ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РОССИЯ В 1992-2000 гг.

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РОССИЯ В 1992-2000 гг.

СССР в 1985-1991 гг. С середины 1980-х годов советское общество обрело принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 г., получила наименование «перестройка».

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС членами Политбюро КПСС были избраны его приверженцы. Этот пленум можно считать официальной датой отсчета перестройки. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли.

В дополнение к этим мерам руководство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В 1985-1986 гг. реформирование осуществлялось еще с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось.

В середине 1987 г. начался новый этап экономических преобразований, расширялись права предприятий: часть из них переводилась на хозрасчет, самоуправление и самофинансирование.

Правительство намеревалось ввести договорные цены на некоторые виды продукции. Руководство страны стремилось сформировать экономическую структуру, характеризовавшуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализация производства дала некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5% в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что эти результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 г. он вырос почти втрое).

Инвестиции (от лат. investio) — долгосрочные вложения капитала в экономику своей страны и за рубежом.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами.

Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и проявлявшийся финансовый кризис привели руководство страны к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элите в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 г. вышел закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. — закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 г. правительство издало закон о малых предприятиях, которые имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия самостоятельность. В том же году вышел закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.

Законодательные основы перестройки экономических отношений были в основном заложены к 1989-1990 гг. Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной и исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы.

Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны переживала глубокий кризис. В 1991 г. спад производства составил 11 %, дефицит бюджета — 20-30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд долл. Кризисный процесс грозил стать неуправляемым. Провал политики перестройки экономики в СССР, распад страны ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.

Практически параллельно с процессами реформирования экономики руководство предприняло попытку преобразовать политическую систему общества. Теоретической платформой идеологов перестройки являлась концепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как экономические, так и политические принципы). Товарно-рыночные отношения, индивидуально-трудовая собственность должны были быть дополнены демократизацией общества, борьбой с бюрократией, гласностью, правовой реформой.

Советы предполагалось преобразовать в соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховный Совет СССР, являвшийся постоянно действующим органом. Эти решения фактически перевернули весь ход советской истории.

В марте 1989 г. состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую активность избирателей. Действительно историческим событием стал Первый съезд народных депутатов СССР.

Здесь впервые прозвучала критика в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партийной конференции 1988 г. начинали работать против самого аппарата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Радикальное крыло Верховного Совета образовало Межрегиональную депутатскую группу (Ю. Н. Афанасьев, А. Н. Сахаров, А. А. Собчак, Г. Х. Попов, Б. Н. Ельцин), которая стала доносить свои идеи до сознания десятков миллионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа командно-административной системы, предложив реформу по передаче всей власти Советам, лишением ее КПСС.

В 1989 г. М. С. Горбачев впервые столкнулся с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал резко растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабильность, рост преступности. Большинство населения поддерживало требования радикалов.

Демократическое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государственных рычагов экономического стимулирования.

В самой КПСС образовалась демократическая платформа, ставившая задачей завоевание центральных позиций в партии. С другой стороны, в рядах партии сформировалась и консервативно настроенная часть, состоявшая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.

В условиях фактического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований советского строя формальный глава государства М. С. Горбачев занял центристскую позицию. В 1990— 1991 гг. он пытался найти компромисс с радикалами, заявлял о необходимости использования опыта западной социал-демократии, согласился с требованием радикалов об отмене статьи 6 Конституции СССР («руководящая роль КПСС»), предложил избрать президента — главу Советского государства. На III съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева избрали Президентом СССР.

Однако принятие президентства не усилило, а напротив, ослабило его позиции. М. С. Горбачев не был избран всенародно, не получив тем самым необходимую легитимность. Новый президент не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен прежней дискредитировавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, М. С. Горбачев не выдвинул ни одной позитивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный Совет РСФСР возглавлял ярый противник М. С. Горбачева — один из лидеров радикальных реформаторов Б. Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском и Ленинградском советах. Победа 12 июня 1991 г. в первом же туре президентских выборов в РСФСР Бориса Николаевича Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации М. С. Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентировавшиеся на силовые методы сохранения старых структур власти, или окончательно встать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу.

Своим бесконечным лавированием, тактикой уступок М. С. Горбачев подтолкнул часть высшего руководства к принятию чрезвычайных мер (августовский путч 1991 г.). События августа 1991 г. и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестройки как курса на обновление социализма.


