Русская культура первой половины XIX в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Русская культура первой половины XIX в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

XIX в. характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, обшей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его Сфер! Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающеюся реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм — течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Помимо него, представителями романтизма были поэты-декабристы К.ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский. В их творчестве преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Романтическими можно назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен Обращением к различным художественным направлениям. Ранний Пушкин — романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Помимо «Онегина», выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».

После смерти Пушкина на дуэли его традиции в литературе продолжал М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова — это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность одарённому юноше принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г.

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя. Наследие Н.В. Гоголя многообразно. Это и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести». В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор». Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Особое значение, которое приобрела в первой половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского. Он был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы.

Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20-30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: это П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Он считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.

Развитие национальной темы в музыке продолжил Александр Сергеевич Даргомыжский. Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра — народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».

В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре первой половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития — зрелый, или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этого времени — Андрей Никифорович Воронихин. Главное творение Воронихина - Казанский собор в Санкт-Петербурге. В 1813 г. в соборе был погребен М. И. Кутузов, и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.


image69


Рис. 69. Казанский собор в Санкт-Петербурге



Рис. 70. Здание Биржи


Вид греческого храма придал зданию Биржи архитектор Ж. Тома де Томон. Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова.

Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К. И. Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки. Сената и Синода.

Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В. П. Стасов. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. С 1818 по 1858 гг. французским архитектором Огюстом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор.



Рис. 71. Адмиралтейство



Рис. 72. Михайловский замок


image73


Рис. 73. Генеральный штаб


image77


Рис. 74. Александрийский театр


image78


Рис. 75. Здание Сената и Синода


В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр. Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 г. общественные здания Москвы: Слободской дворец, Екатерининский институт, Московский университет.



Рис. 76. Исаакиевский собор



Рис. 77. Большой театр в Москве


В 1804-1818 гг. И. П. Мартос создает памятник Минину и Пожарскому. Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами И. П. Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора), П. К. Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором).



Рис. 78. Триумфальные ворота


image79


Рис. 79. И. П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому


image80


Рис. 80. П. К. Клодт. «Укротители коней» на Аничковом мосту


image81


Рис. 81. П. К. Клодт. Конный памятник Николаю I


Господствующим стилистическим направлением в живописи первой половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский. Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника — поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин, сын крепостного крестьянина. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина характерны простота, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель. Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А. С. Пушкина.


image82


Рис. 82. О. А. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского


image83


Рис. 83. О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина


image84


Рис. 84. В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина


Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (картины «Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»), художник и педагог. Венецианова привлекало изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах предстает в сильно идеализированном виде. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П. А. Федотова. Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история. Таковы его полотна «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере. К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет А. Н. Стругавшикова 1841 г.; автопортрет 1848 г.).


image85


Рис. 85. А. Г. Венецианов. Гумно


image86


Рис. 86. А. Г. Венецианов. На пашне. Весна


image92


Рис. 87. А. Г. Венецианов. Утро помещицы


image93


Рис. 88. П. А. Федотов. Сватовство майора



Рис. 89. П. А. Федотов. Свежий кавалер


image94


Рис. 90. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи


image88


Рис. 91. К. П. Брюллов. Всадница


image89


Рис. 92. К. П. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой


image90


Рис. 93. К. П. Брюллов. Автопортрет


Совсем по-другому складывалась судьба ещё одного великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова. Главным его произведением, замысел [Которого он долго вынашивал, к которому шел всю жизнь, была картина «Явление Христа народу». Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837—1857 гг.). В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.


image91


Рис. 94. А. А. Иванов. Явление Христа народу


В жанре морского пейзажа работал И. К. Айвазовский. Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.


image95


Рис. 95. И. К. Айвазовский. Девятый вал






Для любых предложений по сайту: [email protected]