ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник
Предисловие
Историческая наука — это логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества в пространстве и времени. Предмет «История России» изучает развитие российского общества с древнейших времен до наших дней.
При изучении исторического процесса применяют различные методы (подходы): формационный, модернизированный формационный, цивилизационный, религиозный, классовый, личностный, всемирно-исторический, локально-исторический, комбинированный и др.
Формационный метод (доминировал в советское время) — рассмотрение развития человечества как пяти последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической (социалистической). Модернизированный формационный метод ближе к классическому марксистскому с той разницей, что историки выделяли не пять, а три формации — доиндустриальную (аграрную), индустриальную, постиндустриальную (информационную). В основе цивилизационного метода лежит не деление на формации, а последовательная смена разных цивилизаций и их сосуществование. Религиозный метод рассматривает исторический процесс через призму развития религии и как результат деятельности Бога. Личностный метод представляет историю как результат волевых действий выдающихся личностей, которые ведут за собой массы. Локально-исторический метод изучает историю развития какой-либо страны в отрыве от остальных событий в мире (частично этот подход господствовал в советскую эпоху при изучении СССР как особого государства, живущего по своим законам развития). Всемирно-исторический метод изучает конкретные исторические события в контексте всемирно-исторического времени. Комплексный метод совмещает различные подходы.
Движущие силы истории — это совокупность факторов, которые влияют на исторический процесс. Современная наука исходит из того, что в истории действуют как объективные, так и субъективные факторы, причем роль последних очень велика.
История — это наука, в значительной степени конъюнктурная и не свободная от идеологии. Независимо от эпохи, она используется господствующими политическими силами для обоснования и достижения своих интересов и отражает официальную точку зрения. Например, немецкие историки XVIII в. развили норманнскую теорию происхождения России. Ими же была преувеличена «прогрессивность» императрицы Екатерины II, чья крепостническая и реакционная эпоха подавалась как «просвещенный абсолютизм». Почти полностью была сфальсифицирована советская история. В настоящее время предпринимаются попытки идеализировать царей, придавая им образ «мучеников за народ», что далеко не соответствует их реальным поступкам.
В отличие от математики, многие исторические события надо воспринимать не как точно имевшие место (особенно касающиеся древности и средневековья), а как версию этих событий, написанную живыми людьми, не свободными от влияния эпохи, интересов правящих сил, собственного восприятия событий. Все это надо учитывать при изучении предмета.
Предлагаемый учебно-практический справочник дает возможность выпускникам и абитуриентам эффективно, не растрачивая времени даром, подготовиться к единому государственному экзамену. Он поможет систематизировать знания, полученные во время учебы в школе, усовершенствовать умение применять полученные теоретические сведения на практике. Справочник содержит необходимую информацию об основных событиях, происходивших в разные эпохи развития России, и видных деятелях отечественной истории, а также практические задания, тесты, демонстрационный вариант экзаменационной работы в формате ЕГЭ-2013, размещенный на сайте wwwege.edu.ru Материалы справочника можно с успехом использовать также и при подготовке к уроку, контрольной работе.
Издание отвечает действующей школьной программе по истории России Министерства образования и науки Российской Федерации, форме контрольных измерительных материалов (КИМ), разработанных специалистами Федерального института педагогических измерений.