Причины провала политики перестройки


1. Отсутствие четкой стратегии реформирования

Сами реформы проводились крайне непоследовательно: не завершив преобразований в экономической сфере, М. С. Горбачев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы. Государственный аппарат оказался не в состоянии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила их функционирования.

2. Концентрация ресурсов на подъеме машиностроения

Как известно, львиную его долю составляли предприятия военного комплекса. В итоге на рынок была выброшена огромная денежная масса, не имевшая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому способствовала и масштабная денежная эмиссия (в 1991 она была больше, чем за последние 15 лет). Ощущение полной безнадежности дополняли и пустые полки магазинов. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы страны.

3. Рост сепаратистских тенденций

В 1990 г. ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в одностороннем порядке заявили о самоопределении и создании независимых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собственные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрание в них своих президентов. Республики старались избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.


Российские депутаты 12 июня 1990 г. также приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопросы государственной и общественной жизни. В данной ситуации М. С. Горбачев и его ближайшее окружение были вынуждены пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. В апреле в Ново-Огареве была достигнута предварительная договоренность президента СССР с представителями девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств; в нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу, республики получали гораздо больше прав, чем это было ранее, центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры: министерства и ведомства — претерпели бы серьезные изменения. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как указанное соглашение фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 г. началась подготовка к введению в стране чрезвычайного положения в целях восстановления центральной власти и КПСС.

Путч (нем. putsch) — мятеж небольшой группы заговорщиков с целью государственного переворота.

Путч начался 19 августа. В первый же день были опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице-президент СССР Г. Янаев объявил о своем вступлении в должность президента. М. С. Горбачев был заблокирован на своей крымской даче в Форосе. Был создан новый орган власти — ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), в который вошла группа высокопоставленных чиновников: министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Павлов и другие. Постановлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятельность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура, в столицу страны были введены войска. В дальнейшем ГКЧП не удалось склонить чашу весов на свою сторону. Десятки тысяч людей вышли на улицы столицы, часть войск перешла на сторону Президента России Б. Н. Ельцина. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Президент России назвал путчистов государственными преступниками и уже 21 августа руководство ГКЧП было арестовано.

Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин. Одна из них — двусмысленность позиции, занятой Президентом СССР. Его изоляция в Крыму носила условный характер. Более того, сами путчисты действовали без уверенности и подготовки. В дальнейшем М. С. Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.

Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давления, демонстрации силы. Они не предприняли штурма Белого дома, не арестовали Б. Н. Ельцина и других российских руководителей, не позаботились об установлении реального контроля над средствами массовой информации. Противники ГКЧП, главным образом российское правительство во главе с Б. Н. Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку. В результате им удалось переломить общественное мнение (в особенности жителей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.

Неудачная попытка «дворцового переворота», предпринятого верхушкой союзного руководства, фактически обернулась для страны подлинным государственным переворотом, приведшим к радикальным изменениям общественно- политической системы, последующей ликвидации СССР. Власть Президента М. С. Горбачева, лишившегося практически всех государственных структур, оказалась чисто условной. От него потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вынужден распустить союзный Совет Министров, Съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности Генерального секретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске.

Все попытки Президента СССР сохранить союзное государство, возобновить работу по подписанию нового союзного договора оказались безуспешными.

Особую роль в ликвидации Союза сыграли политические элиты трех славянских республик. Встретившиеся в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии — Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич — в декабре заявили о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме прибалтийских). Подписанием этого договора закончилось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР М. С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия и уйти в отставку.

Дезинтеграция — распад целого на части, ослабление связей в единой структуре.

Почему же распался СССР? Предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования как Советский Союз стали складываться задолго до 1991 г., но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки.



Российская Федерация в 1990-е годы. В результате распада СССР в конце августа 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного развития. Перед руководством страны встала задача проведения экономических реформ. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придерживались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии: реформаторы полагали, что основная часть населения под влиянием рынка должна оформиться в средний класс.

Либерализация — предоставление большей свободы для экономических субъектов, снятие ограничений.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагался широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации.

В правительственной программе углубления реформ (1992 г.) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле — не более 10%; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, — не менее 70%; доля частных инвестиций в фонде накопления — не менее 70%.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России:

• введение свободных цен;

• либерализация торговли;

• широкая приватизация государственных предприятий и жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества.

Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут максимум в 3 раза, однако реально они возросли в 10-12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности; обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы правительства Российской Федерации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начал все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ.

Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства: быть России республикой парламентской или президентской.

