История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ
Живопись, архитектура, скульптура - Золотой век русской культуры - История русской культуры Нового времени (XVIII — начало XX в.) - История русской культуры
Живопись, архитектура и скульптура характеризуются следующим.
1. Расцвет русской живописи в XIX в. По актуальности и политизированности живопись в XIX в. занимала вторую после литературы позицию
· В живописи первой половины XIX в. сменили друг друга стили классицизм (картины К. П. Брюллова и А. А. Иванова, но в них уже проступают реалистические и психологические тенденции), сентиментализм (некоторые картины на бытовые сюжеты А. Г. Венецианова), романтизм (портреты О. А. Кипренского, В. А. Тропинина) и критический реализм (бытовые сатирические полотна П. А. Федотова составили основу критического реализма) при официальном господстве классицизма.
· В живописи пореформенного периода возобладал критический реализм, представителями которого были передвижники. Движение передвижничества началось с «бунта четырнадцати» в 1863 г. (14 лучших учеников Академии художеств отказались писать конкурсную картину на сюжет из скандинавской мифологии, а когда им было запрещено самим выбрать тему, покинули Академию), а оформилось в 1870 г. созданием Товарищества передвижных художественных выставок (существовало до 1923 г.). Основателем движения стал И. Н. Крамской, идеологом — критик В. В. Стасов Основными идеями передвижников были отказ от академической манеры живописи, движение искусства «в народ» (для чего и создавались передвижные выставки, всего их было проведено 48), вместо торжественного классицизма — критический реализм, обличающий актуальные пороки государства и общества, основной темой творчества должна быть Россия, ее природа, история, народ (много общего с народническими идеями) Почти все художники второй половины XIX в входили в состав Товарищества, развивая различные жанры живописи: сюжеты из народной жизни, историческую картину (В. И. Суриков), психологическую картину, пейзаж (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи), портрет (И. Н. Крамской, В. Г. Перов, В. А. Серов). Почти все они работали сразу в нескольких жанрах, многожанровостью отметились И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Д. Поленов и др.
Очень важным для русской живописи было развитие музейного дела: в 1852 г. Эрмитаж открыли для посещения публики, в 1856 г. московский купец-меценат П. М. Третьяков начал коллекционировать картины (его частная коллекция будет передана Москве и станет основой Третьяковской галереи).
2. Архитектура. XIX в. — расцвет русского градостроительства:
· в архитектуре первой половины XIX в. существовали два стиля: господствовал стиль ампир (вершина классицизма), а на фоне его упадка в 1830-е гг. развивался так называемый русско-византийский стиль. В стиле ампир свои творения создали архитекторы К. И. Росси (здания Генерального штаба, Сената и Синода, Александровского театра в Петербурге), О. Монферран (Александровская колонна на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном и Исаакиевский собор в Петербурге), швейцарец Ж. Тома де Томон (здание Биржи в Петербурге), бывший крепостной А. Н. Воронихин (здание Горного института в Петербурге и главный собор Петербурга — Казанский собор в честь Казанской иконы Богоматери — символа русских ополчений 1612 г.), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), О. И. Бове (здание Манежа в Москве). В русско-византийском стиле работал К. А. Тон (Большой Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя в Москве);
· с середины XIX в в архитектуре доминируют два стиля: эклектика — стиль, основанный на смешении разных архитектурных традиций и стилей (эпохи Возрождения, готики, византийского стиля и пр.), и неорусский (или псевдорусский) стиль, для которого было характерно использование элементов древнерусского зодчества для декора зданий (здания Исторического музея работы В. О. Шервуда, Городской думы работы Д. Н. Чичагова, а также Верхних торговых рядов, то есть будущего ГУМа, работы А. Н. Померанцева)
3. Скульптура. Наиболее известными скульпторами первой половины XIX в. были И. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве, рис. 19.2) и П. К. Клодт (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, памятники И. А. Крылову в Летнем саду Петербурга и Николаю I у Исаакиевского собора там же).
Рис. 19.2. И. П. Мартос. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве
Важнейшими вехами в истории скульптуры пореформенной России стали творчество М. М. Антокольского (серия исторических портретов), А. М. Опекушина (знаменитый бронзовый памятник А. С. Пушкину, 1880 г.) и М. О. Микешина (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, 1862 г., памятник Екатерине II в Петербурге, 1873 г.).
Таким образом, в XIX в. произошел подъем во всех сферах культуры, были созданы классические образцы, что заставило мастеров рубежа XIX-XX вв. искать новые творческие формы.