Культура эпохи политической раздробленности - Киевская Русь и предпосылки политической раздробленности

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Культура эпохи политической раздробленности - Киевская Русь и предпосылки политической раздробленности

Со второй трети XIII в. вследствие раздробленности культурное развитие отдельных русских земель и княжеств стало приобретать свою специфику. Сложились новые центры русского летописания. Так, летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летописец Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из замечательных произведений мировой средневековой литературы «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. Новгород-Северского князя Игоря Святославича. То, что именно этот поход послужил поводом для создания такого произведения, не случайно. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель воинов и пленение немногих выживших, бегство князя из плена - произвели сильное впечатление на современников. Кроме «Слова...» им посвящены две пространные повести, дошедшие до нас в летописях.

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было написано, возможно, осенью 1188 г. Предполагают, что основа текста создавалась еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в рукопись были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря. Попытки историков и филологов установить авторство «Слова...» продолжаются почти два столетия, но пока не увенчались успехом. Главная идея «Слова...» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Препятствие этому - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова...» не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное: его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру. Являясь произведением о событиях своего времени, «Слово...» одновременно представляет собой и памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению обороноспособности страны, что сделало ее уязвимой для половецкой агрессии. В своем обращении к истории автор «Слова...» широко использует эпические мотивы.

В период раздробленности в Северо-Восточной Руси появилось другое выдающееся произведение древнерусской литературы - «Слово Даниила Заточника». Оно представляет собой послание к князю, имя которого не называется, и по форме афористично. В 20-е или в первой половине 30-х гг. XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодовичу, в то время князю Переяславля-Залесского. Характерной чертой «Моления...» является негативное отношение к боярству.

Еще одно замечательное произведение древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли» было написано в самые тяжелые для Руси дни, во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего, оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодовича. Автор начал писать, как предполагают, после получения в Киеве вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою на реке Сити брата Ярослава - Юрия. Это оставшееся незаконченным произведение прославляет Русь, не забывшую о своем былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо). В текст помещено и рассуждение о «болезни» - усобицах, подтачивавших силу Руси со времени после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели...» обращается к прошлому своего Отечества, пытаясь отыскать и понять причины его сегодняшних бед.

В середине XII - начале XIII в. продолжал развиваться эпический жанр. Появились новые былинные сюжеты: о «Сауре Леванидовиче», о «Сухиане». Получили известность циклы новгородских былин о Садко, песен о князе Романе. Прототипом этого героя выступил Роман Мстиславич, князь Волынский и Галицкий.

В первые десятилетия раздробленности, до начала монголо-татарского завоевания, продолжали развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появились и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. сочетались местные традиции, заимствованные из Византии формы и некоторые элементы западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества той эпохи особую художественную ценность имеют Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.), Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).


Вопросы для самопроверки

1. Перечислите признаки государства как политического института.

2. Проследите, какие признаки государственности нашли свое проявление на Руси уже в X в., а какие только в XI столетии.

3. Каковы предпосылки политической раздробленности?

4. Охарактеризуйте основные направления развития духовной культуры древнерусского населения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]