Российская Федерация в 1992-2010 гг. - РОССИЯ В XX - НАЧАЛЕ XXI в. (1945-2010 гг.)

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Российская Федерация в 1992-2010 гг. - РОССИЯ В XX - НАЧАЛЕ XXI в. (1945-2010 гг.)

Краткая историческая справка


Россия в 1991—2000 гг. После распада СССР положение России оказалось очень тяжёлым. Хотя большая часть объектов союзного значения, дипломатические миссии СССР за рубежом, представительство СССР в Совете Безопасности ООН, всё ядерное вооружение остались в распоряжении России, признанной основным правопреемником СССР, но в наследство ей перешёл и огромный внешний долг Советского Союза.

В первую очередь на повестке дня стоял вопрос экономических преобразований, чем и занялось российское правительство, руководящую роль в котором играли «младореформаторы» Е. Т. Гайдар и А. Б. Чубайс, выступавшие за решительный переход к рыночной экономике в кратчайшие сроки, невзирая на неизбежные социальные проблемы (путь «шоковой терапии»).

В начале 1992 г. правительство Е. Т. Гайдара осуществило либерализацию цен. В результате цены выросли в 100-150 раз, накопления населения обесценились, многие люди оказались на грани выживания. Но зато прилавки магазинов наполнились товарами, дефицит был преодолён.

В том же году под руководством А. Б. Чубайса проводилась ваучерная приватизация — населению были розданы приватизационные чеки — ваучеры, которые можно было использовать для получения доли в приватизируемой государственной собственности. Но организация приватизации не позволила абсолютному большинству населения в полной мере воспользоваться своим правом, — приватизацию использовали для личного обогащения приближённые к власти бизнесмены. Тем самым был сделан шаг к формированию российской олигархии.

Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю сняла ограничения как с торговых контактов отечественных производителей, так и с проникновения на отечественный рынок заграничных товаров, что вело к разорению местных предприятий, а, соответственно, к росту безработицы.

Реформы «младореформаторов» привели к резкому расслоению общества на выигравшее от них меньшинство и большинство, оказавшееся у черты или за чертой бедности. Росла социальная напряжённость. При этом многие экономические проблемы не были решены, — приватизированная собственность расхищалась, предприятия продолжали закрываться, объём производства неуклонно и стремительно падал. Развивались разнообразные финансовые спекуляции, появились финансовые пирамиды (МММ и др.).

Разногласия по экономической политике стали одной из причин нараставшего конфликта между законодательной и исполнительной властью. В 1991-1993 гг. Россия продолжала жить по Конституции РСФСР (в декабре 1991 г. РСФСР была переименована в РФ). Законодательная власть принадлежала Съезду народных депутатов и выбираемому им Верховному Совету. Но с 1991 г. в России существовала должность Президента. Их взаимодействие, степень влияния на исполнительную власть (Правительство РФ) не были урегулированы. На местах сохранялись Советы — остаток прежней политической системы. Хотя обе стороны конфликта признавали необходимость принятия новой Конституции, но объём полномочий Президента РФ вызывал ожесточённые споры. Попытки разрешения конфликта путём отставки правительства Гайдара и проведения всенародного референдума о доверии президенту в апреле 1993 г. (на котором большинство россиян поддержало Б. Н. Ельцина) провалились.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о референдуме по проекту новой Конституции. Руководство Верховного Совета РФ во главе с его председателем Р.И. Хасбулатовым признало указ незаконным. К ним присоединился вице-президент генерал А. В. Руцкой. «Белый дом», где заседал Верховный Совет, окружили их сторонники. На улицы Москвы вышли и те, кто разделял позицию президента. 3 октября, в ответ на действия сторонников Верховного Совета, пытавшихся вооружённым путём захватить телецентр Останкино, президент ввёл в Москве чрезвычайное положение. 4 октября в столицу были введены войска, был осуществлён обстрел «Белого дома» из танковых орудий, а затем отряды спецподразделений взяли здание Верховного Совета штурмом. Руководители оппозиции были арестованы.

