Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.
Цель урока: сформировать представление об основных внешнеполитических приоритетах России в начале XX в.: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке (выход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрыть ход Русско-японской войны; выяснить причины поражения России в войне с Японией.
Основные знания: миротворческая инициатива Николая II; решения международной конференции в Гааге; «большая азиатская программа»; вползание России в дальневосточный конфликт; основные события русско-японской войны, ее итоги, влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Основные понятия: агрессия; аннексия; гегемония; контрибуция; эскалация.
Оборудование урока: карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.»; рабочая тетрадь (вып.1, § 8—9); хрестоматия, таблица.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 1, 4, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 13—17), а также провести проверочное тестирование.
Характерными особенностями положения российского пролетариата в начале XX в. были (возможны несколько вариантов ответа):
а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;
б) низкая продолжительность рабочего дня;
в) продуманная система социальных льгот и гарантий;
г) отсутствие элементарных гражданских прав;
д) «драконовская» система штрафов.
Укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России:
а) крестьяне;
б) эмигранты из стран Востока;
в) интеллигенция.
Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) отсутствие рабочего законодательства;
б) высокая концентрация рабочей силы;
в) слабая техническая оснащенность предприятий;
г) массовое недовольство рабочих.
Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла:
а) 8 часов;
б) 10 часов;
в) 11,5 часа.
Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на:
а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников;
б) низкую производительность труда;
в) сложную международную обстановку.
Главными арендаторами земли в начале XX в. выступали:
а) крестьяне;
б) представители буржуазии;
в) помещики.
Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, потому что:
а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было;
б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;
в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян.
План изучения нового материала
1. Внешняя политика Николая II в первый период его царствования. Гаагская международная конференция.
2. Дальневосточная политика.
3. Русско-японская война.
1. Первый вопрос учитель излагает, используя в своем рассказе выдержки из ноты МИД России 12 августа 1898 г., помещенные в хрестоматии. Затем он предлагает учащимся выполнить задание 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 33).
2. Раскрытие проблемы дальневосточной политики России целесообразно начать с повторения материала по новой истории: какие изменения произошли в Японии в результате реформ Мэйдзи; как изменилась внешняя политика Японии в этот период; какую политику проводили европейские государства в Китае; каково было участие России в разделе сфер влияния в Китае. Подводя итог ответам учащихся, учитель поясняет смысл российской дальневосточной политики, рассказывает о существовании в верхних эшелонах власти двух точек зрения на проблему экспансии России в этом регионе, раскрывает суть русско-японских противоречий. В рассказе можно использовать помещенный в хрестоматии отрывок из воспоминаний военного министра А. Н. Куропаткина (1898—1904) о причинах войны с Японией.
При обсуждении вопроса о степени готовности России и Японии к военному столкновению учитель предлагает прочитать помещенный в хрестоматии документ «Петербург «устал» от войны более, чем армия» и ответить на следующие вопросы: каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? С какими трудностями сталкивалась русская армия? В чем заключались просчеты и ошибки русского командования при оценке японского военного потенциала? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?
3. Учитель предлагает учащимся задание: в ходе изложения нового материала составьте краткий конспект по следующему плану (заранее готовится на доске).
1). Причины войны.
2). Характер войны.
3). Основные события войны.
Дата |
Событие |
Итог и значение |
4. Итоги Русско-японской войны.
В своем рассказе учитель может использовать отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте об условиях заключения мирного договора между Россией и Японией, помещенный в учебнике.
Задание на дом. § 5 и вопросы к нему. Задание 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 34).