1855—1881 гг. — РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II - СОБЫТИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ (VIII—XXI вв.) - ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

1855—1881 гг. — РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II - СОБЫТИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ (VIII—XXI вв.) - ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

1855—1881 гг. — ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II.

1857 г., 3 января — Учреждение Секретного комитета по крестьянскому вопросу (с 1858 г. — Главный комитет).

1858 г., январь —1859 г., декабрь — Деятельность губернских комитетов по крестьянскому вопросу.

1858 г. — Айгунский договор России с Китаем о разграничении государственной границы. России достались земли по левому берегу Амура, Китаю — по правому. Земли между притоком реки Уссури (Уссурийский край) оставлялись в общем владении.

1859—1860 гг. — Деятельность редакционных комиссий по выработке проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

1860 г. — Пекинский договор России с Китаем, окончательно установивший границу между государствами. Уссурийский край закреплялся за Россией. На берегу бухты Золотой Рог был основан российский форпост на Дальнем Востоке — Владивосток.

60-е—70-е годы XIX века — Общественное движение. Включало консерваторов, либералов и революционеров.

Консервативное направление в общественном движении:

Идеологом и вдохновителем консервативного направления стал М. Н. Катков. Он считал, что неограниченное самодержавие является гарантией единства и процветания России и народа, критиковал правительство за уступки либералам. Консервативное движение отражало интересы дворянства.

Либеральное направление в общественном движении:

В конце 70-х годов происходит подъём либерального движения, который был связан с деятельностью земств. Идеологи: Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко. Центрами земского либерализма стали земства, которые добивались не только расширения своих прав, но и создания центральных органов народного представительства, расширения гражданских свобод. Направление деятельности: подача адресов на имя императора.

Революционное движение:

В 1860-е годы зарождается народничество — мощное общественное движение с собственной идеологией. Народники считали возможным «перескочить» стадию буржуазного общества и построить в России справедливое социалистическое общество. В революционном движении существовало несколько течений: бунтарское (идеолог М. А. Бакунин), пропагандистское (идеолог П. Л. Лавров), заговорщическое (идеолог П. Н. Ткачёв).


1861—1864 гг. — Деятельность «Земли и воли».

Цели:

1. Созыв народного собрания, свободные выборы в него.

2. Установление демократической республики, широкого местного самоуправления.

3. Освобождение крестьян с достаточным количеством земли, передача земель во владение крестьянским общинам.

4. Объединение городского и сельского населения в самоуправляющиеся общины.

5. Подготовка открытого выступления в 1863 году, когда начнётся ожидаемое крестьянское восстание.

Программные установки:

Законспирированная организация революционеров совершит переворот. Это даст толчок к началу революции.

Методы борьбы:

1. Издание и распространение революционной литературы.

2. Материальная помощь ссыльным.


1861—1874 гг. — Великие реформы (административная, судебная, военная). Они не были реализованы до конца, не затронули верхние этажи власти, но тем не менее, способствовали росту производительных сил, укреплению обороноспособности страны, развитию гражданского самосознания.

1861 г., 19 февраля — Манифест об отмене крепостного права в России.

Причины отмены крепостного права:

1. Низкая производительность крепостного труда, не рентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, то есть крепостное право препятствовало дальнейшему развитию сельского хозяйства.

2. Крепостное право препятствовало развитию промышленности: у крестьян отсутствовала личная свобода, поэтому предпринимателям неоткуда было брать наёмных рабочих.

3. Крепостное право являлось угрозой общественному спокойствию: только в первой четверти XIX века произошло более 600 крестьянских волнений.

Основные положения реформы:

1. Крепостные крестьяне сразу, без выкупа, получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика, отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу помещиков.

2. Крестьяне получали гражданские права: производить сделки с недвижимым и движимым имуществом (покупка, продажа); открывать торговые и промышленные предприятия; выступать от своего имени в суде; не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда; получали право перехода в другие сословия, свободу вступления в брак.

3. Крепостные крестьяне освобождались с землёй, но они должны были выкупить её у помещика. До перевода крестьян на выкуп, т.е. до начала выкупной операции, крестьяне становились временнообязанными: должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.

4. Начать процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 года: 20% выплачивается крестьянами, 80% — государственная ссуда, которую крестьянин возвращает в течение 49 лет.

5. Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксируются в Уставной грамоте.

6. За соблюдением условий Уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следят мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян.

Результаты крестьянской реформы:

1. Ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда.

2. Создала необходимые условия для утверждения в России капитализма: развитие рыночных отношений, рост темпов экономического развития за счёт притока рабочей силы в города, появление новых социальных слоёв — пролетариата и промышленной буржуазии.

3. Крестьяне получили личную свободу, а это означало, что в России было ликвидировано узаконенное до этого рабство.

4. Реформа сохранила земельную зависимость крестьян от помещиков, что вело к застою в сельском хозяйстве.

5. Реформа носила грабительский характер, в ряде случаев вызвала ухудшение положения крестьян.


1863—1864 гг. — Реформирование военно-учебных заведений: общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную — в военных училищах.

1864 г. — Положение о начальных народных училищах.

1864 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — земская реформа местного самоуправления. Земства стали играть существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач. В ходе проведения реформы появились общеобразовательные учреждения, была организована медицинская помощь населению.

1864 г. — Судебная реформа.

