Задания с открытыми развернутыми ответами (С1-С7) - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

История - ЕГЭ

Задания с открытыми развернутыми ответами (С1-С7) - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для того, чтобы создать более широкое поле для самостоятельной работы по данному виду заданий, приведем и задания, уже упоминавшиеся в первом разделе пособия (за исключением тех, к которым давались ответы), и дополнительные новые задания.

Задания С1-С3

1. Прочтите отрывок из работы В. О. Ключевского и ответьте на вопросы С1-С3.

«Наиболее законная их всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими полками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания... <она> со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, — и она же основала первый настоящий университет в России — Московский...»

С1. Назовите императрицу, о которой идет речь в отрывке, и укажите, когда и при каких обстоятельствах она взошла на престол.

С2. Используя текст и знания из курса истории, объясните, о какой войне упоминает автор и каким образом эта война завершилась.

С3. Как и на основании чего вы определите отношение историка к этой императрице? Какие еще особенности ее царствования вы можете отметить? Приведите в общей сложности не менее трех положений.

2. Прочтите отрывок из донесения М. И. Кутузова Александру I (от 4 сентября 1812 г.) и ответьте на вопросы С1-С3.

«После столь кровопролитного, хотя и победоносного с нашей стороны, от 26-го числа августа, сражения должен я был оставить позицию... После сражения того, армия была приведена в крайнее расстройство, вторая армия весьма уже ослабела. В таком истощении сил приближались мы к Москве, имея ежедневно большие дела с авангардом неприятельским, и на сем недальнем расстоянии не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностию принять неприятеля...

Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защищать город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод, и Брянск, в котором столь же важный литейный двор, и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».

С1. Назовите сражение, о котором пишет Кутузов, и войну, к которой относятся все описываемые события. Назовите не менее двух событий.

С2. На основе текста источника и знаний из курса истории объясните, как была названа операция, упоминаемая во второй части отрывка, и какое значение она сыграла в общем ходе войны.

С3. Как вы думаете, почему Кутузов называет сражение, происшедшее 26 августа, победоносным. Какие еще оценки исхода этого сражения вы можете привести?

3. Прочтите отрывок из записки, написанной П. И. Пестелем, и ответьте на вопросы С1-С3.

«Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противуположностей... Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

С1. О каких происшествиях 1812-1815 гг., предшествовавших и последовавших им идет речь в тексте? Назовите не менее двух событий.

С2. В чем выразилось в России распространение «революционных мыслей», о котором говорит автор? Привлекая знания из курса истории, приведите не менее двух положений.

С3. Какие еще (помимо указанных Пестелем) причины распространения «революционных мыслей» в России того времени вы можете назвать? Приведите не менее двух положений.

4. Прочтите отрывок из письма советского писателя в правительство СССР (письмо датировано 1930 г.) и ответьте на вопросы С1-С3.

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране...

И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР...»

С1. Назовите имя и фамилию этого писателя, а также 2-3 его произведения, в которых содержалась сатира на общество 1920-1930-х гг.

С2, Ответьте на основании источника и вашего знания истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом.

С3. Объясните, почему писатель, говоря о некоторых своих произведениях, проводит параллель с романом «Война и мир». Приведите не менее двух положений.

5. Прочтите отрывок из официального заявления и ответьте на вопросы С1—С3.

«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-призиденту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу...

заявляем:

1. В соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР...

2. Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза СССР.

3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР...

4. Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории СССР».

С1. Назовите год, когда было принято заявление, и 2-3 фамилии членов ГКЧП.

С2. Привлекая знания из курса истории, укажите, чем закончилось данное выступление. Кем, чем был определен его исход? Приведите не менее двух положений.

СЗ. Каковы были дальнейшие последствия этих событий? Как они сказались на судьбе страны? Приведите не менее двух положений.


Задания С4

1. Назовите предпосылки (не менее двух) и этапы образования единого Русского государства (XIV-XVI вв.).

2. Назовите основные разновидности социальных движений в России в XVII—XVIII вв. Приведите примеры известных вам выступлений, восстаний (не менее двух примеров).

3. Назовите направления (сферы) преобразований, проведенных Петром I. Охарактеризуйте его преобразования в сфере государственного управления. Назовите не менее трех преобразований.

4. Назовите новые явления в области развития образования в России в XVIII в. (не менее двух положений). Приведите конкретные примеры нововведений (не менее двух примеров).

5. Назовите основные организации декабристов, существовавшие в 1821-1825 гг., важнейшие программные документы декабристов и фамилии их авторов. Назовите преобразования в сфере государственного управления, намеченные в одном из программных документов (по выбору).

6. Назовите меры по решению крестьянского вопроса, предпринимавшиеся на протяжении XIX в. Каким образом был решен крестьянский вопрос к концу XIX в.? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

7. Назовите основные периоды и ключевые события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (не менее трех событий).

8. Назовите причины быстрого восстановления в СССР во второй половине 1940-х гг. разрушенного войной хозяйства. Приведите примеры восстановленных и вновь построенных объектов. Приведите в общей сложности не менее четырех положений.


Задания С5

1. Ниже приведены две из существующих точек зрения на происхождение государства на Руси:

1. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие норманнскую теорию, считали, что государственность была принесена на Русь извне, варягами.

