ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг. - СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг. - СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.

Цель урока: уяснить что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.

Основные знания: концепция «развитого социализма»; противоречия в развитии художественной культуры; диссидентское движение.

Основные понятия: теория конвергенции; застой в духовной жизни; советский народ; концепция «развитого социализма»; «магнитофонная революция»; «антисистема»; диссидентское движение.

Работа с исторической картой: показать основные центры движения диссидентов в СССР в 60—70-е гг.

Работа с историческими источниками: доклад Л. И. Брежнева на праздновании 50-летия Октября (1967 г.); выступление Ю. В. Андропова 22 апреля 1982 г.; постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (7 января 1969 г.); воспоминания А. Д. Сахарова (М., 1996. — Т. 1. — С. 380—425); письма академика П. Л. Капицы А. И. Солженицыну (2 апреля 1972 г.) и Ю. В. Андропову (18 апреля 1973 г.) (Капица П. Л. Воспоминания. Письма. Документы. — М., 1994. — С. 454—455); воспоминания Ф. Д. Бобкова «КГБ и власть» (М., 1995. — С. 274, 277, 279—285); воспоминания В. А. Буковского «И возвращается ветер» (М., 1990. — С. 154—156); воспоминания В. И. Новодворской «По ту сторону отчаяния» (М., 1993. — С. 63—66); воспоминания А. Альмарика «Записки диссидента» (М., 1991. — С. 381—398); воспоминания Ю. Орлова «Опасные мысли» (М., 1992. — С. 191—209).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Основные персоналии: М. А. Суслов; Ю. В. Андропов; А. И. Солженицын; А. Д. Сахаров; И. Бродский; В. С. Высоцкий; А. И. Райкин; Ю. В. Орлов.

Основные даты: 1965 г. — начало движения диссидентов; 1969 г. — образование Инициативной группы защиты прав человека в СССР; 1974 г. — «бульдозерная» выставка в Москве; 1976 г. — создание группы содействия выполнению хельсинкских соглашений СССР.

Проблемы для дискуссии. Советская культура в 1965—1984 гг.: достижения и потери. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, основные этапы.

Для рассмотрения основных положений достаточно материала учебника. И все же целесообразно дополнить его биографическими справками А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова.


Александр Исаевич Солженицын (р. 1918 г.) — выдающийся русский писатель и общественный деятель. Уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой он был, Солженицын выступал против пороков существовавшей в стране общественной системы, за что был арестован и в 1945—1953 гг. отбывал наказание в сталинских лагерях, в 1953—1956 гг. — в ссылке. Лишь после XX съезда КПСС он смог вернуться к активной литературной работе. Неудивительно, что первыми его произведениями периода «оттепели» стали два коротких рассказа — «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», опубликованные в начале 60-х гг. в «Новом мире». Главная их тема — сохранение человеческой души в условиях тоталитарного режима, внутреннее противостояние ему как в лагерных застенках, так и в простой советской глубинке. Этой же проблематике он посвятил и свои последующие крупные работы («В круге первом», «Раковый корпус» и др.). Однако наибольшую известность в СССР и в мире он приобрел как автор художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ». За эту работу Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии в 1970 г., но именно за нее же подвергся преследованиям со стороны властей. За свои взгляды Солженицын в 1974 г. был отправлен в изгнание (вначале жил в ФРГ, а с 1976 г. — в США). Крупнейшим произведением этого периода стало «Красное колесо», в котором на огромном фактическом материале автор глубоко исследует причины революционного взрыва 1917 г., политические и идейные платформы разных сил, одним из первых ставит вопрос об альтернативности развития страны в этот сложный период. В 1994 г. А. И. Солженицын вернулся в Россию, где наряду с литературной работой большое внимание уделяет оказанию практической помощи в нравственном возрождении российского общества.

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921—1989) был одной из самых ярких исторических фигур XX в. Выходец из семьи дворян-интеллигентов, сторонников либерального переустройства России. Дед Андрея Дмитриевича был известным адвокатом, дружил с В. Г. Короленко, Ф. Н. Плевако, В. В. Вересаевым. Отец был известным ученым-физиком, преподавателем МГПИ. Мать преподавала гимнастику в одном из учебных заведений. Уже в предвоенные годы Андрей Дмитриевич сложился как талантливый физик, а в послевоенный период стал одним из крупнейших в мире специалистов в различных областях этой науки: магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемого термоядерного синтеза, элементарных частиц, астрофизики, гравитации и т. д. Его по праву называют «отцом советской водородной бомбы», испытанной в 1953 г. Тогда он был уверен в том, что это изобретение способно предотвратить новую мировую войну, так как будет сдерживающим фактором для возможного агрессора. Он был самым молодым академиком АН СССР, был трижды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Со временем Сахаров отчетливо осознал необходимость преодоления раскола мира на две враждующие системы и выступил одним из горячих приверженцев теории конвергенции. Человек кристальной чистоты, порядочности и смелости, он (как, впрочем, и другие крупные ученые — создатели ядерного оружия) уже в 50-е гг. активно выступил за прекращение испытаний ядерного оружия, а в конце 60-х — начале 70-х гг. стал признанным лидером правозащитного движения в СССР. «Совестью нации и эпохи» называли этого человека многие современники. В своей известнейшей работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности: ядерная война, голод, возможная экологическая и демографическая катастрофы, дегуманизация общества, расизм и национализм, диктаторские террористические режимы. Выход из сложившейся ситуации он видел в демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, сближении двух систем и их взаимообогащении. После этой работы Сахаров был отстранен от секретных военных разработок и за ним был установлен жесткий контроль со стороны КГБ. За свою выдающуюся правозащитную деятельность в 1975 г. Сахаров был удостоен Нобелевской премии мира, для получения которой власти не разрешили ему покинуть СССР. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Сахаров выступил с решительным протестом против этого шага, который, по его мнению, приведет к срыву политики разрядки и к гибели тысяч советских солдат. За это в январе 1980 г. он был лишен всех государственных наград и сослан в Горький, где продолжил правозащитную деятельность. Лишь в декабре 1986 г. был возвращен в Москву в условиях начавшейся «перестройки». В 1989 г. Андрей Дмитриевич был избран народным депутатом СССР. Им был разработан проект новой конституционной страны, однако вынести его на обсуждение он не успел — в декабре того же года Андрей Дмитриевич умер.

