Пример экзаменационной работы - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

История - ЕГЭ

Пример экзаменационной работы - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

(в соответствии со структурой экзаменационной работы 2011 г.)


Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А27) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком веке, согласно летописи, на Русь были призваны варяги?

1) VIII в.

2) IX в.

3) Хв.

4) XI в.

А2. Кто из князей в годы своего правления в Киеве сумел прекратить княжеские междоусобицы и на время приостановить распад Древнерусского государства?

1) Святослав Игоревич

2) Юрий Долгорукий

3) Владимир Мономах

4) Дмитрий Донской

А3. Как называли в Древней Руси людей, которые должны были работать в хозяйстве землевладельца, пока не отрабатывали взятый ими заем?

1) крестьянами

2) закупами

3) холопами

4) крепостными

А4. Что из названного относится к причинам поражения русских дружин в сражении с монгольским войском на реке Калке?

1) наступление монгольских войск в союзе с половцами

2) потери русских дружин в предыдущих сражениях с монголами

3) отсутствие помощи из разоренного монголами Киева

4) разрозненные действия отрядов русских князей

А5. Подписанием Ништадтского мира 1721 г. закончилась

1) Семилетняя война

2) Смоленская война

3) Северная война

4) Ливонская война

А6. Что из названного предусматривала реформа, проведенная в XVII в. патриархом Никоном?

1) учреждение патриаршества, независимого от константинопольского патриарха

2) секуляризацию части церковных земель

3) исправление текстов богослужебных книг по греческим образцам

4) создание Святейшего Синода

А7. Что из названного относится к причинам народных выступлений в «бунташном» XVII веке?

1) закрепощение крестьян и рост их повинностей

2) введение рекрутской повинности

3) ликвидация городского самоуправления

4) разрушение крестьянской общины

А8. Прочтите отрывок из документа и укажите, в чье царствование был принят указ, о котором идет речь.

«Его императорское величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги. А генваря 22 дня е. и. в., будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проекта, на котором собственной своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга... И о том в Камер-коллегию и Штатс-контору указы посланы».

1) Алексея Михайловича

2) Петра I

3) Петра III

4) Александра I

А9. В каком году был принят указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»?

1) 1797 г.

2) 1803 г.

3) 1842 г.

4) 1861 г.

А10. Руководителями восстания Черниговского полка в конце 1825 — начале 1826 г. были члены Южного общества декабристов

1) Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев

2) С. П. Трубецкой, В. К. Кюхельбекер

3) С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин

4) П. Г. Каховский, И. И. Пущин

A11. Петрашевцами назвали

1) организаторов восстания Семеновского полка в 1820 г.

2) членов тайного кружка в Санкт-Петербурге в 1840-е гг.

3) участников «хождения в народ» в 1870-е гг.

4) участников первых социал-демократических кружков в 1890-е гг.

А12. Что из названного относится к Великим реформам 1860-1870-х гг. XIX в.?

1) реформа управления государственными крестьянами

2) «дарование» конституции Царству Польскому

3) учреждение военных поселений

4) создание губернских и уездных земств

А13. «Хождение в народ» в 1870-е гг. завершилось

1) арестами и осуждением многих его участников

2) отменой временнообязанного состояния крестьян

3) ликвидацией неграмотности в деревне

4) крестьянскими бунтами в ряде губерний

А14. Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату войны, о событиях которой идет речь.

«Все... изменилось теперь в русской армии. В ее рядах возникло сильное неудовольствие Барклаем... — Этот генерал, этот министр — изменник! — кричали все. — ... Он позорит армию своим постоянным бегством!.. Откуда взялся этот иностранец во главе русской армии? ...И все требовали и звали Кутузова и желали битвы».

1) 1787-1791 гг.

2) 1809 г.

3) 1812 г.

4) 1853-1856 гг.

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) образование СССР

2) подписание советско-германского договора о ненападении

3) смерть В.И. Ленина

4) изгнание белых армий из Крыма

А16. Созданный в 1918 г. Комуч — это

1) комитет по ликвидации неграмотности

2) организация белых офицеров в эмиграции

3) эсеровское правительство, противостоявшее советской власти

4) комитет, проводивший выборы в Учредительное собрание

А17. В каком ряду названы фамилии руководителей советского наркомата иностранных дел?

1) М. М. Литвинов, В. М. Молотов

2) М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов

3) Г. К. Орджоникидзе, И. А. Лихачев

4) Г. Г. Ягода, Н. И. Ежов

А18. Что из названного было одним из следствий культурной революции в СССР в 1930-е гг.?

1) возникновение множества творческих направлений в искусстве

2) ликвидация массовой неграмотности населения

3) появление первых высших учебных заведений для женщин

4) установление широких контактов с деятелями европейской культуры

А19. Прочтите отрывок из телеграммы советского дипломата Г. Астахова в Народный комиссариат иностранных дел и укажите, к какому году она относится.

