Вариант 3 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 3 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 Назовите имя князя, объявившего Киев «матерью городов русских», столицей своих земель.

1) Олег

2) Иван Калита

3) Рюрик

4) Владимир Мономах

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) сражение на реке Калке

2) съезд князей в Любече

3) крещение Руси

4) присоединение Астраханского ханства к России

А3 Какие последствия для России имело подписание в 1617 году Столбовского мира со Швецией?

1) лишилась выхода в Балтийское море

2) потеряла Левобережную Украину

3) получила выход в Чёрное море

4) потеряла Смоленские земли

А4 По случаю взятия Казани в Москве был построен

1) Благовещенский собор

2) храм Василия Блаженного (Покровский собор)

3) собор Двенадцати апостолов

4) собор Успения Богоматери

А5 Прочитайте отрывок из исторической повести и определите, о каком городе идёт речь.

«Шагом въехали в каменную арку ворот, увенчанных старинной чудотворной иконой, прикрытой свинцовой кровелькой от дождя и снега; шагом проехали мимо Владыческого двора, палат, складов. Налево поднялась величавая стена Софийского собора, перед которой оба обнажили головы, направо — соперничающий с нею собор Бориса и Глеба, имя строителя которого, Сотка Сытинича, за сто лет уже успело обрасти легендами».

1) Киев

2) Полоцк

3) Чернигов

4) Новгород

А6 Финансовую реформу в 1839—1843 годах разработал и проводил

1) А. X. Бенкендорф

2) Е. Ф. Канкрин

3) С. С. Уваров

4) П. Д. Киселёв

А7 Основание Московского университета и Академии художеств связаны

1) с правлением Петра I

2) с царствованием Екатерины II

3) с царствованием Елизаветы Петровны

4) с царствованием Петра III

А8 Результатом проведения финансовой реформы Е. Ф. Канрина является

1) введение крестьянского самоуправления

2) предоставление избирательных прав государственным крестьянам

3) начало деятельности Негласного комитета

4) укрепление денежной системы страны

А9 Прочтите отрывок из документа и укажите название события, о котором в нём идёт речь.

«Храбрые и победоносные войска!.. Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем. Стремительное преследование неприятеля и необыкновенные труды, поднятые вами в сим быстром походе, изумляют все народы и приносят вам бессмертную славу. Пройдём границы и потщимся доверить поражение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, уничижающих солдат. Они жгли дома наши, ругались святынею, и вы видели, как десница Высшего праведно отмстила их нечестие...»

1) « Битва народов » под Лейпцигом

2) Заграничный поход русских войск 1813—1814 гг.

3) Тарутинский марш-маневр

4) Бородинское сражение

А10 Социальный смысл аграрной реформы Столыпина заключался в том, чтобы

1) создать широкий слой мелких буржуазных собственников

2) укрепить общинное землепользование

3) создать общенародный земельный фонд

4) упразднить помещичье землевладение

A11 Что из перечисленного явилось следствием Первой русской революции?

1) создание Государственного совета

2) решение аграрного вопроса

3) решение национального вопроса

4) создание Государственной думы

А12 Прочтите отрывок из документа и определите, на каком съезде происходили описанные события.

«Не успел съезд одобрить проведение переговоров по формированию демократического коалиционного правительства, как один за другим на трибуну стали подниматься с осуждением действия большевиков представители умеренного блока социалистов. Более того, за выражением неодобрения последовали заявления меньшевиков и эсеров о намерении покинуть съезд. Зал бурлил. В ответ на объявление большевиками восстания меньшевики и левые эсеры встали на более правую позицию, и пропасть между ними и большевиками стала такой же глубокой, как и прежде. Под конец не только правые и центристски настроенные меньшевики и эсеры покинули съезд, но даже Мартов».

1) III съезд РСДРП

2) IV съезд РСДРП

3) II съезд Советов

4) I съезд Советов

А13 Храм Христа Спасителя в Москве возведён

1) в память об избавлении от наполеоновского нашествия

2) по случаю взятия Казани

3) в честь рождения у Василия III наследника

4) по велению императора Александра I

А14 На II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов приняли

1) Декларацию прав народов России

2) Декрет об образовании комитетов бедноты

3) Декрет о земле

4) Конституцию РСФСР

А15 Что из перечисленного является одной из причин победы большевиков в гражданской войне?

1) разгон Учредительного собрания

2) изъятие хлеба у крестьян продовольственными отрядами

3) национализация имущества иностранных граждан

4) поддержка крестьянами Красной Армии

А 16 В первый день Великой Отечественной войны со словами «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» выступил

1) Г. К. Жуков

2) К. Е. Ворошилов

3) В. М. Молотов

4) И. В. Сталин

А17 Прочтите отрывок из документа и определите, когда происходило описанное событие.

«Ленинградский фронт встретился с Волховским на поле боя и соединился с ним. Чтобы преодолеть четырнадцать километров разделявшего их пространства, понадобилось семь дней. Выходит, каждый из них продвигался в сутки в среднем на один километр. Так сильно было укреплено «бутылочное горло», так ожесточённо отбивался враг».

1) январь 1944 г.

2) ноябрь 1942 г.

3) февраль 1943 г.

4) декабрь 1943 г.

А18 Решение руководств России, Украины, Белоруссии о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств было принято в

1) июне 1988 г.

2) марте 1990 г.

3) августе 1991 г.

4) декабре 1991 г.

А19 Следствием работы XX съезда партии является

1) возврат к довоенной модели экономического развития

2) новый виток самоизоляции СССР от внешнего мира

3) осуждение «культа личности» Сталина

4) принятие восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР

А20 Гимн России положен на музыку композитора

1) Дунаевского И. О.

2) Прокофьева С. С.