На VII Съезде народных депутатов России большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки правительства и премьера Е. Т. Гайдара. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом и выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйственника В. С. Черномырдина, который и возглавил правительство на ближайшие шесть лет.

Кадровые замены в правительстве фактически не отразились на характере предпринимавшихся им реформ. Принципиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание стихийного механизма саморегулирования экономики, без участия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70% из них к концу 1994 г. были акционированы). Позитивные результаты деятельности правительства были невелики: рост реальных доходов населения оказался крайне незначительным, стремительно происходила поляризация россиян по материальному положению и уровню доходов.

Углубление экономического кризиса привело к обострению противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 г. в стране фактически сложилось двоевластие. Б. Н. Ельцин объявил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии Президенту и его проекту Конституции. В свою очередь, IX Съезд народных депутатов, собравшийся в марте, попытался заставить Президента отречься от должности. Но большинство депутатов высказалось за доверие Президенту.

Итоги проведенного референдума тоже оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референдуме (58%) высказались за доверие Б. Н. Ельцину и социально-экономической политике правительства, с другой стороны, население одновременно выступило против досрочных выборов Президента и народных депутатов. Результаты референдума были оценены обеими сторонами как безусловная победа, что не позволило достичь желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. В сентябре Президент объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно документу, указанные представительские органы должны были быть распущены, вместо них создавался новый профессиональный парламент, состоявший из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Верховный Совет отказался подчиниться указу Президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-президента А. В. Руцкого. Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безрезультатными. Б. Н. Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объектов в столице, провалились. Президентские войска вынудили Верховный Совет капитулировать, руководители сопротивления были арестованы.

Используя сложившуюся ситуацию, Президент назначил выборы законодательных органов и утверждение новой Конституции на 12 декабря 1993 г. Политическая система российского общества подверглась резким изменениям: к концу 1993 г. в стране была завершена ликвидация системы Советов народных депутатов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно новой Конституции, наделялся Президент Российской Федерации. Фактически Российская Федерация становилась президентской республикой: Президент получил право назначать главу правительства, распускать Государственную Думу и объявлять новые выборы.

Парламентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 1993 г., явились показателем кризиса доверия населения к исполнительной власти страны: ни одна из партий, поддерживавших Президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, набравшей около 25% голосов.

Президент Б. Н. Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректировал политику Кабинета Министров. Поддержку правительства ощутили некоторые отрасли отечественной промышленности (прежде всего добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику был снижен уровень инфляции, уменьшены темпы падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид («МММ» и др.), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США).

Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли производства (нефтегазовый комплекс, другие виды сырья). В результате ряд областей Российской Федерации, не связанных с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уровень производства здесь продолжал падать. В этот период правительству не удалось создать стабильную финансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам.

Относительные успехи были достигнуты в процессе внутриполитической стабилизации. Президент Б. Н. Ельцин и правительство стремились, к «мирному сожительству» с Государственной Думой: с этой целью исполнительная власть подписала Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны.

Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения — КПРФ, аграрии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Чеченской Республике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федерации (Буденновск и Кизляр) способствовали усилению оппозиции, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оппозиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

В июне 1996 г. должны были состояться выборы президента России, на которых вновь была выставлена кандидатура действовавшего Президента Б. Н. Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателей; в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, которая провела широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Б. Н. Ельцину удалось одержать победу на выборах во втором туре во многом благодаря поддержке одного из кандидатов — генерала А. И. Лебедя.

«Второе пришествие» Б. Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения.

Экономический курс правительства В. С. Черномырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Государственная Дума отказалась утвердить Государственный бюджет на 1997 г. В этих условиях для власти было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения.

В марте 1997 г. в рамках ежегодного послания Президента Федеральному Собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы» Б. Е. Немцов и А. Б. Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд долл.), жесткая социальная политика позволили, согласно официальным данным, достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 г. Вместе с тем все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы.

В марте 1998 г. Б. Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполнявшим обязанности главы правительства был назначен С. В. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях Президента и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Б. Чубайса).

Новое правительство С. В. Кириенко ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривавшую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Такой подход, осуществлявшийся в отрыве от прежней политики и с рядом новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в истории современной России.

Фактическим финансовым банкротством России, падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО) ознаменовалось 17 августа. Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% импортные).

Вновь ухудшилось положение большей части населения страны, в том числе и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. В. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Б. Н. Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В. С. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. М. Примакова, который и стал руководителем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.

Е. М. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внутреннего положения в России в конце 1998 — первом квартале 1999 г.

Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны не позволяли ему предпринимать решительные меры. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным становилось усиление Е. М. Примакова как потенциального претендента на должность Президента от оппозиционных сил.

В мае 1998 г. на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е. М. Примакова был назначен министр внутренних дел С. В. Степашин. Основным направлением деятельности нового состава правительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях, граничащих с Чеченской Республикой (в основном в Дагестане).

Присутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских селениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако переброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке с поста главы правительства С. В. Степашина. Главой кабинета министров был назначен В. В. Путин.

Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Республики. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании В. В. Путина. Успех на парламентских выборах 1999 г. проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3% голосов) также усилил шансы на избрание В. В. Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне.

Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, Президент Б. Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил об уходе в отставку и о назначении исполняющим обязанности Президента Российской Федерации В. В. Путина.

В течение зимы 2000 г. федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Чеченской Республики. Операция переместилась в ее столицу — Грозный: крупные вооруженные формирования сепаратистов были уничтожены в городе к февралю. Противостояние российской армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской войны. Новые военные успехи способствовали дальнейшему росту популярности главы государства: на состоявшихся в марте очередных выборах Президента В. В. Путину удалось победить в первом туре, набрав 52 % голосов. В апреле этого же года было сформировано новое правительство, которое возглавил М. М. Касьянов.


Основные исторические сведения


Исторические даты



Март 1985 г.

избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.


Апрель 1985 г.

курс на ускорение социально-экономического развития страны.


Июнь 1987 г.

первая экономическая реформа Н. И. Рыжкова.


1988 г.

XIX конференция КПСС, объявление политической реформы.


Весна 1989 г.

выборы народных депутатов СССР.


1989 г.

начало перехода к многоукладности хозяйства и плюрализму форм собственности. «Бархатные революции» в странах Центральной и Восточной Европы.


1990 г.

выборы народных депутатов союзных республик. Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР.


Лето 1990 г.

Программа «500 дней».


1991 г.

прекращение деятельности СЭВ и Варшавского Договора.


12 июня 1991 г.

избрание первого Президента России Б. Н. Ельцина.


19-21 августа 1991 г.

политический кризис в СССР. Деятельность ГКЧП.


28 октября 1991 г.

провозглашение российским руководством курса на радикальные рыночные реформы.


Декабрь 1991 г.

распад СССР.


1 января 1992 г.

либерализация цен, начало рыночных реформ.


Сентябрь — октябрь 1993 г.

политический кризис в России, противостояние Президента и Верховного Совета РФ.

12 декабря 1993 г.

принятие Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы первого созыва.

Декабрь 1994 г.

начало чеченской войны.

17 декабря 1995 г.

выборы в Государственную Думу второго созыва.

16 июня и 3 июля 1996 г.

выборы Президента России. Избрание Б. Н. Ельцина на второй срок.

Сентябрь 1996 г.

прекращение боевых действий в Чечне.

19 декабря 1999 г.

выборы в Государственную Думу третьего созыва.

31 декабря 1999 г.

отставка Б. Н. Ельцина. Назначение исполняющим обязанности Президента России В. В. Путина.

26 марта 2000 г.

Избрание Президентом России В. В. Путина.


Исторические деятели

М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, А. А. Громыко, Э. А. Шеварднадзе, А. И. Лукьянов, А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачев, Г. И. Янаев, Д. Т. Язов, Л. М. Кравчук, С. G. Шушкевич, Б. Н. Ельцин, Е. Т. Гайдар, В. С. Черномырдин, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Г. Х. Попов, Р. И. Хасбулатов, В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов, А. В. Козырев, П. А. Грачев, А. Б. Чубайс, Ю. М. Лужков, Г. А. Явлинский, Л. И. Абалкин, В. В. Путин, А. Солженицын, В. Астафьев, Ю. Нагибин, Г. Бакланов, Н. Михалков, Ю. Бондарев, В. Белов, В. Распутин, М. Шатров, Н. Губенко, М. Захаров, О. Лацис, Р. Рейган, Д. Буш, Б. Клинтон, М. Тэтчер, Д. Мэйджор, Ф. Миттеран, Г. Коль, Ж. Ширак, Дэн Сяопин.


Документы эпохи

Резолюции XIX партконференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе», Декларация прав и свобод человека (сентябрь 1991 г.), Декларация о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Постановление № 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению СССР (19 августа 1991 г.), Алмаатинская Декларация (декабрь 1991 г.), Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., Договор об общественном согласии (1994 г.).






Для любых предложений по сайту: [email protected]