«От имени Риббентропа... Шнурре вызвал меня из-за города и сообщил следующее: германское правительство, исходя из нашего согласия вести переговоры об улучшении отношений, хотело бы приступить к ним возможно скорее. Оно хотело бы вести переговоры в Германии, но, поскольку мы предпочитаем вести их в Москве, оно принимает и это. Оно желало бы, однако, в этом случае поручить ведение переговоров кому-либо из ближайших доверенных лиц Гитлера, старому члену национал-социалистской партии».

1) 1918 г.

2) 1922 г.

3) 1939 г.

4) 1941 г.

А20. 5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление войск Красной Армии под

1) Киевом

2) Москвой

3) Ленинградом

4) Сталинградом

А21. Прочтите отрывок из постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. и укажите, как назывались предусмотренные в постановлении мероприятия.

«Осуществление вывода по заданиям Совета [Народных Комиссаров]... и Военных Советов фронтов возлагается на местные органы советской власти. Размещение выводимого населения и ценного имущества производится по указаниям Совета... — Совнаркомами союзных республик».

1) депортацией

2) репатриацией

3) эмиграцией

4) эвакуацией

А22. Какое из перечисленных событий произошло позже всех остальных?

1) Карибский кризис

2) вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы

3) подписание Советским Союзом Хельсинкских соглашений

4) ввод советских войск в Афганистан

А23. Кто из названных лиц был идеологом и руководителем проведения экономических реформ в СССР в 1965 г.?

1) Ю. В. Андропов

2) Л. И. Брежнев

3) А. Н. Косыгин

4) Н. И. Рыжков

А24. В какой из названных периодов в СССР стало реальностью понятие «многопартийность»?

1) 1945-1953 гг.

2) 1953-1964 гг.

3) 1964-1985 гг.

4) 1985-1990 гг.

А25. Что было одной из причин быстрого восстановления советской экономики после Великой Отечественной войны?

1) введение хозрасчета на предприятиях

2) экономическая помощь со стороны западных держав

3) приоритетное развитие легкой промышленности

4) энтузиазм и самоотверженный труд людей

А26. Прочтите отрывок из записки, направленной 10 сентября 1960 г. в ЦК КПСС, и укажите, кто из названных ученых был в числе лиц, подписавших эту записку.

«Для обеспечения первого полета человека на корабле- спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области...

Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения...»

1) Н. И. Вавилов

2) С. П. Королев

3) Н. Н. Семенов

4) Н. Е. Жуковский

А27. Что из названного относилось к первоочередным задачам, решавшимся руководством России в 1990-е гг.?

1) укрепление централизованной административной системы

2) переход к рыночной экономике

3) переселение в Россию русского населения из стран СНГ

4) наращивание ядерных вооружений


Часть 2

Задания В1-В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1-В15), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) Северная война

Б) церковный раскол

B) восстание под руководством Е. Пугачева

Г) Смута





Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В2. Какие три из названных документов появились в царствование Екатерины II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Указ о престолонаследии

2) Жалованная грамота дворянству

3) Соборное уложение

4) Табель о рангах

5) «Наказ» Уложенной комиссии

6) Жалованная грамота городам





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В3. Установите соответствие между названиями произведений, памятников культуры и именами их создателей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

А) Успенский собор Московского Кремля

Б) икона «Троица»

В) собор Василия Блаженного в Москве

Г) собор Петра и Павла (Петропавловский) в Петербурге

ИМЕНА

1) Доменико Трезини

2) Аристотель Фиораванти

3) Василий Баженов

4) Андрей Рублев

5) Барма и Постник


А

Б

В

Г





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите фамилию исторического деятеля, о котором говорится в отрывке.

«Человек темного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать свое имя и фамилию, почти сверстник Петра, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятий на голландских верфях, он, по отзыву того же Куракина, в милости у царя «до такого градуса взошел, что все государство правил, почитай, и был такой сильный фаворит, что разве в римских гисториях находят». Он отлично знал царя, быстро схватывал его мысли, исполнял самые разнообразные его поручения, даже по инженерной части, которой совсем не понимал, был чем-то вроде главного начальника».

Ответ:__________________

В5. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики России XIX в. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) Крымская война

Б) присоединение Финляндии

B) Отечественная война 1812 г.

