Образование, наука, изобретения - Золотой век русской культуры - История русской культуры Нового времени (XVIII — начало XX в.) - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Образование, наука, изобретения - Золотой век русской культуры - История русской культуры Нового времени (XVIII — начало XX в.) - История русской культуры

Золотым веком русской культуры считается XIX в (существует два подхода к периодизации: либо с начала XIX в до великих реформ, либо с начала XIX в. до конца 1880-х гг., то есть до начала серебряного века). Для развития культуры характерно:

· приобретение ярко выраженного национального характера;

· создание классических (то есть сохраняющих ценность вне времени) произведений мирового уровня;

· расцвет всех отраслей культуры;

· отражение в культуре основных социально-политических тенденций развития страны (войны 1812 г., движения декабристов, социального неравенства и борьбы, крепостничества, мощного общественного движения, развития капиталистических отношений, урбанизации и пр.);

· постепенная демократизация культуры (вовлечение в ее сферу всех слоев населения; появление деятелей культуры не только из дворян), но при сохранении разделения на элитарную и народную.

Развитие русской культуры тормозилось сословным неравенством, крепостным правом и самодержавным строем (с его политикой цензуры и ограничения доступа к образованию) Во второй половине XIX в выходцы из различный сословий, занимавшиеся умственным трудом и имевшие образование, составили новый социальный слой — интеллигенцию. Русскую культуру XIX в. делят на дореформенную (до 1860-х гг.) и пореформенную.


19.2.1. Образование, наука, изобретения


Образование и наука характеризуются следующими моментами.

1. Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования. Мощнейшими прогрессивными толчками в развитии образования в XIX в стали реформы Александра I (создание Министерства народного просвещения, школьная реформа 1802-1804 гг., создание университетов и Царскосельского лицея в 1811 г.) и Александра II (Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий 1864 г., а также Университетский устав 1863 г.). Контрреформы были осуществлены при Николае I (рескрипт 1827 г. о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян, в 1828 г. был принят новый Устав учебных заведений) и при Александре III, когда был принят ряд мер по ограничению в сфере образования (знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.), но продолжался рост числа церковноприходских школ. Во второй половине XIX в. в России окончательно сложилась система образования:

· низшая ступень, дававшая фактически начальное образование: церковно-приходские, земские и городские школы, народные училища. Учредителями этих учебных заведений были государство (делало упор на церковно-приходские школы, дававшие «идеологически правильное» образование), земские и городские органы самоуправления, а также частные лица;

· средняя ступень — три вида гимназий: классические (имели гуманитарный уклон и позволяли поступать в университеты без экзаменов), реальные (в 1871 г их переименуют в реальные училища, они имели естественно-математический уклон и давали право поступления в специализированные вузы, но не в университеты) и женские (давали право поступления только на высшие женские курсы) Также к средней ступени образования относились духовные семинарии, в которые могли поступать православные люди из любых сословий;

· высшее образование: университеты (давали общее высшее классическое образование), учреждения высшего технического образования (академии, училища и пр.), высшие женские курсы и консерватории Всего в России к концу XIX в было 63 вуза, в них училось около 30 тыс. студентов Наиболее консервативными были университетские уставы Николая I (1835) и Александра III (1884), ограничивавшие автономию университетов, на многих ученых осуществлялись гонения по идеологическим причинам (например, на ботаника К. А. Тимирязева, историка В. И. Семевского, физиолога И. М. Сеченова).

Среди позитивных тенденций в развитии образования следует отметить:

· постоянное увеличение числа учебных заведений на всех уровнях;

· рост уровня грамотности в XIX в. (с 6 % всего населения в 1860-е гг. до 21 % в 1897 г.1);

· развитие женского образования (в начале XIX в. созданы женские гимназии для дворянок, в первой половине века — женские школы для дочерей солдат и матросов, во второй половине века появляется высшее образование для девушек: права поступать в университеты они не имели, поэтому для них создавались высшие женские курсы по типу созданных К. Н. Бестужевым-Рюминым в Петербурге в 1870-е гг.).

2. Научно-технические достижения. В русской науке XIX в. возникает ряд научных обществ (географическое, любителей российской словесности, естествоиспытателей, археологические и пр.), проводятся международные научные съезды, создается множество библиотек, музеев (в 1873 г. были открыты исторический и политехнический музеи в Москве), обсерваторий. Выдающиеся ученые и открытия:

· в естественно-математических науках: математики Н. И. Лобачевский (создал неевклидову геометрию), П. Л. Чебышев (арифмометр) и С. В. Ковалевская (первая в России женщина-профессор); хирург Н. И. Пирогов; физики В. В. Петров (разработал гальваническую батарею), Б. С. Якоби (создал первый электромотор), Э. Х. Ленц, А. Г. Столетов и А. С. Попов (изобрел радио в 1895 г.); химики Н. Н. Зинин, Д. И. Менделеев (периодический закон химических элементов, труды по метрологии) и А. М. Бутлеров; техники — крепостные механики отец и сын Черепановы в 1830-е гг. изобрели первый паровоз и паровую железную дорогу, П. Н. Яблочков в 1876 г. создал первую дуговую электрическую лампу, А. Н. Лодыгин создал электрическую лампу накаливания; геолог В. В. Докучаев (начало науки о свойствах различных почв); физиологи И. И. Сеченов и И. П. Павлов (учение о рефлексах); биолог И. И. Мечников (создатель теории иммунитета);

· в социогуманитарных науках: историки России Н. М. Карамзин («История государства Российского», опубликованная в 1816-1829 гг.), С. М. Соловьев (29-томная «История России с древнейших времен») и его ученик В. О. Ключевский (5-томный «Курс русской истории»), множество специалистов по зарубежной истории;

· географические открытия: первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 гг. И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (на шлюпах «Надежда» и «Нева»); вторая кругосветная экспедиция 1819-1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (на шлюпах «Восток» и «Мирный» они открыли Антарктиду); исследование Г. И. Невельским Дальнего Востока и Сахалина в середине XIX в.; исследования Центральной Азии и Уссурийского края Н. М. Пржевальским во второй половине века (открыл ряд горных хребтов и озер, впервые описал дикую лошадь и дикого верблюда) и П. П. Семеновым-Тянь-Шанским, изучение Н. Н. Миклухо-Маклаем островов и народов Тихого океана, в том числе Новой Гвинеи.


1 Грамотность в среде различных сословий, в центре и провинции, в городе и деревне сильно различалась.






Для любых предложений по сайту: [email protected]