ОТВЕТЫ - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

ОТВЕТЫ - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A1

4

3

1

3

4

2

3

4

2

3

А2

3

2

3

4

2

3

2

3

4

2

А3

3

4

1

3

3

2

3

4

3

4

А4

2

3

2

4

4

3

4

3

1

2

А5

3

2

4

3

3

4

2

3

2

3

А6

1

4

2

4

3

2

3

2

3

2

А7

2

4

3

4

2

3

1

2

4

1

А8

2

2

4

3

3

4

2

1

1

3

А9

4

3

2

1

4

2

3

4

2

3

A10

4

2

1

4

1

4

2

3

4

2

A11

3

1

4

3

3

2

4

2

3

1

A12

3

1

3

2

1

3

1

4

2

3

A13

2

3

1

4

2

4

3

4

1

2

A14

4

4

3

4

3

2

4

3

4

3

A15

3

1

4

3

2

3

2

2

3

4

A16

4

2

3

4

3

4

3

4

1

3

A17

1

3

1

3

4

2

4

2

4

3

A18

4

4

4

2

3

4

3

3

3

4

A19

2

4

3

4

2

3

4

4

2

4

A20

3

2

4

3

4

1

3

2

1

3

A21

1

3

4

2

1

4

2

3

4

4



Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

B1

14532

21354

53412

32154

34215

B2

356

245

245

356

236

B3

2145

2153

4123

5143

3145

B4

4

5

2

2

6

B5

орда

Боярскую думу

Клушинской

Казанского

Никона

B6

586291

483926

164385

796482

837461

B7

135

356

136

245

235

B8

Пугачёв

Иван IV

Северная война

Александр II

Турция

B9

Оренбург

Полоцк

Лесная

Плевна

Чесменская

B10

Казань

Ям-Запольский

Ништадт

Сан-Стефано

Кючук-Кайнард-жийский

B11

356

134

156

126

136

B12

34

15

35

25

24

B13

1

3

4

1

3



Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

В1

24153

31254

54231

53241

34152

В2

134

145

346

134

126

ВЗ

3512

2143

2153

2345

4153

В4

3

5

4

6

5

В5

флота

империей

дворянства

Временным

продразвёрсткой

В6

457291

684195

746359

513679

947138

В7

145

135

245

235

156

В8

1223

князь Олег

Минин, Пожарский

Наполеон Бонапарт

Александр Невский

В9

Калка

Царьград (Константинополь)

Нижний Новгород

Смоленск

Чудское озеро

В10

Галицко-Волынская

Киев

Ярославль

Тарутино

Псков

В11

156

245

256

134

246

В12

25

15

14

23

25

В13

3

2

3

3

2


ОТВЕТЫ ЗАДАНИЙ С1—С5

Вариант 1

С1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходило событие, указанное в докладе. Назовите фамилию государственного деятеля, написавшего доклад на имя императора. Назовите императора, правящего в тот период.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) десятилетие — 1890-е годы;

2) государственный деятель — С. Ю. Витте;

3) император — Николай II.

С2 Какие направления развития промышленности названы в документе? Укажите три направления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие направления:

1) использование государственного капитала;

2) протекционизм — поддержка государством отечественной промышленности путём введения высоких таможенных пошлин на ввозимые из-за границы товары;

3) приток иностранного капитала.

С3 С какими областями деятельности государства, на взгляд докладчика, связано развитие собственной промышленности? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин необходимости развития собственной промышленности.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) развитие собственной промышленности связано с деятельностью государства в области политики и экономики.

2) причины, например:

— формирование национального промышленного капитализма;

— формирование двух противостоящих друг другу союзов (Антанты и Тройственного союза) подстегнуло гонку вооружения.

С4 При князе Владимире на Руси было введено христианство. Объясните, почему князь Владимир выбрал именно христианскую религию (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) весь европейский мир уже перешёл к христианству;

2) между Россией и Византией существовали традиционные связи;

3) усложнение социальной структуры общества требовало новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Хрущёв та редкая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргумента:

1) В подтверждение, например:

— способствовал разоблачению культа личности Сталина и преодолению его последствий:

— разрешение Карибского кризиса.

