СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В СССР В 1930-е годы

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В СССР В 1930-е годы

Политика индустриализации. XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V Съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136%, производительности труда — на 110%, снижение себестоимости промышленной продукции на 35%. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78% всех капиталовложений.

Опорными точками, основной базой проводившейся индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментом наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-Промышленный район, Донецко-Криворожский район и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.

На практике данная политика вылилась в осуществление активного строительства новых промышленных объектов на фоне:

• усиления режима экономии,

• добровольно-принудительного распространения денежных займов среди населения для развития индустриализации,

• установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков.

Партийное руководство развернуло массовое социалистическое соревнование на фабриках, заводах, на транспорте, в строительстве и т. д.

В связи с переходом к директивному централизованному планированию произошло преобразование всей системы управления народным хозяйством.

На базе производственных синдикатов были созданы производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую были ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Говоря об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству в целом удалось преодолеть отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции.

В конце 1930-х годов (в отличие от предшествовавшего десятилетия и дореволюционного времени) производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента в нашей стране превосходило соответствовавшие показатели Англии, Франции и Германии. По абсолютному объему промышленной продукции Советский Союз уступал только США. Появился ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до перехода к форсированной индустриализации.

Руководство страной делало огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация по сталинскому плану изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город.

Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927-1928 гг. поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество.

Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно-распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать город и армию хлебом, не создавая угрозы экономических и политических потрясений.

Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому обществу, И. В. Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в «цеха» этой «фабрики» все население. Причем в деревне это решено было осуществить путем сплошной коллективизации, которая начала осуществляться с осени 1929 г.


Коллективизация.

Политика коллективизации предполагала:

• отмену аренды земли,

• запрет наемного труда,

• конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции.

Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью — расселить в пределах района на специально отводившиеся для них за пределами колхозных массивов земли.

Такие меры, естественно, встретили массовое сопротивление крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения жесточайших мер насилия. Сталинское руководство раскулачило и репрессировало примерно 900 тысяч хозяйств. 250 тысяч хозяйств «самораскулачились», то есть распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц.

В результате проведения политики коллективизации к 1932 г. было создано 211,1 тысячи колхозов (61,5% крестьянских хозяйств). К 1937-1938 гг. сплошная коллективизация страны была завершена.

Руководство страны применяло по отношению к колхозникам методы «кнута и пряника». С одной стороны, партийно-государственный аппарат проводил жесточайшие репрессивные меры, расправы с противниками хлебозаготовительных реквизиций, с другой стороны, пытался создать для колхозников факторы заинтересованности в результатах своего труда путем введения системы хлебозакупок, разрешив им создавать личное подсобное хозяйство. Крестьянам также было позволено продавать свою продукцию на рынке. Таким образом, партии и государству удалось на какое-то время найти компромисс с крестьянством.

Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено более 5 тысяч машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 г. увеличилась более чем на 70%.

Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. Производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих: общая численность рабочих выросла с 8-9 млн в 1928 г. до 23-24 млн в 1940 г. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80% в 1928 г. до 54% в 1940 г. Высвободившееся население (15-20 млн человек) перешло в промышленность.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей мобилизации и напряжения, как на войне. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно- денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-командной системы.

Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитаризма в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.


Факторы развития


Экономические

Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение, товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-командной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. Весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение десятилетий мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в короткие периоды — в годы войны и общественных катастроф.

Политические

Энтузиазм в этой ситуации нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Социокультурные

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочеталось в нем с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером этой власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населением руководителя страны и т. д. (подданнический тип политической культуры).


Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, сочетание экономических, политических и культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 1930-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры И. В. Сталина.


Сущность сталинского тоталитаризма. Главной характерной чертой советского политического режима стал перенос центра тяжести на партийные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП(б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Тоталитаризм (от лат. totalitas — полнота) — способ управления обществом, при котором контролируется вся жизнедеятельность населения.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле стала решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных органах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстроилась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занял И. В. Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). Таким образом, первоначально второстепенная должность Генерального секретаря превратилась в первостепенную, дав ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе были созданы так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они осуществляли внесудебное разбирательство, вынося свои собственные приговоры. В 1934 г. на базе ОГПУ образовалось Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учредили Особое совещание (ОСО), которое на общегосударственном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.



Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 1930-е годы раскручивало маховик репрессий.

Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Численность заключенных в СССР в 1930-е годы достигала от 3,5 млн до 9-10 млн человек.

K каким последствиям привела политика массовых репрессий? С одной стороны, нельзя не признать, что эта политика действительно повысила уровень сплоченности населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны.

Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 г. отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти И. В. Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное И. В. Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ЦК ВКП(б).


Внешняя политика СССР.

С начала 1930-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии Национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером.

В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советская внешняя политика приобрела явную антигерманскую направленность. Ее главным приоритетом стало стремление к союзу с западными державами с целью изоляции потенциальных агрессоров — Германии, Италии и Японии. В рамках этого периода началось заключение двусторонних договоров между Советским Союзом и европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен договор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось никакими военными соглашениями. Вслед за этим аналогичный договор был подписан с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пресечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций показала свою полную неспособность воспрепятствовать усилению агрессивных держав.

Агрессор — в международном праве государство, совершившее нападение.

