Преобразования Петра I в области культуры. Культура России первой половины XVIII в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Преобразования Петра I в области культуры. Культура России первой половины XVIII в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Эпоха Петра I (1672-1725 гг.) явилась переломной в истории России. Большое влияние на характер Петровских реформ оказала симпатия к западному образу жизни и быту, зародившаяся во время его визитов в Немецкую слободу в Москве.

Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. Пётр I издал указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства. В ассамблеях участвовали женщины, что было нехарактерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. В 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности — служить — была добавлена еще одна — учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. — Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 г. была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. В России не было еще системы начального образования, поэтому системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Стоит отметить, что при общей секулярционной политике в Петровскую эпоху более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Фёдор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого.

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые (например, Бернулли, Эйлер и др.). При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции, открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым, гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя — «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам», изготавливавшимся для Алексея Михайловича и его приближенных.

Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Видную роль в развитии общественно-политической мысли первой четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал оценку наиболее значительным событиям эпохи. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень ценил Пётр. Именно ему он поручил разработку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Выдающимся представителем экономической мысли Петровской эпохи был Иван Тихонович Посошков. Главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.), предназначавшаяся Петру, содержит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции протекционизма и меркантилизма.

Петровские реформы, огромные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает многообразие образов и сюжетов.

Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти И. Н. Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них — портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.



Рис. 34. И. Н. Никитин. Портрет канцлера Г. И. Головкина


Крупные работы А. М. Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов.



Рис. 35. А. М. Матвеев. Автопортрет с женой


В первой половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.

Особое место в изобразительном искусстве первой половины XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры первой четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.



Рис. 36. А. Ф. Зубов. «Панорама Санкт-Петербурга» (гравюра)


Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли — выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.



Рис. 37. К. Б. Растрелли. Бюст Петра I



Рис. 38. Б. К. Растрелли. Императрица Анна Иоанновна с арапчонком


В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было возведение Петербурга — первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством Доменико Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одни из первых-построек такого рода — дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).



Рис. 39. Петропавловский собор



Рис. 40. Здание Двенадцати коллегий



Рис. 41. Дворец А. Д. Меншикова в Петербурге






Для любых предложений по сайту: [email protected]