Тренировочные задания - Урок 3 - РОССИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XVII в.

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Тренировочные задания - Урок 3 - РОССИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XVII в.

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.

Знание дат

1. В каком веке в основном сложилось единое централизованное Московское государство?

1) XIV в.

2) XV в.

3) XVII в.

4) XVIII в.

2. Какое из перечисленных событий произошло в начале XVII в.?

1) учреждение патриаршества

2) принятие Соборного уложения

3) поход Лжедмитрия I на Москву

4) выход в свет книги Ивана Фёдорова «Апостол»

3. Какое из названных событий произошло в XVI в.?

1) венчание Ивана Грозного на царство

2) присоединение Тверского княжества к Москве

3) освобождение Руси от ордынского ига

4) поход Лжедмитрия I на Москву

4. В каком веке был созван первый Земский собор?

1) XIII в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

5. Какое из перечисленных событий произошло в XVI в.?

1) Ливонская война

2) Северная война

3) Куликовская битва

4) Полтавская битва

6. В каком веке «в воспоминанье о победе над Казанью» был воздвигнут «пёстрый сказочный собор» на Красной площади в Москве?

1) XIII в.

2) XIV в.

3) XV в.

4) XVI в.

7. Кто из русских государей был избран на царство в конце XVI в.?

1) Иван IV Грозный

2) Фёдор Иоаннович

3) Борис Годунов

4) Василий Шуйский

8. В каком из названных рядов указаны даты закрепощения крестьян?

1) 1558, 1584 гг.

2) 1581, 1597 гг.

3) 1480, 1485 гг.

4) 1310, 1325 гг.

9. В каком ряду названы даты принятия общерусских Судебников?

1) 1478 г., 1485 г.

2) 1581 г., 1597 г.

3) 1497 г., 1550 г.

4) 1649 г., 1682 г.

10. Какой ряд дат связан с присоединением новых территорий к Московскому княжеству?

1) 1497 г., 1550 г., 1649 г.

2) 1380 г., 1378 г., 1480 г.

3) 1478 г., 1485 г., 1510 г.

4) 1549 г., 1551 г., 1613 г.


Знание фактов

11. Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?

1) Алексей Адашев, митрополит Макарий

2) Афанасий Ордин-Нащокин, патриарх Никон

3) Григорий Потёмкин, Феофан Прокопович

4) Иван Шувалов, Иосиф Волоцкий

12. В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили первую русскую печатную книгу

1) «Апостол»

2) «Русская Правда»

3) «Домострой»

4) Судебник

13. Кто из названных правителей первым принял титул «государь всея Руси»?

1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Михаил Романов

14. В правление какого царя на Руси началось книгопечатание?

1) Ивана Грозного

2) Фёдора Иоанновича

3) Бориса Годунова

4) Алексея Михайловича

15. Кто из перечисленных лиц был выдающимся публицистом XVI в.?

1) Иван Пересветов

2) Афанасий Никитин

3) Сафоний Рязанец

4) Иосиф Волоцкий

16. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый — это

1) военные специалисты, приглашённые на службу Борисом Годуновым

2) путешественники, оставившие записки о Московском государстве

3) руководители отрядов интервентов в годы Смуты

4) зодчие, строившие соборы Московского Кремля

17. Кто из названных лиц был известным иконописцем?

1) Аристотель Фиораванти

2) Андрей Чохов

3) Афанасий Никитин

4) Феофан Грек

18. Одним из основоположников книгопечатания в России был

1) Андрей Курбский

2) Иван Фёдоров

3) Алексей Адашев

4) Николай Новиков

19. С каким из названных лиц связано начало книгопечатания в России?

1) Андрея Рублёва

2) Юрия Крижанича

3) Ивана Фёдорова

4) Феофана Грека

20. Храм Василия Блаженного в Москве был построен в память

1) освобождения Москвы от поляков в годы Смуты в 1612 г.

2) победы в Отечественной войне 1812 г.

3) взятия Казани в 1552 г.

4) ликвидация зависимости Руси от Золотой Орды

21. Кто из названных лиц был участником событий Смуты начала XVII в.?

1) Андрей Курбский

2) Алексей Адашев

3) Григорий Отрепьев

4) Степан Разин

22. Кто из названных лиц в годы Смуты был венчан на царство?

1) Иван Заруцкий

2) Лжедмитрий I

3) Лжедмитрий II

4) Иван Болотников

23. Первый Земский собор был созван в царствование

1) Ивана III

2) Ивана IV

3) Петра I

4) Екатерины I

24. Кто из названных лиц был выдающимся иконописцем XV в.?

