Живопись и архитектура - Урок 2 - Русская культура XIV-XVI вв. - История средневековой русской культуры (IX-XVII вв.) - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Живопись и архитектура - Урок 2 - Русская культура XIV-XVI вв. - История средневековой русской культуры (IX-XVII вв.) - История русской культуры

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали следующие.

1. Архитектура. XIV-XVI вв. — двухвековой расцвет русской архитектуры между двумя упадками: разорительным монгольским нашествием XIII в и Смутным временем рубежа XVI-XVII вв Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псковская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений:

- новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, который был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником1 в честь взятия Казани);

- широкое строительство каменных кремлей. Первой и крупнейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из камня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV — начале XVI в. те же итальянские архитекторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский собор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) — главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коронаций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фрязин, 1505-1508 гг.)2; построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Москве и Смоленский кремль В XVI в крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

2. Живопись. К XIV-XV вв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои иконы лучшие иконописцы — византийский мастер Феофан Грек (икона Донской Богоматери), а также русские мастера Андрей Рублев (мастер московской, или владимиро-суздальской, иконописной школы 1360-1430-х гг., автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Андроникова монастыря в Москве, а также созданной около 1411 г. иконы «Троица» для Троице-Сергиева монастыря), Дионисий (мастер конца XV — начала XVI в., автор росписей и икон Иосифо-Волоколамского монастыря, Ферапонтова монастыря около города Кириллова, части икон и фресок Успенского собора Московского Кремля) и его сын Феодосий (росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1503 г.) (рис. 18.1).


image18


Рис. 18.1. А. Рублев. Троица


В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь-пушку калибром 890 мм.


1 Согласно другой, устаревшей версии, Барма и Постник — это два разных зодчих

2 Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля конца XV — начала XVI вв. были выстроены на месте разрушенных или обветшавших одноименных соборов XIV в., построенных по распоряжению Ивана Калиты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]