эта особенность в последующем развитии международной ситуации? Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе? Дайте характеристику основных направлений внешней политики СССР на Дальнем Востоке.

Третий уровень. Как вы считаете, почему демократические державы Запада не поддержали Советский Союз в его борьбе за создание системы коллективной безопасности?


Задание на дом. § 28, вопросы и задания к нему. Задания 8, 9 из рабочей тетради (вып. 2, с. 28—29).






Для любых предложений по сайту: [email protected]