2) В опровержение, например:

— в 1956 году ввёл войска в Венгрию и подавил народную революцию;

— выбрал экстенсивный путь развития сельского хозяйства.


Вариант 2

С1 Укажите год и место подписания мирного договора между Россией и Японией. Кто являлся императором России в тот период?

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дата подписания договора — 23 августа 1905 г.;

2) место подписания договора — Портсмут (США);

3) император — Николай II.

С2 На основании текста укажите не менее трёх вопросов, которые обсуждались во время подписания договора.

Содержание верного отпета и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие вопросы:

1) возврат Китаю Манчжурии;

2) передача Россией без вознаграждения железной дороги Японии;

3) передача Японии части острова Сахалина и прилегающих к нему островов.

С3 Каков итог подписания мирного договора? Привлекая исторические знания, назовите не менее двух причин, приведших к подписанию этого договора.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итог: Россия понесла большие территориальные потери: южная часть острова Сахалин, Порт-Артур.

2) причины:

— русская армия понесла ряд поражений: под Аяояном, Мукденом, Порт-Артуром; русская эскадра была разгромлена в Цусимском проливе;

— война дестабилизировала внутриполитическое положение в стране и вела к вызреванию внутриполитического кризиса.

С4 1598-1613 годы — это период смуты в России. Объясните, чем была вызвана Смута (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) династический кризис: пресечение династии Рюриковичей;

2) тяжёлый хозяйственный кризис, порождённый опричниной и голодом (1601-1603 гг.);

3) претензии Польши на русские земли и престол.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть..

«С. Ю. Витте - исключительно одарённый, высокой степени выдающийся государственный деятель. Он был европеец и либерал».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— прошёл школу частного предпринимательства и имел надёжные связи в финансово-промышленном мире;

— ввёл золотое обеспечение рубля, что усилило приток капитала из- за границы.

2) В опровержение, например:

— с презрением относился к «благородным нищим», так он называл помещиков;

— восстановил винную монополию, доходы от которой стали составлять всё более значительную часть государственного бюджета.


Вариант 3

С1 Какое событие описано в этом отрывке? Укажите период, когда произошло описанное событие, и имя правителя России в данный периода.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) событие — Полтавская битва;

2) период — 27 июля 1709 года;

3) правитель России — Пётр I.

С2 Каковы причины победы русской армии в этом сражении? Укажите любые три причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие вопросы:

1) храбрость русских войск;

2) продуманный план и правильная тактика ведения боя;

3) умелое руководство боем.

С3 Каков итог этого события? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий произошедшего события.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итог: Победа русских войск в битве, которая означала перелом в ходе Северной войны.

2) последствия:

— боевые действия оказались перенесёнными на территории других стран;

— значительно окреп международный престиж России.

С4 19 февраля 1861 года был принят Манифест об отмене крепостного права. Объясните, чем была вызвана отмена крепостного права в России (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) низкая производительность крепостного труда препятствовала дальнейшему развитию сельского хозяйства;

2) крепостное право препятствовало развитию промышленности (у крестьян не было личной свободы, поэтому предпринимателям неоткуда было брать наёмных рабочих);

3) крепостное право являлось угрозой общественному спокойствию: в первой четверти XIX века произошло более 600 крестьянских волнений.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Если Наполеону дать передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти, поэтому войну необходимо продолжить».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— после поражения в России Наполеон собрал новую армию, численно превосходящую действующие против него войска;

— дипломатическая борьба, развернувшаяся во время паузы, не имела успеха, так как наполеоновские дипломаты проявляли неуступчивость.

2) в опровержение, например:

— русская армия, преследовавшая Наполеона, понесла значительные потери;

— громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство России


Вариант 4

С1 Как называется документ, отрывки из которого приведены? Когда он был утверждён и кем?

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название документа — Указ « о вольных хлебопашцах»;

2) указ подписан — 20 февраля 1803 года;

3) указ подписан императором Александром I.

С2 На основе текста укажите условия, которые были необходимы для освобождения крестьян.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие вопросы:

1) желание помещика предоставить свободу крестьянину;

2) выделение помещиком крестьянину земельного надела;

3) выкуп крестьянином у помещика выделенной ему земли.