3) Свиридова Г. В.

4) Александрова А. В.

А21 По Конституции Российской Федерации 1993 года высшим органом законодательной власти является

1) Правительство РФ

2) Верховный суд РФ

3) Единая партия России

4) Федеральное собрание


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите фамилии государственных деятелей в хронологической последовательности дат их правления. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

1) М. Горбачёв

2) Б. Ельцин

3) Л. Брежнев

4) Ю. Андропов

5) И. Сталин

Ответ:







В2 Какие три из перечисленных ниже событий и явлений связаны со временем правления Ивана IV? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) «Медный бунт»

2) созыв I Земского Собора

3) Русско-польская война

4) создание стрелецких полков

5) присоединение Казанского ханства к России

6) церковная реформа патриарха Никона

Ответ:





В3 Установите соответствие между названиями битв и странами-участниками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Название битв

А) Полтавская битва

Б) Смоленская война

В) Швейцарский поход

Г) взятие крепости Измаил

Страны-участники

1) Россия и Речь Посполита

2) Россия и Франция

3) Россия и Турция

4) Россия и Швеция

5) Россия и Швейцария

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён перечень литературных произведений. Все они, за исключением одного, созданы в XI—XII в.

1) «Повесть временных лет»; 2) «Русский хронограф»; 3) «Моление Даниила Заточника»; 4) «Слово о Законе и благодати»; 5) «Поучение детям»; 6) «Слово о полку Игореве».

Найдите и запишите порядковый номер произведения, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ______________­____________________

В5 Напишите пропущенное слово.

В 1610 году войско Дмитрия Шуйского потерпело поражение в __________________ битве.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Семибоярщина

_______________ (А)

Ф. И. Мстиславский, А. В. Голицын

Поход на Царьград

_______________ (Б)

_______________ (В)

_______________(Г)

1654 г.

Б. Хмельницкий

Полтавская битва

_______________ (Д)

_______________(Е)


Пропущенные элементы:

1) 1610—1613 гг.

2) Русско-польская война

3) Присоединение Украины к России

4) князь Олег

5) Пётр I, Карл XII

6) 907 г.

7) боярин Шейн М. Б.

8) июнь 1709

9) князь Игорь

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В7 Прочтите отрывок из мемуара.

«После того как Россия 8 февраля 1887 года официально объявила, что в случае нападения Германии на Францию она не сможет соблюдать нейтралитет, Союз распался, но Франция была избавлена от угрозы нашествия, благодаря этому заявлению России.

История этого Союза ещё раз повторила точность любимого высказывания императора о том, что истинные союзники у России только армия и флот. Горький опыт XIX века научил царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось позже лишь горько об этом сожалеть. Александр I спас Европу от Наполеона, и следствием этого явилось создание на Западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его дед Николай I послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 года и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за своё невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав слово данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя, на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов её побед над турками.

Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей. У императора не было дружеских чувств в отношении Европы. Всегда готовый принять вызов, император, однако, при каждом удобном случае давал понять, что интересуется только тем, что касается благосостояния 130 миллионов населения России».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) в мемуарах речь идёт о «Союзе трёх императоров»

2) автор текста считает, что союзниками России являются французы, англичане, немцы, австрийцы

3) высказывание о том, что у России есть только два союзника — армия и флот, принадлежит Александру III

4) автор отмечает, что император Александр III испытывал дружеские чувства в отношении Европы

5) действия Александра I, по оценке автора, не помогли спасти Европу от Наполеона

6) по мнению автора, союзники часто использовали Россию для достижения своих целей

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите название войны, во время которой русскими войсками был совершён поход, обозначенный стрелками.

Ответ: ______________­_________________

В9 Напишите название населённого пункта, обозначенного цифрой 3, около которого шведы потерпели полное поражение.

Ответ: ______________­_________________

В10 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 5, в котором воюющие стороны подписали мирное соглашение.

Ответ: ______________­_________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) походы русской армии, обозначенные на схеме произошли во время правления Петра I

2) решающее сражение между русскими и шведскими войсками произошло под Смоленском

3) после битвы у села Доброе шведский король и его генералы решили идти на Москву

4) в результате событий, обозначенных на схеме, был построен город Петербург

5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, является укрепление международной позиции России

6) Полтавская битва является генеральным сражением Северной войны

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о памятнике, изображённом на представленной ниже иллюстрации, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) В настоящее время этот памятник находится в Санкт-Петербурге.

2) Памятник представляет великого русского поэта XVII века.

3) Автором памятника является Александр Михайлович Опекушин.

4) Открытие памятника состоялось в 1937 году.

5) На открытии памятника среди выступавших был Ф. М. Достоевский.

Ответ:




В13 На каком из портретов, представленных ниже, изображён император, во время правления которого был создан приведённый выше памятник? В ответе запишите цифру, под которой указан этот портрет.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Когда оба войска, сильно утомившиеся, отдохнули в течении часа, король возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки не только в траншеях, но и на концах этих флангов.

С помощью этих пушек была уничтожена вся гвардия короля, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Король же, со всех сторон окружённый неприятелем, чуть-чуть не попал ему в руки».

С1 Какое событие описано в этом отрывке? Укажите период, когда произошло описанное событие, и имя правителя России в данный период.

С2 Каковы причины победы русской армии в этом сражении? Укажите любые три причины.

С3 Каков итог этого события? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий произошедшего события.

С4 19 февраля 1861 года был принят Манифест об отмене крепостного права. Объясните, чем была вызвана отмена крепостного права в России (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Если Наполеону дать передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти, поэтому войну необходимо продолжить».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Андрей Боголюбский; 2) Николай II; 3) И. В. Сталин; 4) Александр I.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]