1) Симон Ушаков

2) Дионисий

3) Аристотель Фиораванти

4) Алевиз Новый

25. Имена архитекторов Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового, Марка Фрязина связаны со строительством

1) Московского Кремля

2) Троице-Сергиевского монастыря

3) храма Василия Блаженного

4) дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга


Знание понятий

26. Избранная рада — это

1) законодательный орган

2) духовная коллегия

3) орган местного самоуправления

4) неофициальное правительство России при Иване IV

27. Порядок назначения должностных лиц по знатности, существовавший на Руси с XV до конца XVII в.

1) «пожилое»

2) «кормление»

3) «местничество»

4) «Уложение о службе»

28. В XV-XVI вв. Боярская дума была

1) высшим совещательным органом при великом князе

2) приказом, ведавшим внешней политикой

3) приказом, ведавшим дворцовым хозяйством

4) органом, ведавшим землями великого князя

29. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?

1) «опричнина»

2) «Государев двор»

3) «земщина»

4) «посад»

30. Как называлось в России XVI-XVII вв. центральное сословно-представительное учреждение с законодательными функциями?

1) Боярская дума

2) Земский собор

3) Избранная рада

4) Верховный тайный совет

31. Судебник — это

1) свод законов единого государства

2) сборник моральных норм и принципов

3) руководство по ведению домашнего хозяйства

4) запись событий по годам

32. Как называлось наследственное владение, которое можно было продать, купить, завещать?

1)«удел»

2) «поместье»

3)«вотчина»

4) «кормление»

33. Как называлось земельное владение, которое давалось на время военной или государственной службы?

1) «поместье»

2) «вотчина»

3) «надел»

4) «отруб»


Знание причин и следствий

34. Что из перечисленного было следствием события, вошедшего в историю как «стояние на реке Угре» (1480 г.)?

1) установление независимости Русского государства от Орды

2) присоединение к Москве Тверского княжества

3) вторжение в русские земли польско-литовских войск

4) разорение ордынским войском Рязани

35. Что из перечисленного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478 г.?

1) предоставление новгородскому купечеству особых льгот

2) ограничение полномочий новгородского вече

3) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений

4) передача большей части Новгородских земель Великому княжеству Литовскому

36. Поход Ивана III на Великий Новгород в 1478 г. завершился

1) разгромом московского войска

2) заключением союза между Иваном III и Новгородской боярской республикой

3) присоединением новгородских земель к Москве

4) сохранение Новгородом независимости

37. Чем завершилось в конце XV в. соперничество двух центров Северо-Восточной Руси: Москвы и Твери?

1) сохранением независимости Тверского княжества

2) присоединением Твери к Москве

3) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому

4) заключением Тверью союза с Золотой Ордой

38. Что из названного относится к итогам правления Ивана III?

1) свержение ордынского владычества

2) получение Россией выхода к морю

3) присоединение к России Сибирского ханства

4) начало созыва Земских соборов

39. Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. было

1) введение сроков сыска и возвращения беглых крестьян

2) появление новых органов центрального управления — приказов

3) введение единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому

4) введение денежного налога — подушной подати

40. Что из перечисленного было причиной Ливонской войны?

1) стремление России выйти к Балтийскому морю

2) стремление России выйти к Чёрному морю

3) стремление Речи Посполитой посадить на российский престол королевича Владислава

4) стремление Ливонского ордена овладеть Московским княжеством

41. Что из перечисленного потеряла Россия в результате Ливонской войны (1558-1583 гг.)?

1) Смоленские земли

2) Черниговские и Северские земли

3) крепости Ям, Нарву, Копорье, Ивангород

4) Новгород и Псков

42. Восточная политика Ивана IV привела к

1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири

2) завоеванию Средней Азии

3) началу освоения Дальнего Востока

4) началу освоения Восточной Сибири

43. В результате военной реформы XVI в. в России появились

1) рекруты

2) стрельцы

3) драгуны

4) гвардейцы

44. Что из перечисленного было результатом военной реформы, проведённой Избранной радой в середине XVI в.?

1) создание стрелецкого войска

2) создание регулярной армии

3) создание гвардейских полков

4) формирование полков «иноземного строя»

45. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска


Поиск информации в источнике

46. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чьё правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.

«Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений — устаревших органов местного самоуправления. Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы... обычно считают крупнейшими мероприятиями Избранной рады».

1) Ивана III

2) Бориса Годунова

3) Ивана IV

4) Алексея Михайловича

47. Прочите отрывок из летописи и укажите, о каком событии идёт речь.