С3 Каков итог реализации данного указа? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Итог: За 25 лет лишь 47 тысяч крестьян, то есть 0,5 % от общего числа, смогли таким образом обрести свободу.

2) Причины:

— у большинства крестьян не было средств на выкуп земли;

— слабое развитие сельскохозяйственного производства, при котором подневольный труд крестьян был по-прежнему выгоден для дворян.

С4 В 1565-1572 году Иван IV потребовал установления в стране особого порядка, получившего название опричнины. Объясните, почему царь решил установить опричнину (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) введение опричнины необходимо было царю для установления сильной самодержавной власти, основными препятствиями к которой являлись княжеское землевладение и боярские привилегии;

2) царь стремился ликвидировать остатки феодальной раздробленности (удельные княжества, новгородское самоуправление);

3) установление опричнины позволяло подавить оппозицию, ввести террор против непокорных.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Если бы не легкомыслие Николая II, его нежелание видеть, что страна катится к революции, если бы принять вовремя решительные меры, то революции не произошло бы».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— Николай II вступил в войну с Германией, не имея внутри страны национального согласия;

— Николай II начал проводить ужесточение национальной политики: притеснение еврейского и польского населения, фактически ликвидировал финляндскую автономию; медлил с решением аграрного вопроса.

2) В опровержение, например:

— император создал первое представительное учреждение с ограниченными законодательными полномочиями — Государственную думу;

— в годы его правления П.А.Столыпиным была разработана реформа, направленная на решение крестьянского вопроса.


Вариант 5

С1 Укажите период действия правительства и его название. Почему правительство получило такое название?

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период действия правительства — март — октябрь 1917 года;

2) название — Временное правительство;

3) так называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.

С2 На основании текста укажите, что, по мнению авторов документа, является основой развития экономики России. Укажите не менее трёх факторов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие факторы развития экономики:

1) планомерное вмешательство государства в экономическую жизнь страны;

2) частная собственность остаётся непоколебимой;

3) привлечение иностранного капитала.

С3 Каковы итоги деятельности указанного правительства? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итог: Временное правительство было низложено, в России произошла Октябрьская революция.

2) причины:

— Временное правительство допустило ряд ошибок: правительство оттягивало решение аграрного вопроса, продолжало вести войну с Германией.

— в стране назрел политический, социальный и экономический кризис.

С4 В Гражданской войне активное участие приняло «Белое движение». Объясните, почему это движение потерпело поражение (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) лидеры Белого движения не сумели предложить народу привлекательной программы;

2) на контролируемых белогвардейцами территориях собственность возвращалась прежним хозяевам;

3) Белое движение не имело вождя, не было единства и взаимодействия ни в политической, ни в военной областях.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи, и значение коих остаётся доселе сомнительно...»

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— в 1803 году был принят Указ «о вольных хлебопашцах», но за 25 лет таким способом получили освобождение лишь 0,5 % от общего числа крестьян;

— введены военные поселения, в которых неоднократно происходили восстания.

2) В опровержение, например:

— Сперанским разработан проект коренных преобразований, в основу которого был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев.


Вариант 6

C1 Укажите год написания статьи и название войны, о которой в ней идёт речь. Назовите фамилию политического деятеля, написавшего эту статью.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год — апрель 1917 г.;

2) название войны — первая мировая война;

3) политический деятель — В. И. Ленин.

С2 Какие задачи, по мнению автора статьи, необходимо решить в экономической области? Укажите любые три задачи.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие задачи:

1) слияние всех банков в общенациональный банк;

2) введение контроля со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов;

3) национализация всех земель в стране.

С3 Каков итог предложенного стратегического курса? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Итог: программа мирного перехода власти к большевикам не была осуществлена.

2) Причины:

— разногласия между большевиками и меньшевиками;

— апрельский и июньский кризисы власти (1917 г.).

