История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Русская культура второй половины XIII-XV вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась. Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской культуры на русскую.
Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее — «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию.
Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром. Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в. Самостоятельное значение имеет «Слово о погибели Русской земли» — небольшое произведение, которое древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.
Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» — Поэтическое произведение, созданное рязанским боярином Софонием. «Задонщина» проникнута гордостью за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
Со второй четверти XIV в. зарождается московское летописание. Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую. В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский», а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана — Троицкая летопись, ставшая основой последующего московского летописания. С самого начала московское летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы, выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в «Сказании о князьях Владимирских», составленном в конце XV в. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых позволялся к «Августу-кесарю» — римскому императору Октавиану Августу.
Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития в XIV в. имела деятельность подвижника и реформатора Серим Радонежского. Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили на особицу, сохраняя при себе всё свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь. Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.
Парадоксальным образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа свидетельствуют распространение в XV в. всевозможных ересей («жидовствуюшие», «стригольники») и ожесточение религиозных споров. Только прочно укоренившись в культуре, христианская доктрина могла стать предметом размышлений для широких масс. Одним из самых грандиозных являлось идейное противостояние «иосифлян» и «нестяжателей». Основным предметом спора был вопрос о монастырском землевладении, морально-этический его аспект. По мнению Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин), основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском, монастыри и церковь вообще должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян. Богатая церковь — это сильная церковь, а сильная церковь - залог процветания веры - такова была логика «иосифлян». Концентрированным выражением идеологии иосифлянства является «Просветитель» — полемическое сочинение, автором которого был сам Иосиф.
Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели». По мнению их духовного лидера Нила Сорского, жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача — духовное самосовершенствование. Он обличал корыстолюбие иосифлянского духовенства, их нежелание отказаться от мирских «прелестей», гордыню. Нил Сорский оказал большое влияние на духовную культуру Руси XV-XVI вв., был причислен к лику святых. Однако победа в этом религиозном споре досталась иосифлянам, которых поддержала княжеская власть.
В XV в. расширяется культурный, исторический и политический кругозор русских людей. Об этом свидетельствует возрождение интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в дальние страны — «хожениям», или «хождениям». Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра следует признать «Хождение затри моря» тверского купца Афанасия Никитина. Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед и поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, - это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1408 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым. Перед нами предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XV в., наложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.
В середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.
В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось но частным заказам бояр и купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) - белокаменный Кремль. Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора (арх. Аристотель Фиорованти). По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой – Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор - усыпальница великих князей (1508 г. арх. Алевиз Новый). Русские зодчие-псковичи построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь великих князей. Вертикальной доминантой столицы стала колокольня Ивана Великого (1508 г., арх. Бон Фрязин). Итальянскими мастерами Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата, предназначенная для иноземных послов (1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.).
Рис. 13. Успенский собор в Москве
Рис. 14. Архангельский собор в Москве
Рис. 15. Благовещенский собор в Москве
Рис. 16. Колокольня Ивана Великого (Иоанна Лествичника)
Рис. 17. Грановитая палата
Высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV—XV веков русская живопись. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Фоефан Грек (1340-1410 гг.) - выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы леисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле. Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают коричневые оттенки; особую силу образам придают «пробела» - блики, нанесенные сочными мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.
Рис. 18. Феофан Грек. Спас Вседержитель (роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде)
Андрей Рублёв (1360-1430 гг.) - величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор Московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня). Кисти Рублёва принадлежат иконы так называемою «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408 г. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный заново расписывают древний Успенский собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса. Самым известным произведением Рублена является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г. произведение, наполненное глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех склоненных ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонии. Краски прозрачные, светлые: голубец, изумруд, киноварь сливаются в тонко согласованную гамму.
Рис. 19. Андрей Рублёв. Троица
Продолжателем рублёвской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440-1503 гг.). Им были расписаны церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. Известность и славу мастера он получил уже при жизни. В 1481 г. он выполняет почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора. С тех пор Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур.
Рис. 20. Дионисий. Покров Богородицы (роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря)
Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV-XV вв., позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху, по многим чертам созвучную эпохе европейского Предвозрождения.