12 декабря 1993 г. прошёл общероссийский референдум по принятию Конституции РФ (расширялись полномочия Президента РФ, от которого в немалой степени зависело формирование и деятельность Правительства РФ, создавалось Федеральное собрание в составе Совета Федерации и Государственной Думы). Одновременно состоялись выборы в Государственную Думу РФ, которые дали противоречивые результаты: по партийным спискам на первом месте оказалась Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) под руководством В. В. Жириновского, образованная же Е. Т. Гайдаром партия «Выбор России», пользовавшаяся поддержкой президента, заняла второе место. Третье место получила Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова, четвёртое и пятое — Аграрная партия России (представитель которой И.П. Рыбкин стал первым председателем Государственной Думы РФ) и партия «Яблоко» (один из основателей Г. А. Явлинский), соответственно.

Пытаясь заручиться поддержкой региональных элит, Б. Н. Ельцин ещё в 1990 г. выдвинул лозунг «Берите суверенитета столько, сколько сможете». В начале 1990-х гг. возникла опасность, что после прекращения существования СССР произойдёт распад Российской Федерации. С большим трудом удалось преодолеть угрозу выхода из Федерации Татарстана. Особенно сложной была ситуация на Северном Кавказе. Президент Чеченской республики генерал Д. Дудаев взял курс на независимость, в республике набирали силу исламские фундаменталисты (в том числе ваххабиты), перестали действовать федеральные законы, появились бандитские формирования, нападавшие на поезда и территорию других субъектов Федерации. В итоге, для разоружения «незаконных вооружённых формирований» в 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск, предпринят штурм Грозного. Бездарное руководство армией, ослабленной неудачным и непоследовательным реформированием и недостаточным финансированием, и умелое использование чеченскими сепаратистами тактики партизанской войны привели к большим потерям среди российских военных. В период военных кампаний в Чечне массово нарушались права человека, что вызвало международное осуждение действий федеральных сил и даже симпатии к боевикам (в том числе среди российских либералов).

Неудачи в войне наряду с нараставшей нищетой привели к резкому падению рейтинга президента, что сказалось в период выборов в Государственную Думу 1995 г., в результате которых свои позиции упрочили коммунисты.

Только подписание в 1996 г. Хасавюртовских соглашений между руководством РФ и Чечни о прекращении боевых действий и использование административного ресурса позволили Б. Н. Ельцину одержать победу во вторых президентских выборах 1996 г., но здоровье президента было подорвано в ходе предвыборной гонки, он практически отстранился от управления страной.

Меры правительства В. С. Черномырдина (19941998 гг.), направленные на стабилизацию экономической ситуации, преодоление негативных последствий реформ правительства Е. Т. Гайдара (деноминационная денежная реформа, меры по развитию нефте- и газовой промышленности и др.), сопровождались ростом внешней и внутренней задолженности России. В 1998 г. новый Председатель Правительства РФ С.В. Киреенко фактически объявил первый в российской истории дефолт — признание неспособности государства платить по долгам. Произошло обвальное падение курса рубля, многие отечественные компании разорились, мощный удар был нанесён по нарождающемуся среднему классу. Правительства Е. М. Примакова (1998-1999 гг.) и С. В. Степашина (1999 г.) с большим трудом преодолевали последствия финансового кризиса, добиваясь экономической стабилизации.

Неспособность Б.Н. Ельцина справиться с социально-экономическим кризисом и своеволием региональных элит, возобновление чеченского военного конфликта, нараставшие проблемы со здоровьем принудили его 31 декабря 1999 г. заявить о своей отставке и передаче президентских функций Председателю Правительства РФ В.В. Путину (за несколько месяцев до этого возглавившему правительство).

Россия в 2000—2011 гг. В 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ (в 2004 г. переизбран на второй срок). Ключевой задачей стало укрепление государства. В. В. Путин провозгласил курс на укрепление вертикали власти. Были образованы федеральные округа, в которых учреждались должности представителей Президента РФ, призванных контролировать местные власти. Система прямых выборов губернаторов сменилась системой утверждения местными законодательными собраниями кандидатуры, представленной Президентом РФ. Законодательство субъектов Федерации приводилось в соответствие с федеральными законами.

Во внутренней политике было взято направление на «равноудалённость олигархов от власти». Против олигархов, активно пытавшихся подмять под себя государственный аппарат (БА. Березовского, М.Б. Ходорковского), были возбуждены уголовные дела. Политический курс В.В. Путина поддержал блок «Единство», позже составивший ядро политической партии «Единая Россия» (в 2002-2008 гг. возглавлялась министром внутренних дел, затем председателем Государственной Думы Б.В. Грызловым).