С4 В XIII веке наблюдается усиление Московского княжества. Объясните, что способствовало возвышению Москвы (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) Москва находилась на перекрёстке торговых путей;

2) московские князья оказались ловкими политиками, которые сумели наладить хорошие отношения с ордынскими ханами;

3) поддержка московских князей Русской православной церковью.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Социал-демократы были правы, называя Манифест 17 октября «бумажной конституцией».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— 9 июня 1906 года была распущена I Дума;

— 19 августа 1906 г. был подписан указ о военно-полевых судах, который Дума требовала отменить, но указ не был отменён.

2) В опровержение, например:

— Манифест от 17 октября 1905 г « Об усовершенствовании государственного порядка» утверждал, что никакой закон не может быть принят без одобрения Государственной Думой ;

— Указом от 19 октября 1905 г. были внесены изменения в высшие органы исполнительной власти: создано объединённое коллегиальное правительство — Совет Министров.


Вариант 7

С1 Кто является автором данного манифеста? Укажите период, в рамках которого происходят упомянутые события и правителя России этого периода.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Автор манифеста — Емельян Пугачев;

2) Период — 1773-1775 годы;

3) правитель России — императрица Екатерина II.

С2 Какие идеи выдвинуты в данном документе? Укажите три идеи.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие идеи:

1) идея свободы крестьянства;

2) идея улучшения жизни крестьянства;

3) идея борьбы с крепостничеством.

С3 Каков итог реализации идей, рассматриваемых в документе? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Итог: идеи, выдвинутые в документе не были реализованы, так как восстание потерпело поражение.

2) Причины:

— восстание опиралось на непостоянные силы;

— восставшие не могли противостоять хорошо вооружённой регулярной армии, опиравшейся на огромные государственные резервы.

С4 30 декабря 1922 года был образован Союз Советских социалистических республик. Объясните, что способствовало возникновению этого союза республик (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) Наличие в республиках единой социально-экономической системы: земля недра, крупная промышленность, финансы, транспорт находились в руках государства.

2) Необходимость объединения усилия всех республик для восстановления разрушенного войной хозяйства и обеспечения безопасности.

3) Наличие общей цели — строительство социализма.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Россия лишилась умного и попечительного царя. Борис Годунов — один из разумнейших властителей мира. Он благоустроил державу и возвысил её в глазах Европы».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— намеревался по всей стране открыть школы и даже университет в Москве;

— предоставил льготы английским купцам, большое внимание уделял торговле с Ганзейским союзом.

2) В опровержение, например:

— ввёл урочные лета;

— жестоко подавил восстание Хлопко.


Вариант 8

С1 Какие страны подписали данный договор? В каком году и где был подписан данный договор?

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) договор подписали Советская Россия и Германия;

2) дата подписания договора — 3 марта 1918 года;

3) место подписания — Брест-Литовск.

С2 Почему необходимо было заключить этот договор? Укажите любые три причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие идеи:

1) развал армии;

2) население страны устало от войны и требовало мира;

3) необходима была хотя бы короткая передышка для хозяйственной стабилизации и создания армии.

С3 Каков итог заключения мира? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Итог: Советская Россия понесла значительные территориальные потери.

2) Причины:

— разногласия по поводу заключения мира В. И. Лениным, Троцким и Бухариным;

— заявление Троцкого о разрыве переговоров, приведшее к и наступлению германских войск вглубь страны.

С4 В 1653 году началось проведение церковной реформы. Объясните, почему Аввакум и его сторонники выступили против проведения этой реформы (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) Аввакум и его сторонники считали, что русские обряды не нуждаются в реформировании;

2) по мнению Аввакума, исправление церковных книг нужно было провести не по греческим оригиналам, а на основе древнерусских рукописных книг;

3) Аввакум и его сторонники считали, что церковные преобразования проводились в нарушение главного принципа православной церкви — соборности.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Создание ГКЧП — это попытка реакционного конституционного переворота. Действия этой организации являются не чем иным, как государственным преступлением».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— 19 августа 1991 г. был организован ГКЧП — орган, существование которого Конституция СССР не предусматривала;

— ГКЧП приостановил деятельность оппозиционных партий и организаций, запретил митинги и демонстрации, установил жёсткий контроль над средствами массовой информации и ввел войска в Москву.