2. Государственность на Руси сложилась в результате процессов экономического и социального развития русских земель.

Укажите, какая из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не менее двух положений, служащих аргументами выбранной вами точки зрения.


2. Ниже приведены две из существующих точек зрения на политику Екатерины II:

1. В. О. Ключевский подчеркивал, что власть в ее лице заговорила с людьми «как с гражданами, как с народом свободным», и что пробудившиеся при этом в людях новые «чувства и понятия», начавшись в ближайшем окружении власти, «разрослись в устойчивое общественное настроение».

2. Политика Екатерины проводилась в интересах дворянства. По отношению к крестьянам, работным людям она оставалась крепостнической, репрессивной.

Какое суждение вы считаете более обоснованным? Аргументируйте свое мнение. Приведите в общей сложности не менее трех положений.


3. Ниже приведены две из существующих точек зрения на характер развития России в начале XX в.:

1. Россия в начале XX в. оставалась отсталой аграрной страной, не осуществившей до конца переход к капитализму.

2. Россия в начале XX в. характеризовалась быстрым индустриальным развитием. В силу этого ее нельзя было назвать отсталой.

Какую оценку вы считаете более убедительной? Назовите не менее двух подтверждающих ее аргументов.


4. Ниже приведены две из существующих точек зрения на сущность событий октября 1917 г. в России.

1. Это было большевистский переворот.

2. Это было социалистическая революция (особый тип революции).

Какую точку зрения вы считаете более убедительной?

Назовите не менее двух положений, которые могут служить аргументами для избранной вами точки зрения.


5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на причины провала германского плана «молниеносной войны» в 1941 г.:

1. По мнению многих зарубежных историков, основными причинами были природные особенности России (большая территория страны, суровая зима), военные просчеты А. Гитлера и помощь советской стране со стороны западных союзников.

2. Основная причина провала «блицкрига» — героическое сопротивление советских воинов.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам наиболее убедительной. Приведите в общей сложности не менее трех положений, которые могут служить подтверждающими ее аргументами.


6. Ниже приведены две из существующих точек зрения на выступление Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС:

1. Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И. В. Сталину — руководителю, который имел много заслуг перед народом.

2. Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.

Какую оценку вы считаете более убедительной? Аргументируйте свое мнение. Приведите в общей сложности не менее трех положений.


Задания С6

1. Рассмотрите историческую ситуацию, охарактеризованную историком, и ответьте на вопросы.

«С началом династии Романовых (1613) смена царской власти проходила чинно и спокойно: Михаила Федоровича сменил Алексей Михайлович, Алексея Михайловича — Федор Алексеевич. Но как только умер царь Федор, дети Алексея... перессорились в борьбе за власть».

Чем была обусловлена упомянутая борьба? Через какие этапы она прошла и к каким результатам в итоге привела? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Петр I изменил существовавший до него порядок престолонаследия, но, умирая, не оставил завещания.

Кто претендовал на трон после смерти Петра I? Кто и благодаря чему взошел на трон? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, вошедший в историю Отечественной войны 1812 г.

Какой вопрос и какие возможности его решения обсуждались на этом совете? Какое решение было принято и к чему оно привело? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса.

Какие требования представителей общественной мысли, сословий повлияли на решение Александра II отменить крепостное право? Каким образом в положениях крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1879 г. произошел раскол организации «Земля и воля» на организации «Черный передел» и «Народная воля».

Какие позиции занимали участники вновь созданных организаций? Чем завершилась их деятельность? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении.

Какие другие возможности развития международных отношений существовали в тот период? Объясните, почему они не были реализованы. Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

7. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Начавшийся в конце 1940-х гг. период «холодной войны» характеризовался противостоянием СССР и США, возраставшей гонкой вооружений, приводившей к опасности возникновения ядерной войны.

В чем состояли и в каких событиях отразились изменения, происшедшие в международных отношениях в 1970-е гг.? Почему они стали возможны? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.


Задания С7

1. Сравните реформы Избранной рады и опричную политику Ивана Грозного. Укажите, что было общим, а что — различным. Приведите в общей сложности не менее четырех признаков общего и различий.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.


Общее

• ……………………………

• ……………………………

Различия

...

...

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………


2. Сравните положение дворянства в России при Петре I и Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что — различным. Приведите в общей сложности не менее четырех характеристик.

3. В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории» подчеркивал, что «было большое отличие в движении 14 декабря от дворянских переворотов XVIII в.».

В чем вы видите различия в этих выступлениях? Было ли в них что-то общее? Приведите в общей сложности не менее четырех характеристик.

4. Сравните положение основной массы крестьян в России до реформы 1861 г. и после нее. В чем заключались различия? Что оставалось неизменным? Приведите в общей сложности не менее четырех характеристик.

5. Сравните идейные позиции народников 1860-1870-х гг. и 1890-х гг. Укажите, что в них было общим, а что различным. Приведите в общей сложности не менее четырех характеристик.

6. Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и нэпа. Укажите, что было общим, а что— различным. Приведите в общей сложности не менее четырех характеристик.

7. Сравните социальную политику в СССР в первые годы после окончания Великой Отечественной войны и в годы «оттепели». Укажите, в чем заключались различия, и что было общим. Приведите в общей сложности не менее четырех характеристик.






Для любых предложений по сайту: [email protected]