В условиях роста немецкой угрозы Англия и Франция проводили политику умиротворения, надеясь обезопасить себя путем сталкивания Германии с Советским Союзом. Двойственность политики западных государств проявилась во время гражданской войны в Испании (1936-1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смотрела на фактическое участие в войне Германии и Италии. Вследствие этого СССР с октября 1936 г. также начал оказывать поддержку Испанской Республике. К концу 1930-х годов экспансионистская политика Германии в Европе развернулась с особой силой. В марте 1938 г. была оккупирована Австрия, началась подготовка к захвату Чехословакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехословакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также если бы Чехословакия пожелала сопротивляться. Однако западные державы фактически предпочли принести в жертву эту страну.

В сентябре 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представителями Германии, Италии, Франции и Англии, давшее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции.

Последние попытки заключения военно-политического союза с Англией и Францией относятся к весне-лету 1939 г. В апреле 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило заключить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Переговоры шли крайне медленно, прежде всего из-за стремления западных государств решить свои внешнеполитические проблемы за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начала вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г. в Москве, завершились ничем. Была упущена последняя возможность объединить антифашистские силы и, тем самым помешать усилению угрозы миру в Европе.

После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снизилось. Уже с весны 1939 г. в выступлениях И. В. Сталина начали появляться заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются большей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усилению этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести к столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого, большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе оказывала агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке.

С лета 1938 г. предпринимались военные провокации японских войск на советской границе (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начала войну против Монголии, в которую вмешались советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, продолжавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна.

Большое влияние на изменение внешнеполитического курса Советского Союза оказала замена наркома иностранных дел М. М. Литвинова — сторонника союза с Англией и Францией — В. М. Молотовым, имевшим прогерманскую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием военной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп.

Между СССР и Германией после непродолжительных переговоров 23 августа 1939 г. был заключен договор (пакт) о ненападении. Одновременно был подписан так называемый секретный протокол, определявший сферы интересов обеих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Восток.

В сферу советских интересов входили прибалтийские государства, Западная Украина и Белоруссия, Бессарабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы:

• хотя бы на время устранить угрозу большой войны,

• добиться расширения советского влияния в Восточной Европе.

Данное компромиссное соглашение, являвшееся, безусловно, временным, первоначально было выгодно обеим сторонам.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Советский Союз приступил к захвату территорий, «отписанных» ему по секретным соглашениям. Советские войска вступили на территорию Западной Украины и Белоруссии, принадлежавшие Польше. Договор о дружбе и границах с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влияния обеих сторон, был подписан 28 сентября, опираясь на эти соглашения, И. В. Сталин потребовал от прибалтийских государств заключения договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. правительства Латвии, Литвы и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения безопасности), а затем по решению их парламентов была установлена Советская власть. Прибалтика вошла в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия (Молдавия), оккупированная Румынией еще в 1918 г.

Однако в вопросе с Финляндией СССР натолкнулся на решительное противодействие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен территориями, предлагавшийся советской стороной.

В результате этого между СССР и Финляндией в ноябре 1939 г. началась война. Несмотря на многократное превосходство в силах, Красная Армия долгое время не могла сломить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. ценой больших потерь она смогла прорвать оборонительную «линию Маннергейма». В марте 1940 г. был подписан договор, удовлетворивший все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции.

Лидеры европейских государств, в том числе и руководство Германии, убедились, что боеспособность Красной Армии находится на весьма низком уровне.

Последующий период (1940 — начало 1941 г.) характеризовался, с одной стороны, стремлением советского руководства отложить столкновение с Германией (которое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой — наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. В. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала очевидной.

Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем изменения внешней политики Советского Союза, не был достаточно эффективно использован. Стремясь решить свои внешнеполитические задачи, советское руководство в условиях тоталитарной диктатуры не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться с большим трудом накопленным военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.


Основные исторические сведения


Исторические даты


Октябрь 1928 г.

начало первой пятилетки.

Апрель 1929 г.

утверждение контрольных цифр первого пятилетнего плана на XVI конференции ВКП(б).

Ноябрь 1929 г.

статья И. В. Сталина «Год великого перелома».

Январь 1930 г.

Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Начало сплошной коллективизации.

1932-1933 гг.

массовый голод в ряде регионов СССР.

1933-1937 гг.

вторая пятилетка.

10 июля 1934 г.

образование объединенного Наркомата внутренних дел.

1 декабря 1934 г.

убийство С. М. Кирова.

Август 1936 г.

первый политический процесс по делу антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра.


5 декабря 1936 г.

принятие Конституции СССР («победившего социализма»).


Январь 1937 г.

процесс по делу «параллельного антисоветского троцкистского центра».


Февраль — март 1937 г.

Решение Пленума ЦК ВКП(б) «Об усилении борьбы с врагами». Новый виток массовых репрессий.


Июнь 1937 г.

процесс над высшим руководством Красной Армии.


Март 1938 г.

процесс по делу «антисоветского правотроцкистского блока».


Сентябрь 1938 г.

выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)».



Исторические деятели

И. В. Сталин, В. М. Молотов, А. И. Рыков, Н. И. Бухарин, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. В. Куйбышев, Г. Г. Ягода, Н. И. Ежов, Л. П. Берия, А. Г. Стаханов, П. Ангелина, М. М. Литвинов, М. Н. Тухачевский, А. Я. Вышинский.


Документы эпохи

Статья И. В. Сталина «Год великого перелома» в «Правде», Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», Постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» от 1 декабря 1934 г., Постановление ЦИК и СНК СССР «Об особом совещании при народном комиссаре внутренних дел» от 5 ноября 1934 г., Конституция СССР 1936 г.






Для любых предложений по сайту: [email protected]