2) В опровержение, например:

— члены ГПЧП стремились остановить распад страны, который, по их мнению, могло вызвать намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора;

— ЦК КПСС и Верховный Совет СССР официально не выразил своё отношение к действиям ГКПЧ, а руководители некоторых союзных республик даже поддержали его действия.


Вариант 9

С1 Укажите года и название периода в истории СССР, в рамках которых происходили указанные события. Назовите фамилию политического деятеля, произнёсшего данную речь.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) года—1927-1933 гг.

2) название периода — коллективизация

3) фамилия политического деятеля — И. В. Сталин

С2 Какие задачи, по рассматриваемому вопросу, были выдвинуты? Укажите не менее трёх задач.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие идеи:

1) подготовиться к наступлению на кулачество;

2) сломить кулачество как класс;

3) создать крупные социалистические коллективные хозяйства — колхозы.

С3 Каковы итоги реализации намеченных в документе задач? Укажите не менее двух последствий реализации намеченных задач.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Итог, например: Был ликвидирован слой зажиточных крестьян, уничтожен частный сектор в сельском хозяйстве, возникли колхозы и совхозы.

2) Последствия:

— произошло отчуждение крестьян от собственности и земли, что привело к замедлению темпов роста сельскохозяйственного производства;

— обострение продовольственной проблемы в стране.

С4 В 1905—1907 году в России произошла первая русская революция. Объясните, почему в этой революции приняли участие все слои населения (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) низкий уровень жизни населения

2) рост самосознания рабочих, приведший к борьбе за свои права и демократические свободы

3) крестьяне стремились получить землю

4) население национальных районов было недовольно, национальной политикой, проводимой самодержавием

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Выступление декабристов было в основном вызвано внешними факторами, внутри же страны не было серьёзных предпосылок для подобного восстания».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— влияние идей западных просветителей — Вольтера, Руссо;

— заграничный поход 1813—1814 годов, во время которого тысячи молодых русских офицеров увидели, что можно жить иначе, и вернулись из-за границы убеждёнными противниками самодержавия и крепостничеста.

2) В опровержение, например:

— отказ Александра I от либеральных реформ;

— проблема престолонаследия после смерти Александра I.


Вариант 10

С1 Укажите год, когда произошло описанное событие и имя императора, являвшегося участником этих событий. Укажите название, которое получил этот период в истории.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год— 1917;

2) император — Николай II;

3) название исторического периода — Февральская революция.

С2 Какие причины вызвали описанные события? Укажите три причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие причины;

1) экономический кризис: нехватка продовольствия и топлива;

2) социальный кризис;

3) политический кризис: ошибки императора и Временного правительства.

С3 Какой итог имели описанные события? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Итог: захват власти большевиками.

2) Причины:

— стремление большей части солдат, матросов, рабочих, крестьян быстро решить главные жизненные вопросы (о мире, о земле, о положении рабочих на заводах);

— энергичные действия лидеров и членов партии большевиков: большевизация советов в сентябре 1917 года, создание 12 октября 1917 года при Петроградском Совете Военно-революционного комитета.

С4 Вторая половина XI — первая половина XIV века — это период раздробленности Древнерусского государства. Объясните, почему в указанный период происходит распад государства (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие объяснения:

1) бесчисленная череда княжеских усобиц;

2) не было твёрдого и определённого порядка наследования Киевского престола;

3) половецкие набеги и татаро-монгольское иго привели к потере значения Киева, как торгового и политического центра, что вызвало рост новых городов, которые не желали больше подчиняться Киеву.

С5 Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, с помощью которых её можно опровергнуть.

«Смута была вызвана вмешательством в дела России католической церкви и поляков, рассчитывающих на усиление своего влияния».

Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки отвеса, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— В 1601 году король Польши Сигизмунд III поддержал самозванца Григория Отрепьего и разрешил ему набрать в своих владениях войско для похода на Россию.

— В сентябре 1609 года Польша объявила России войну и осадила Смоленск, а в июне 1610 года часть польского войска двинулась к Москве.

2) В опровержение, например:

— Смута была вызвана династическим кризисом: пресечением династии Рюрикович.

— Смута вызвана внутренними особенностями исторического развития страны (опричнина, войны привели к экономическому кризису) и страшным голодом 1601-1603 годов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]