ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

Цель урока: сформировать представление об основных внешнеполитических приоритетах России в начале XX в.: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке (выход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрыть ход Русско-японской войны; выяснить причины поражения России в войне с Японией.

Основные знания: миротворческая инициатива Николая II; решения международной конференции в Гааге; «большая азиатская программа»; вползание России в дальневосточный конфликт; основные события русско-японской войны, ее итоги, влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Основные понятия: агрессия; аннексия; гегемония; контрибуция; эскалация.

Оборудование урока: карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.»; рабочая тетрадь (вып.1, § 8—9); хрестоматия, таблица.


Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 1, 4, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 13—17), а также провести проверочное тестирование.

Характерными особенностями положения российского пролетариата в начале XX в. были (возможны несколько вариантов ответа):

а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;

б) низкая продолжительность рабочего дня;

в) продуманная система социальных льгот и гарантий;

г) отсутствие элементарных гражданских прав;

д) «драконовская» система штрафов.

Укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России:

а) крестьяне;

б) эмигранты из стран Востока;

в) интеллигенция.

Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

а) отсутствие рабочего законодательства;

б) высокая концентрация рабочей силы;

в) слабая техническая оснащенность предприятий;

г) массовое недовольство рабочих.

Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла:

а) 8 часов;

б) 10 часов;

в) 11,5 часа.

Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на:

а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников;

б) низкую производительность труда;

в) сложную международную обстановку.

Главными арендаторами земли в начале XX в. выступали:

а) крестьяне;

б) представители буржуазии;

в) помещики.

Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, потому что:

а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было;

б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;

в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян.


План изучения нового материала

1. Внешняя политика Николая II в первый период его царствования. Гаагская международная конференция.

2. Дальневосточная политика.

3. Русско-японская война.

1. Первый вопрос учитель излагает, используя в своем рассказе выдержки из ноты МИД России 12 августа 1898 г., помещенные в хрестоматии. Затем он предлагает учащимся выполнить задание 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 33).

2. Раскрытие проблемы дальневосточной политики России целесообразно начать с повторения материала по новой истории: какие изменения произошли в Японии в результате реформ Мэйдзи; как изменилась внешняя политика Японии в этот период; какую политику проводили европейские государства в Китае; каково было участие России в разделе сфер влияния в Китае. Подводя итог ответам учащихся, учитель поясняет смысл российской дальневосточной политики, рассказывает о существовании в верхних эшелонах власти двух точек зрения на проблему экспансии России в этом регионе, раскрывает суть русско-японских противоречий. В рассказе можно использовать помещенный в хрестоматии отрывок из воспоминаний военного министра А. Н. Куропаткина (1898—1904) о причинах войны с Японией.

При обсуждении вопроса о степени готовности России и Японии к военному столкновению учитель предлагает прочитать помещенный в хрестоматии документ «Петербург «устал» от войны более, чем армия» и ответить на следующие вопросы: каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? С какими трудностями сталкивалась русская армия? В чем заключались просчеты и ошибки русского командования при оценке японского военного потенциала? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?

3. Учитель предлагает учащимся задание: в ходе изложения нового материала составьте краткий конспект по следующему плану (заранее готовится на доске).

1). Причины войны.

2). Характер войны.

3). Основные события войны.


Дата

Событие

Итог и значение


4. Итоги Русско-японской войны.

В своем рассказе учитель может использовать отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте об условиях заключения мирного договора между Россией и Японией, помещенный в учебнике.


Задание на дом. § 5 и вопросы к нему. Задание 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 34).






Для любых предложений по сайту: [email protected]