«В лето 1547 г., когда же вошёл князь великий Иван Васильевич всея Руси в Соборную церковь, митрополит со всем Священным собором начал молебен... после молитвы велел митрополит принести с налоя бармы, и знаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича крестом и возложил на него бармы и шапку. И сел царь на своём стуле, а митрополит на своём. И взошёл на амвон архидиакон и проговорил велегласно многолетие царю Ивану Васильевичу Русскому. И по многолетии митрополит Макарий здравствовал великого князя. И поклонился царю митрополит».

1) об учреждении опричнины

2) о венчании на царствование

3) о созыве Стоглавого собора

4) о созыве первого Земского собора

48. Прочтите отрывок из сочинения историка В. Янина и укажите, о каком художнике идёт речь.

«Нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранившихся работ величайшего русского художника Средневековья невелик... но даже части сохранившегося, даже одной-единственной неповторимой Троицы было бы достаточно для бессмертия его имени...»

1) Феофане Греке

2) Андрее Рублёве

3) Дионисии

4) Симоне Ушакове

49. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите, о каком историческом событии идёт речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол...»

1) Ливонской войне

2) Смуте

3) введении опричнины

4) Смоленской войне

50. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о каком событии идёт речь.

«Усилиями народа, выдвинувшегося из своей среды Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, государство было спасено. Подвиг ополченцев, всего русского народа, руководителей освобождения вполне справедливо можно поставить в один ряд с патриотизмом ратников Александра Невского и Дмитрия Донского».

1) Отечественной войне 1812 г.

2) Смутном времени

3) Ливонской войне

4) пугачёвщине

51. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, где и когда было принято такое решение.

«Ни посольского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московское государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть».

1) на Земском соборе 1613 г.

2) на Земском соборе 1649 г.

3) на заседании Боярской думы по окончании Ливонской войны в 1583 г.

4) при воцарении Василия Шуйского в 1606 г.

52. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нём события.

«...Борис Годунов... начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение. а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства...»

1) XV в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

53. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя государя, о котором идёт речь.

«18 марта 1584 г. московские колокола своим печальным перезвоном возвестили жителям столицы о смерти царя, и забыта была ненавистная опричнина, а вспомнились только такие великие дела его царствования, как взятие Казани, завоевание Астрахани и Сибири, издание царского Судебника и построение в Москве великолепного храма Василия Блаженного».

1) Иван III

2) Иван IV

3) Иван Калита

4) Борис Годунов


Часть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установление хронологической последовательности

1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) воцарение Романовых

2) церковный раскол

3) пугачёвский бунт

4) Смута

5) принятие Соборного уложения







2. Расположите в хронологической последовательности фамилии исторических лиц. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

1) Богдан Хмельницкий

2) патриарх Филарет

3) царь Фёдор Алексеевич

4) царь Фёдор Иоаннович

5) царевна Софья







3. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) отмена крепостного права

2) принятие Соборного уложения

3) окончание Смуты

4) Ливонская война

5) введение «заповедных лет»







4. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) венчание на царство Ивана Грозного

2) венчание на царство Михаила Романова

3) «стояние на реке Угре»

4) заключение Столбовского мира

5) царствование Василия Шуйского







Группировка фактов

5. Какие три из перечисленных понятий относятся к процессу закрепощения крестьян в XV-XVI вв.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) «урочные лета»

2) «выкупные платежи»

3) «Юрьев день»

4) «ярлык»

5) «заповедные лета»

6) «подушная подать»





6. Какие три из перечисленных событий относятся к истории Смуты в России? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) правление «семибоярщины»

2) стрелецкие бунты

3) восстание К. Булавина

4) приглашение на русский престол польского королевича Владислава

5) восстание И. Болотникова

6) принятие Соборного уложения





7. Какие три из перечисленных положений содержало Соборное уложение 1649 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) введение подушной подати

2) создание Земских соборов

3) прикрепление жителей городов к посаду

4) освобождение дворян от обязательной службы

5) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя

6) отмена «урочных лет», введение бессрочного сыска беглых крепостных





8. Какие три из перечисленных событий связаны с княжением Ивана III? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Смоленская война

2) Семилетняя война

3) «стояние на реке Угре»

4) присоединение Новгорода к Москве

5) созыв первого Земского собора

6) строительство Московского Кремля





Систематизация фактов, понятий

9. Установите соответствие между терминами и временем их появления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ТЕРМИНЫ

А) «вира»

Б) «баскаки»

В) «приказы»

Г) «стрельцы»

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ

1) XIII в.

2) XI в.

3) XVI в.

4) XV в.

5) XIV в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






10. Установите соответствие между названиями литературных произведений и временем их создания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) «Путешествие из Петербурга в Москву»

Б) «Слово о полку Игореве»

В) «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Г) «Задонщина»

ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

1) XII в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

5) XVIII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






11. Установите соответствие между событиями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) опричнина

Б) Ливонская война

В) венчание на царство Ивана IV

Г) присоединение Астраханского ханства

ДАТЫ

1) 1547 г.