Содержание реформы:

1. Создание нового суда на принципах буржуазного права: гласность судебных процессов, равенство всех сословий перед законом, независимость судей от чиновников, состязательность обвинения и защиты.

2. Создание двух систем судов. Мировые суды рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела без присяжных заседателей с одним судьёй. Общие суды осуществляют рассмотрение уголовных и сложных гражданских дел с участием 12 присяжных заседателей.

Итоги реформы:

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации, однако новая система всё же сохранила ряд сословных пережитков: волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников.


1865 г. — «Временные правила о печати».

1867 г. — Открытие Военно-юридической академии.

1869 г. — Деятельность общества «Народная расправа», основанного в Москве С. Г. Нечаевым.

1870 г. — Городская реформа.

Содержание реформы:

1. Введение всесословных органов самоуправления (городские думы, избираемые сроком на четыре года).

2. Создание постоянно действующих исполнительных органов — городских управ, которые занимались городским благоустройством, школьным и медицинским делом, благотворительностью.

Значение реформы:

1. Способствовала привлечению широких слоёв населения к решению вопросов управления.

2. Послужила предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.


1871 г. — Лондонская конвенция об отмене режима «нейтрализации Чёрного моря». Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на Чёрном море. Были укреплены южные границы страны. Данная дипломатическая победа свидетельствовала о росте международного авторитета России.

1871—1874 гг. — Кружок «чайковцев» в Петербурге. (Руководитель Н. В. Чайковский). Члены кружка считали, что основой социализма является крестьянская община, вели пропаганду среди студентов, крестьян, рабочих. В 1873 году «чайковцы» выступили инициаторами «хождения в народ». Членами этой организации были А. И. Желябов, П. А. Кропоткин, С. Л. Перовская.

1873 г. — Между Россией, Германией и Австро-Венгрией заключён «Союз трёх императоров». Александр II, Вильгельм I, Франц-Иосиф обещали друг другу устранять разногласия между собой путём консультаций, а при угрозе нападения какой-то другой державы — договориться о совместных действиях.

1873 г. — Присоединение к России Хивы, Бухары, Коканда. В Средней Азии произошли благоприятные перемены: закончились кровавые войны, повсеместно было отменено рабство, появились железные дороги, окрепли культурные связи с Россией.

1874 г. — Военная реформа (проводилась под руководством военного министра Д. А. Милютина).

Содержание реформы:

1. Отмена рекрутских наборов, всеобщая воинская обязанность для мужчин с 20 лет.

2. Перевооружение армии.

3. Отмена телесных наказаний.

4. Введение обучения солдат грамоте.

5. Создание новых военных учебных заведений.

Значение реформы:

1. Создание массовой армии, соответствующей требованиям времени.

2. Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности её пополнения во время войны обученным военному делу резервом.


1874—1875 гг. — «Хождение в народ». Народники отправились в деревню с целью донести до народа революционные идеи и поднять его на восстание. Поднять восстание не удалось. Большинство народников стали склоняться в сторону идей Лаврова, который считал, что необходима длительная пропагандистская подготовка социальной революции. К концу 70-х годов в народническом движении назревает идеологический кризис. Начинают распространяться марксистские идеи.

1875 г. — Договор России с Японией о владениях на Дальнем Востоке.

1877—1878 гг. — Русско-турецкая война.

Причины:

1. Угнетение православного населения турками-османами.

2. Стремление России укрепить своё влияние на Балканах и взять реванш по итогам Крымской войны.

Ход войны:

I этап: форсирование русскими войсками Дуная, освобождение Болгарии, занятие Шипкинского перевала.

II этап: осада и взятие русскими войсками крепости Плевен.

III этап: наступление русских войск в направлении Константинополя, взятие его предместья Сан-Стефано.

Итоги войны:

1. Заключён Сан-Стефанский мирный договор (1878 г.), по которому Османская империя нризнала независимость Румынии, Сербии и Черногории, расширение их территорий, создание фактически независимой от турков Болгарии.

2. Укрепление международного авторитета России.


1876—1879 гг. — Народническая организация «Земля и воля».

Представители: А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская.

Цели:

1. Организация жизни общества на принципах общинного самоуправления.

2. Введение демократических свобод.

3. Переход всей земли в руки крестьянства.

4. Отказ от захвата политической власти и политической борьбы.


1878 г. — Берлинский конгресс. Подписание Берлинского трактата, пересмотревшего условия Сан-Стефанского договора. Сокращение размеров территории, отошедшей в пользу Сербии и Черногории по итогам войны. Значительное сокращение территории автономной Болгарии, раздел её на две части.

1879 г. — Раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел».

1879—1881 гг. — Деятельность «Чёрного передела». Представители Г. В. Плеханов, А. Г. Дейч, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод.

Цель: Установление социализма, общинного самоуправления.

Методы деятельности: Пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы.


1879—1883 гг. — Деятельность «Народной воли». Представители: А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер.

Цели:

1. Установление социализма, всеобщего равенства.

2. Политический переворот для передачи власти народу.

3. Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Методы деятельности:

1. Пропагандистская и агитационная деятельность.

2. Террористическая деятельность.

3. Организация тайных обществ.

4. Организация и совершение переворота.


1881 г. — Разработка проекта новых реформ, получившего название «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Основные положения:

1. Снижение выкупных платежей.

2. Отмена подушной подати.

3. Создание двух комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразований в области губернского управления.

4. Пересмотр земского и городского Положений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]