Раскрывая противоречивый характер развития отечественной культуры, учитель должен отметить, что, несмотря на все ограничения и всеохватывающий партийно-государственный контроль за культурой, развитие самых различных ее направлений не остановилось.

В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Ф. Бондарчука («Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» и др.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим — Черное ухо» и др.), Т. Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковского («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.).

Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Павлова, В. Гордеев, А. Годунов, М. Барышников и др. В эмиграции высокую марку российского балетного искусства нес Р. Нуриев.

Всемирную известность приобрели советские оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.

Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов.

Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.

Для закрепления полученных знаний ученикам можно предложить заполнить таблицу «Основные достижения советской культуры в 1965—1984 гг.»:


Музыка

Литература

Кинематограф

Архитектура

Живопись

Балет

Опера

Эстрада


Для контроля и проверки усвоения материала могут быть предложены вопросы и задания.

Первый уровень. Когда и почему была разработана концепция «развитого социализма»? Кто был ее автором? Какие теоретические положения включала в себя концепция «развитого социализма»? Что означал тезис обострения идеологической борьбы на пути продвижения к коммунизму? В чем проявлялся разрыв между теоретическими положениями марксистско-ленинской теории и практикой реальной жизни? В чем заключалась идея совершенствования «развитого социализма»? Кто и когда выступил ее инициатором? Приведите доказательства растущего разрыва реальной жизни и теоретических построений правящих кругов в 1964—1984 гг. Что означало следование линии «золотой середины» в развитии художественной культуры в годы «застоя»? Какие литературные, кинематографические и другие художественные произведения на производственную тематику, появившиеся в 1965—1984 гг., вам известны? Что означала практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и драматургических произведений, появившаяся во второй половине 60-х гг.? Какие деятели культуры оказались в вынужденной эмиграции в 70-е — начале 80-х гг.? Кого из представителей деревенской прозы вы знаете? Назовите наиболее популярных театральных режиссеров 1965—1984 гг. Назовите наиболее популярные кинофильмы периода 1965—1984 гг. Какие актеры театра и кино оставили наиболее яркий след в художественной жизни страны 1965—1984 гг.? Какие их роли вам наиболее запомнились? Кого из деятелей советской оперы и балета вы знаете? Какие их работы появились в указанные годы? Назовите самые популярные литературные произведения 1965—1984 гг. Кто из активных деятелей «магнитофонной революции» вам известен; какие их произведения вы знаете? Назовите наиболее популярных артистов советской эстрады данного периода. Кого из общественных деятелей СССР указанного периода вы считаете наиболее яркой личностью и почему?

Второй уровень. Каковы причины диссидентского движения, когда и в связи с чем оно появилось? Кого из активных деятелей, лидеров этого движения вы знаете? Каковы идейные основы диссидентского движения? Какие независимые общественные организации, оформившиеся в СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг., вы знаете? Какие армейские оппозиционные организации этого периода вам известны? Приведите примеры усиления идеологического пресса в художественной культуре. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? Чем объясняется нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоев населения в середине 60-х — начале 80-х гг.?

Третий уровень. Проследите динамику развития духовной сферы жизни советского общества в 1965—1984 гг. Каковы его основные тенденции? На конкретных примерах покажите отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1964—1984 гг. Чем это можно объяснить? Проанализируйте общественно-политическую атмосферу в советском обществе в эти годы и дайте ее общую оценку. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х гг.? Назовите направления и этапы развития этого движения. Как изменились жизнь и быт советского человека (в городе, деревне) в 1964—1984 гг.? Что нового появилось в техническом оснащении городского и сельского быта и за счет чего это было достигнуто?


Задание на дом. § 46 и вопросы к нему. Задания 1, 4, 5 из рабочей тетради (вып. 3, с. 48, 50—53).






Для любых предложений по сайту: [email protected]