2) 1556 г.

3) 1558-1583 гг.

4) 1565-1572 гг.

5) 1583 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






12. Установите соответствие между именами исторических лиц и родом их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИМЕНА

А) Андрей Курбский

Б) Дионисий

В) Ермак Тимофеевич

Г) Макарий

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) церковный и политический деятель

2) участник Избранной рады

3) иконописец

4) зодчий

5) казачий атаман

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






13. Установите соответствие между названиями памятников культуры и именами их создателей: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «Домострой»

Б) икона «Троица»

В) «Поучение детям»

Г) «Хождение за три моря»

СОЗДАТЕЛИ

1) митрополит Иларион

2) Сильвестр

3) Афанасий Никитин

4) Андрей Рублёв

5) Симеон Полоцкий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Поиск информации в источнике

14. Прочтите отрывок из Судебника и напишите имя князя, при котором он был принят.

«А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня ... и неделю после Юрьева дня... Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживёт на нём год, да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт... полдвора платит, а три года поживёт... платит три четверти двора, а четыре года проживёт, и он весь двор платит».

Ответ: ________________­_________________________.

15. Прочтите отрывок из сочинения Д. С. Лихачёва и напишите имя правителя, о котором идёт речь.

«За время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород (1478) и Тверь (1485) — две наиболее крупные русские области, ещё не вошедшие в состав Московского государства... Наконец после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, “перестоял” хана Ахмата... порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».

Ответ: ________________­_________________________.

16. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и напишите имя государя, о котором идёт речь.

«...рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».

Ответ: ________________­_________________________.

17. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и напишите имя атамана казаков, о котором идёт речь.

«Сей Герой погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум, уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием... Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в храмах, где мы ещё и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша».

Ответ: ________________­_________________________.

18. Прочтите отрывок из сочинения историка Р. Г. Скрынникова и напишите, как называлась политика, начало которой положили описанные события.

«В воскресение, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлёвском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями... Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую “святость” и всю государственную казну... Царский “поезд” скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы».

Ответ: ________________­_________________________.


Систематизация исторической информации1

19. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, являлись участниками Смуты.

Борис Годунов, Василий Шуйский, Иван Болотников, Степан Разин, Лжедмитрий I, Иван Заруцкий.

Найдите и запишите имя, относящееся к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­_________________________.


Знание основных фактов, процессов, явлений1

20. Напишите пропущенное понятие, термин.

Система назначения членов Государева двора на военную, административную и придворную службу, а также порядок их размещения за великокняжеским (царским) столом и на других придворных церемониях называлась

Ответ: ________________­_________________________.


Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1

21. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Произведение русской культуры

Создатель

Век

«Задонщина»

______________________ (А)

XIV в.

______________________ (Б)

Митрополит Иларион

XI в.

______________________ (В)

Владимир Мономах

______________________ (Г)

«Хождение за три моря»

______________________ (Д)

______________________ (Е)


1) Иван Пересветов

2) Домострой

3) Софроний Рязанец

4) Митрополит Макарий

5) «Слово о Законе и Благодати»

6) XV в.

7) XII в.

8) «Поучение детям»

9) Афанасий Никитин

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








1 Различное содержание в разных вариантах.


Часть 3 (С)

Текст

Из сочинения историка В. О. Ключевского.

«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

На Соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие — другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупить избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М. Ф. Романов.

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашён патриархом в подмосковном лагере второго.

Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нём сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.

Окончательное решение было представлено всей землёй. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царём. Посланные возвратились с донесением: быть государем М. Ф. Романову.

21 февраля 1613 г. прошли окончательные выборы. Каждый участник Собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя — Михаила Фёдоровича».

1. С1. К какому периоду российской истории относятся описанные в документе события? С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его всесословным? Укажите не менее трёх положений.

2. С2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на Соборе задачи. Укажите не менее трёх положений.

3. С3. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чём заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.


Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1

4. С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон.

Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).

5. С4. Проводимые в начале царствования Ивана IV реформы разрабатывались царём вместе с Избранной радой. Однако в начале 1560-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной радой и выбрал другую политику — политику опричнины. Объясните, в чём заключались основные различия между реформами Избранной рады и опричной политикой.

6. С5. Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного:

1. Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

2. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной. Используя исторические знания приведите три аргумента, подтверждающие избранную вами точку зрения.


Умение представлять результаты историко-познавательой деятельности в форме исторического сочинения1

7. С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

1) Андрей Рублёв; 2) Пётр I; 3) А. Ф. Керенский.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.


1 Различное содержание в разных вариантах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]