Г) продажа Аляски Соединенным Штатам Америки





Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В6. Кто из названных лиц входил в число художников- передвижников? Укажите три верных ответа. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) И. Н. Крамской

2) В. Г. Перов

3) В. Л. Боровиковский

4) О. И. Бове

5) К. П. Брюллов

6) И. Е. Репин





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В7. Установите соответствие между именами российских императоров и проведенными в их царствование мероприятиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

А) Александр I

Б) Николай I

В) Александр II

Г) Александр III

МЕРОПРИЯТИЯ

1) создание Свода законов Российской империи

2) отмена временнообязанного состояния крестьян

3) учреждение министерств

4) введение рекрутской повинности

5) земская реформа


А

Б

В

Г





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В8. Прочтите отрывок из работы историка и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., взгляды которых охарактеризованы в тексте.

«В то время, когда, казалось, общество неуклонно шло по пути экономического и политического прогресса, когда европейские народы определяли лицо всего мира, и никто не сомневался в наступлении новой эры всеобщего процветания, счастья и свободы, Хомяков нашел в себе мужество предсказать грядущий упадок европейской цивилизации и дерзко заявил о скором рабстве гордого западного человека... он был убежден, что путь, выбранный Европой, неминуемо приведет к катастрофе».

Ответ:_________________

В9. Какие три из названных мероприятий относятся к деятельности советской власти в 1917 - 1918 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) введение продналога

2) создание комбедов

3) национализация крупной промышленности

4) создание колхозов

5) принятие первого пятилетнего плана

6) разгон Учредительного собрания





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В10. Установите соответствие между фамилиями исторических лиц и событиями, мероприятиями, активными участниками которых были эти лица. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ

А) М. Горький

Б) В. М. Молотов

В) С. М. Буденный

Г) Г. В. Чичерин

СОБЫТИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ

1) международная конференция в Генуе (1922)

2) создание и укрепление Красной Армии

3) подписание договоров с Германией в 1939 г.

4) беспосадочные перелеты из СССР в США

5) создание Союза советских писателей


А

Б

В

Г





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В11. Прочтите отрывок из статьи писателя А.С. Серафимовича (1911 г.) и напишите название вида искусства, о котором идет речь.

«Загляните в зрительную залу. Вас поразит состав публики. Здесь все — студенты и жандармы, писатели... интеллигенты — в очках, с бородкой, рабочие, трактирщики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники — словом, все. Как могучий завоеватель надвигается ___________ ... Грядущее царство ____________ неизбежно».

Ответ: ____________________

В12. Какие три понятия из перечисленных ниже получили распространение и практическое воплощение в СССР в годы перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) диссидент

2) гласность

3) новое политическое мышление

4) социалистический интернационализм

5) оттепель

6) референдум





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В13. Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

А) принятие Конституции СССР

Б) отставка Н. С. Хрущева

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) проведение денежной реформы

ГОДЫ

1) 1947 г.

2) 1957 г.

3) 1964 г.

4) 1977 г.

5) 1985 г.


А

Б

В

Г





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В14* Прочтите отрывок из заявления руководителя КПСС и напишите его фамилию.

«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота... В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске... Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».

Ответ:____________________

В15. Расположите в хронологической последовательности события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) открытие второго фронта в Европе

Б) Сталинградское сражение

B) нападение Германии на Польшу

Г) Потсдамская конференция





Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С 1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из «Архива русской революции»

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград еще ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной стороны, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

В переходные дни петроградская Дума играла очень важную роль. Так как правительство было арестовано, все антибольшевистские силы, как гражданские, так и военные, стали группироваться вокруг Думы, которая, в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политического центра... Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в ее руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и еще долгое время спустя Дума вела открытую борьбу против большевиков, пока последние, наконец, не решились распустить ее».

С1. Какие события описаны в приведенном отрывке? Назовите время, когда они происходили.

С2. Почему автор называет большевиков победителями? В силу каких обстоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной? Приведите в общей сложности не менее трех положений.

С3. Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении? Приведите в общей сложности не менее трех положений.


Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Каковы были основные итоги деятельности великого князя Ивана III в области государственного строительства? Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в XV — начале XVI в. Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на причины распада социалистической системы:

1. Перестройка в СССР вызвала распад социалистической системы, «восточного блока».

2. Распад социалистической системы имел объективные причины, связанные с политическими и экономическими противоречиями в развитии входивших в нее государств.

Какое из суждений вы считаете более предпочтительным? Приведите факты, положения, которые подтверждают вашу точку зрения (не менее трех положений).

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале 1920-х гг. в связи с болезнью В. И. Ленина встал вопрос о том, кто возглавит после него коммунистическую партию.

Назовите партийных деятелей того времени, которые рассматривались как претенденты на место главы партии (не менее двух деятелей), и того, кто реально занял это место. Почему именно этот человек пришел к высшей власти? Укажите не менее двух причин.

С7. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян в названные периоды было общим (не менее двух признаков), а что — различным (не менее двух признаков).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).


Общее

• ……………………………

• ……………………………

Различия

...

...

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………






Для любых предложений по сайту: [email protected]