Литература и искусство в СССР в 1920-е гг - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Литература и искусство в СССР в 1920-е гг - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ и др.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В се состав входили писатели (из наиболее известных А. Фалеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» — одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества, с их точки зрения, была не нужна литература прошлых эпох. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Первая» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей). Идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский. «Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом Перевала».

Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является группа «Серапионовы братья», созданная в 1921 г. в петроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, кик В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др. Для них было характерно неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства.

ЛЕФ — левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Активным участником ЛЭФ был поэт Владимир Владимирович Маяковский. Творчество его глубоко оригинально и, безусловно, очень талантливо. Помимо произведений, воспевающих революционную борьбу («Левый марш», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений и поэм (например, «Облако в штанах»).

Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество Сергея Александровича Есенина. Неоднократно отмечалась его близость имажинистам (от фр. image — образ) — литературному течению, для которого характерно стремление к «победе образа над смыслом». Тонкие, лиричные образы в поэзии Есенина не были лишены глубокого, точного смысла. Свои произведения он посвящает крестьянской Руси, великолепна его пейзажная лирика (сборники «Радуница», «Сельский часослов»). Привлекала внимание поэта и современная ему социальная реальность (поэмы «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина»).

Особым явлением в культуре была Анна Андреевна Ахматова. В лирике Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстающий во веем многообразии женской судьбы: любовь, страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта (сборники «Вечер» 1912 г., «Четки» 1914 г.). Произведениям Ахматовой свойствен глубокий психологизм, ее поэтический язык тяготеет к классическому стилю. Сильна в поэзии Ахматовой и тема судьбы России, трагедия которой воспринималась поэтом как личная боль, как трагедия ее собственной судьбы («Реквием» 1940 г.).

Большое значение для развития русской литературы XX в. сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д. Бедного. Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена, как М. И. Цветаева, 3. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева. Толстой). Немало интересного было создано в 1920-е гг. писателями-прозаиками. Художественная проза того времени весьма разнообразна как по стилю, так и по тематике. Реалистический роман был представлен как произведениями мастеров, получивших известность еще до революции (В. Г. Короленко «История моего современника» 1921 г., А. Н. Толстой «Хождение по мукам» 1921 г., М. Горький «Дело Артамоновых» 1925 г., «Жизнь Клима Самгина» 1925-1936 гг.), так и писателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское время (Д. А. Фурманов «Чапаев» 1923 г., А. А. Фадеев «Разгром» 1927 г., М. А. Булгаков «Белая гвардия» 1925 г.). В 1920-е гг. начинается литературная деятельность М. А. Шолохова («Донские рассказы» 1926 г.). Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.). Сатирическая литература 1920-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 1920-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авнгарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время.

Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась Самая массовая организация в советском искусстве 1920-х гг. — «Ассоциация художников революционной России» (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и др. Художники АХРР выступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы запечатлеть жизнь революционной России.

Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-революционная тематика. Создателем живописной «Ленинианы» был И. И. Бродский. Вне зависимости от идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность («В. И. Ленин в Смольном» 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальное направление в советском искусстве. Основоположником советской батальной живописи стал М. Б. Греков («Тачанка» 1925 г., «Трубачи Первой конной армии» 1934 г.). Мастером пейзажа был К.Ф. Юон, живописец, график и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты импрессионизма с традициями русского реализма («Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря» 1921 г., «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) октября 1917 года» 1926 г.).



Рис. 158. И. И. Бродский. В. И. Ленин в Смольном


image163


Рис. 159. М. Б. Греков. Тачанка


image161


Рис. 160. М. Б. Греков. Трубачи Первой конной армии



Рис. 161. К. Ф. Юон. Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря



Рис. 162. К.Ф. Юон. Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота.


В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в которую наряду с живописцами и графиками входили архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был живописец К. С. Петров-Водкин. Его живописная манера отличается экспериментами с перспективой и смелыми колористическими решениями («Купание красного коня» 1912 г., «Мать» 1915 г., «1918 год в Петрограде» 1920 г., «Смерть комиссара» 1928 г.).

В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали «Общество станковистов» (ОСТ). Его члены выступали против беспредметного искусства, не принимая в то же время и традиционного реализма АХРРовцев. И тем и другим они противопоставляли «обновленный» реализм, выразительные средства которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время плакатную или монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был А. А. Дейнека («Оборона Петрограда» 1928 г.).



Рис. 163. К. С. Петров-Водкин. Купание красного коня



Рис. 164. К. С. Петров-Водкин. Мать


image170


Рис. 165. К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде


image171


Рис. 166. К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара



Рис. 167. А. А. Дейнека. Оборона Петрограда


В годы Гражданской войны большую популярность в качестве Орудия идеологической борьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат поразительные по силе воздействия плакаты: «Ты записался добровольцем?» 1920 г. и «Помоги» 1921 г. Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский. Вместе с другими художниками он изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация.

Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н. А. Андреев. А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, И. Д. Шадр.



Рис. 168. Д. С. Моор. Ты записался добровольцем?



Рис. 169. Д. С. Моор. Помоги


Господствующим стилем в архитектуре 1920-х гг. стал конструктивизм. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии отечественного театрального искусства. Наряду с традиционным театром, в котором продолжали работу актеры старшего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов и т. д.), возникает новый революционный театр, проникнутый духом новаторства и творческого поиска. Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда. На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др. Постановкам Мейерхольда свойственна зрелищность, публицистическая заостренность. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 1920-х гг. было начало развития советского кинематографа. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.



Рис. 170. Афиша фильма «Броненосец Потемкин»






Для любых предложений по сайту: [email protected]