МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ - СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-Х ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ - СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-Х ГГ.

Цель урока: рассмотреть состояние международного положения СССР к моменту смерти И. В. Сталина, проанализировать возможные альтернативы развития внешней политики нового советского руководства; на конкретных примерах показать изменение международного климата в 50-е гг.; довести до сознания учеников изменения в теоретических основах советской внешней политики, происшедшие в эти годы; раскрыть сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем; обратить внимание на новый характер отношений между СССР и странами социализма, а также развивающимися странами.

Основные знания: разработка новой стратегии советской внешней политики; развитие отношений с Западом; проблема разоружения в отношениях Восток — Запад; отношения СССР со странами «социалистического лагеря»; страны «третьего мира» во внешней политике СССР.

Основные понятия: мирное сосуществование; страны «третьего мира»; движение неприсоединения; Венгерский кризис; Карибский кризис.

Работа с исторической картой: показать на «Карте мира» основные очаги политической напряженности в отношениях Восток — Запад в 1953—1964 гг.; показать страны-союзники СССР в эти годы; назвать и показать ведущие страны «третьего мира».

Работа с историческими источниками: договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5 августа 1963 г.); «Воспоминания» Н. С. Хрущева (М., 1997. — С. 493—498); мемуары А. Ф. Добрынина «Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962—1986 гг.)» (М., 1996. — С. 59—81); воспоминания Ю. В. Дубинина «Дипломатическая быль. Записки посла во Франции» (М., 1997. — С. 80—112); воспоминания П. Абрасимова «На дипломатическом посту» (М., 1987. — С. 27—68); воспоминания М. А. Меньшикова «Вашингтон, 16-я улица. Из записок советского посла» (М., 1986. — С. 188—199); воспоминания А. М. Александрова-Агентова «От Коллонтай до Горбачева. Воспоминания дипломата, советника А. А. Громыко, помощника Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко и М. С. Горбачева» (М., 1994. — С. 102—107); воспоминания К. Н. Брутенца «Тридцать лет на Старой площади» (М., 1998. — С. 197—224).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Основные персоналии: Г. М. Маленков; Н. С. Хрущев; Н. А. Булганин; В. М. Молотов; Д. Т. Шепилов; А. А. Громыко.

Основные даты: 1953 г. — подписание перемирия в Корее; 1955 г. — подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией; 1955 г. — прекращение состояния войны СССР с Германией; май 1955 г. — подписание странами социалистического содружества Варшавского Договора; 1956 г. — прекращение состояния войны СССР с Японией; 1956 г. — Венгерский кризис; октябрь 1962 г. — Карибский кризис.

Вопросы для дискуссии. Какие альтернативы советской внешней политике существовали после смерти И. В. Сталина? Кто их представлял? Какая из них реализовалась и почему?


Для закрепления в памяти учащихся дат, раскрывающих насыщенную внешнеполитическую деятельность советского руководства, можно предложить им привести в соответствие данные таблицы.


Дата

Событие

1

1955


Окончание корейской войны

2

1953


Образование Организации Варшавского Договора

3

1955


Подписание государственного договора с Австрией

4

1956


Нормализация советско-югославских отношений

5

1955


Роспуск Коминформа

6

1962


Ввод советских войск в Венгрию

7

1956


Начало кризиса в советско-китайских отношениях

8

1959


Возведение берлинской стены

9

1963


Карибский кризис

10

1961


Подписание договора о запрещении ядерных испытаний


Для закрепления знаний можно заполнить таблицу «Сходство и различие внешнеполитических концепций В. М. Молотова и Г. М. Маленкова»:


Проблемы

Позиция Г. М. Маленкова

Позиция В. М. Молотова

Мирное сосуществование



Разоружение



Допустимость ядерной войны



Отношения с социалистическими странами



Венгерский кризис



Отношения со странами «третьего мира»



Прекращение войны в Корее




Работая с историческими источниками, учитель может зачитать фрагмент из Декларации СССР и Японии 19 октября 1956 г.:

«Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружеские отношения...

Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии острова Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией...»

По этому документу ученикам следует предложить ответить на вопросы: почему восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией состоялось лишь через одиннадцать лет после окончания Второй мировой войны? Что этому мешало прежде? Почему советское руководство согласилось передать Японии часть Южнокурильской гряды? Почему этот пункт московской декларации 1956 г. так и не был выполнен? Был ли заключен мирный договор между двумя странами?

Для закрепления материала урока ученикам могут быть предложены следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Какие подходы к проведению внешней политики существовали у советского руководства после смерти Сталина? Когда подписано перемирие в Корее? Чем закончилась корейская война? Назовите мероприятия советского руководства к разблокированию накопившихся региональных проблем во взаимоотношениях Восток — Запад в 1953—1955 гг. Какими выводами XX съезда КПСС руководствовалась советская внешняя политика в 1956—1964 гг.? Какие новации в подходах к советской внешней политике появились в предвыборном выступлении Г. М. Маленкова в марте 1954 г.? Какие мирные инициативы СССР 1955—1964 гг. вы знаете? В чем суть Берлинских кризисов 1953 и 1961 гг.? Чем закончился Карибский кризис 1962 г.? Что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма в 1953—1964 гг.? Какие изменения произошли в отношениях СССР со странами, освободившимися от колониального гнета? Какую помощь оказывал СССР странам «третьего мира»? Приведите примеры. Что нового в оценке национально-освободительного движения дал XX съезд КПСС?

Второй уровень. Чем объясняется корректировка советской внешней политики после смерти Сталина? В чем сходство и в чем отличие позиций Маленкова и Хрущева в концептуальных вопросах советской внешней политики? Почему именно отношения с Западом стали важнейшим направлением советской внешней политики после смерти Сталина? Покажите на конкретных примерах сохранение незыблемости внешнеполитического курса советского руководства по ключевым вопросам. Дайте оценку действиям советского руководства во время Ближневосточного кризиса 1956 г. Оцените действия СССР во время венгерских событий 1956 г. Какие политические уроки извлекло советское руководство из советско-югославского конфликта второй половины 40-х гг.? Почему Запад так и не откликнулся на многочисленные советские предложения о сокращении вооружений и разоружении в 1953—1964 гг.? Какие социалистические страны и почему стремились обособиться от СССР, вести собственный внешнеполитический и внутриполитический курс? На какие силовые элементы опиралось советское руководство, проводя жесткий внешнеполитический курс в отношении Запада? Как вы понимаете заявление Хрущева американцам о том, что «мы вас закопаем»? Почему, на ваш взгляд, лидеры Запада не доверяли советскому руководству? Какие факторы влияли на недоверие советского руководства заявлениям западных лидеров?

Третий уровень. Дайте общую оценку советской внешней политики первого постсталинского десятилетия. Как вы оцениваете создание Организации Варшавского Договора? Когда она была создана и кто первоначально в нее входил? Почему подверглись критике внешнеполитические заявления Маленкова в марте 1954 г.? С какими позициями этого выступления не были согласны члены высшего руководства?


Задание на дом. § 43 и вопросы к нему. Задания 3, 8, 9 из рабочей тетради (вып. 3, с. 28, 30—31).






Для любых предложений по сайту: [email protected]