Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)
Цель урока: уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой — попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы — расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.
Основные знания: содержание советско-германского договора о ненападении; суть секретных протоколов; причины и итоги войны с Финляндией; мероприятия по укреплению обороноспособности страны; суть планов «Барбаросса» и «Ост».
Основные понятия: секретные протоколы; план «Барбаросса»; план «Ост»; блицкриг.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 30); хрестоматия; таблица; карты «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны», «Международное положение и внешняя политика СССР (1921—1941 гг.)».
План изучения нового материала
1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939 г.
2. Расширение территории СССР.
3. Война с Финляндией.
4. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.
5. Подготовка Германии к нападению на СССР.
1. Перед объяснением первой проблемы учитель предлагает учащимся вспомнить, какова была главная цель советской внешней политики в 30-е гг. В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности?
Рассказывая об англо-франко-советских переговорах, учитель может зачитать следующие документы:
Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.
...Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям.
Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939 г.
1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5—10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.
2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.
Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г.
Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине... что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.
Из заявления министра иностранных дел Польши от 14 мая 1939 г.
Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских переговорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем... Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы конфликт.
Затем учитель просит сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. В чем вы видите принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам? Какую позицию занимала Польша? Как вы думаете, почему?
Рассказ учителя о заключении советско-германского договора о ненападении целесообразно иллюстрировать фрагментами из текста договора и секретных протоколов к нему с показом территорий, признаваемых сферой интересов СССР.
Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 г.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939 г.).
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Предварительно перед учащимися ставятся проблемные вопросы: можно ли считать, что со стороны Советского Союза договор с Германией был вынужденной мерой? Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Какие выгоды получали СССР и Германия от заключения этого договора? В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?
2. Рассказ о расширении территории СССР накануне Великой Отечественной войны сопровождается показом этих территорий на карте и выполнением задания 2 (вып. 2, с. 37) в рабочей тетради.
3. Учитель предлагает учащимся задание: в ходе изложения нового материала составьте краткий конспект по следующему плану (он заранее готовится на доске):
1). Причины войны с Финляндией.
2). Характер войны.
3). Основные события войны.
Дата |
Событие |
Итог и значение |
4. Проблему укрепления обороноспособности страны учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задание 4 (вып. 2, с. 39) в рабочей тетради.
5. Пятый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника и документы, помещенные в конце § 30 и в хрестоматии. Можно также предложить учащимся выполнить задание 5 (вып. 2, с. 40) в рабочей тетради. В заключение целесообразно обсудить проблему, какую судьбу уготовили нашей стране и ее народу немецкие фашисты.
Задание на дом. § 30 и вопросы к нему. Задания 3 (с. 38), 6 (с. 41) в рабочей тетради. Можно дать задание отдельным учащимся подготовить сообщения на темы: «Советский разведчик Рихард Зорге», «Героизм советских пограничников в первые дни войны», «Героическая оборона Брестской крепости», «Первые Герои Советского Союза» и др.