Высокие мировые цены на энергоносители позволили стабилизировать экономическую ситуацию (был выдвинут лозунг «удвоения ВВП»), ликвидировать внешнюю задолженность и расширить социальные программы. Повышение пенсий, зарплат бюджетникам, прекращение задержек в выплате зарплаты благотворно сказались на положении населения. В 2005 г. была провозглашена программа национальных проектов («Здоровье», «Образование», «Жильё», «Развитие Аграрно-промышленного комплекса»), направленных на «увеличение человеческого капитала». Для исправления тяжёлой демографической ситуации в стране запущена программа родовых сертификатов, «материнского капитала», призванная увеличить рождаемость.

Однако разрыв между самыми богатыми и самыми бедными не только не был преодолён, но ещё более возрос. При этом заслугой правительства стало недопущение социальных потрясений в условиях мирового экономического кризиса 2008 г.

В 2000 г. удалось очистить от боевиков большую часть территории Чеченской республики. Но терроризм победить трудно: в 2000-х гг. осуществлены крупнейшие теракты в истории России — захват зрителей и актёров спектакля «Норд-Ост» в театральном центре на Дубровке в Москве в 2002 г. и захват школы в Беслане в 2004 г.

Борьба с терроризмом, коррупцией и социальной несправедливостью остаются главными целями и в президентство Д. А. Медведева (избран в 2008 г.). Вместе с В. В. Путиным, занявшим в 2008 г. посты Председателя Правительства РФ и председателя партии «Единая Россия», новый Президент РФ провозгласил курс на модернизацию России.

Внешняя политика России в 1990—2000-х гг. После распада СССР геополитическое положение России оказалось очень сложным. Проблема русскоязычного населения в Ближнем зарубежье (так стали называть бывшие территории СССР) — ущемление по национальному признаку, отказ в предоставлении гражданства, в признании за русским языком статуса государственного и др. — стала одной из причин обострения отношений с бывшими советскими республиками. Нарушая взятые на себя обязательства, западные страны увлеклись расширением НАТО на Восток. В результате, базы НАТО вплотную приблизились к границам России, притом что российские войска были выведены не только из Восточной Европы, но и с территории многих бывших советских республик. На Дальнем Востоке приходилось решать внешнеполитические проблемы, связанные с возрастающим влиянием Китая (с которым удалось наладить, в целом, дружеские отношения).

Российское руководство взяло курс на сближение с западными странами, обещавшими поддержку (в том числе финансовую) в строительстве демократической России. В 1996 г. Российская Федерация вошла в Совет Европы. Одним из крупнейших успехов дипломатии правительства Б. Н. Ельцина стало постепенное включение России в клуб семи самых развитых государств мира («Большая семёрка», преобразованная в «Большую восьмёрку»). Налаживалось и военное сотрудничество — в 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира».

Но прочности контактов с западными странами препятствовали неизжитые с обеих сторон стереотипы времён «холодной войны», негативное отношение западной общественности к некоторым мерам по наведению конституционного порядка на Северном Кавказе, воспринимаемым как нарушения прав местных жителей. Руководство России тревожила политика «двойных стандартов», когда на Западе не замечались нарушения прав русскоязычного населения в Прибалтике. Не были услышаны руководством США призывы российского руководства к построению многополярного мира. Обострение российско-американских отношений было связано с бомбардировками Югославии, которые предприняли войска НАТО в 1999 г. для защиты косовских сепаратистов (в итоге этих событий Косово было отторгнуто от Сербии).

Новое сближение России и США произошло на почве борьбы с международным терроризмом — президент В. В. Путин безоговорочно поддержал американский народ 11 сентября 2001 г., когда была осуществлена террористическая атака против США. Однако позиция западных стран во время грузинской агрессии против Южной Осетии в 2008 г. ещё раз показала наличие больших неразрешённых противоречий во взаимоотношениях России с Западом.

Называя распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века», президент В.В. Путин провозгласил курс на более тесную интеграцию с бывшими республиками СССР, укрепление их экономических и политических связей. Предпринимаются попытки расширить созданный в 1997 г. Союз России и Белоруссии, с 2000 г. существует Евразийское экономическое сообщество России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии, с 2010 г. действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.






Для любых предложений по сайту: [email protected]