История России. XVII—XVIII века. 7 класс - Черникова Т.В. 2016

ЭПОХА ПЕТРА I
Просвещение, наука, литература

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Свет и тени петровских преобразований всегда порождали споры современников и историков: одним реформы казались гениальными, другим — ненужными и вредными. Для замечательного русского философа В. С. Соловьева (сына историка С.М.Соловьева), например, главным положительным итогом петровского времени был выход России, особенно русской культуры, из самоизоляции от остального европейского мира, преодоление «замыкания в себе».

Кроме того, в начале XVIII в. происходило обмирщение российской культуры. Церковь прекратила господствовать в области образования, искусства, быта и нравов. Личность художника, как, впрочем, и личность зрителя, получила бо́льшую свободу творчества и оценки. Развитие культуры в этом направлении началось еще в XVII в., но XVIII столетие утвердило данные перемены. Преодоление национальной замкнутости, обмирщение и усиление личностного начала стали характерными чертами российской культуры и источником высоких культурных достижений страны в середине — конце XVIII столетия.

Вид на Сухареву башню. Архитектор М. Чоглоков. Москва, 1692-1701 гг.

2. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Россия продвинулась вперед в области школьного образования. Вслед за открытыми в первой половине царствования Петра Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной, Медицинской школами с 1714 г. начинают появляться цифирные школы в губерниях. В цифирных школах учительствовали выпускники Навигацкой школы, дети там изучали арифметику и начала геометрии. Солдатских детей грамоте и счету обучали в специальных гарнизонных школах. На железоделательных олонецких и уральских заводах появились горные школы, выпускавшие рудознатцев и иных мастеров. Отпрыски белого духовенства учились в 46 епархиальных школах. Как высшее учебное заведение по-прежнему действовала Славяно-греко-латинская академия в Москве. Высшей школой для церковных служителей была Киевская духовная академия.

В начале XVIII в. вышли новые школьные учебники — «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» преподавателя Славяно-греко-латинской академии Федора Поликарпова и «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого. «Арифметика» Магницкого стала очень популярной благодаря наличию в книге большого числа практических, полезных советов. Автор рассказывал, как вычислить глубину колодца, высоту стен и т. п.

Многих дворянских недорослей отправляли учиться за рубеж. Иногда за границу выезжали для обучения взрослые люди, например Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Последний решился на такой шаг в возрасте 52 лет, имея уже взрослых детей и внуков. Российские волонтеры по одному или группами учились навигации, кораблестроению, инженерному делу, медицине, живописи, архитектуре в Голландии, Англии, Италии, во Франции. К 1725 г. на учебе за границей побывало свыше тысячи человек. Но не все могли выдержать экзамен, который принимал сам царь. Многие признавались, что они все время гуляли и проматывали отпущенные на учебу деньги. Таких определяли в солдаты или матросы.

Проспект вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук. Гравюра по рисунку М. И. Махаева

Из-за границы в Россию приехало немало специалистов и ученых. Каждый русский, выезжавший в европейские страны, получал царское предписание завербовать двух знающих иноземцев. С помощью иностранных ученых в Петербурге сумели создать российскую Академию наук, которую торжественно открыли в 1725 г. При Академии русских студентов знакомили с различными науками. Для завершения образования их потом отправляли в Европу.

В отличие от большинства иностранных научных академий российская Академия существовала за счет государственного бюджета. Казна оплачивала и поездки студентов.

3. КНИГОПЕЧАТАНИЕ

В Петровское время печаталось гораздо больше, чем ранее, книг, чему способствовало открытие нескольких новых типографий: в Петербурге — при Сенате (печатала официальные указы и манифесты), при Александро-Невской лавре, при Морской академии, а также в Москве — первая в России частная типография посадского человека Василия Киприянова.

Прежде книги печатались красивыми, но сложными для прочтения церковнославянскими буквами. В 1708 г. Петр I ввел упрощенный гражданский шрифт. Книги стало легче читать. Книжный язык тоже начал упрощаться, приближаясь к разговорному языку конца XVII — начала XVIII в.

Гражданский алфавит, утвержденный Петром I в 1710 г.

1725 Учреждение Академии наук

При Петре появилась первая отечественная печатная газета — «Ведомости», рассчитанная на широкий круг читателей. А вообще первой русской газетой были рукописные, выходившие в единственном экземпляре «Куранты», которые сообщали отцу Петра Алексею Михайловичу Тишайшему иностранные новости. «Ведомости» печатали сведения о сражениях Северной и прочих войн, которые вела Россия, извещали о европейских событиях, об открытии мануфактур, о научных и изыскательских экспедициях, о празднествах и т. д.

Большой спрос был в Петровскую эпоху на печатные календари, в которых имелась различная дополнительная информация, в частности указывалось время восхода и захода солнца, сообщалось об ожидавшихся затмениях или погоде.

Печатались также научные книги по географии, в том числе с описанием российских земель, исторические труды — «Гистория Свейской (т. е. шведской, Северной) войны», а также «Разсуждение о причинах Свейской войны» крупного дипломата П. П. Шафирова.

Произведения художественной литературы петровского времени проникнуты новыми идеями и свободны от оков старомосковского религиозного сознания. Примером тому может служить популярная в начале XVIII в. повесть «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли».

■ Герой повести — сын бедного дворянина Василий Кариотский поступает на матросскую службу. В Кронштадте замечают его прилежание и природный ум. И вот наш герой уже волонтер в Голландии. Науки, языки, правила хорошего тона даются Василию легко. Галантный кавалер и смелый воин трогает сердце самой флорентийской королевны, конечно, молодой красавицы. Но Кариотскому еще выпадет немало приключений, прежде чем он станет супругом Ираклии Флорентийской.

Вероятно, многие дворянские недоросли стремились быть похожими на Василия Кариотского. В этом им должна была помочь книга «Юности честное зерцало», составленная на основе переводной литературы. Это сочинение учило правилам поведения в семье, среди товарищей, в обществе.

Первая русская печатная газета «Ведомости»

Титульный лист книги «Юности честное зерцало»

4. ПУБЛИЦИСТИКА

Петровские указы. В начале XVIII в. развивалась публицистика. Тон задавал сам император. Многие петровские указы носили публицистический характер, они убеждали и воспитывали подданных в нужном для абсолютистского государства духе: например, пропагандировалась идея превосходства государственных и царских интересов над всеми остальными, постоянно внушалась мысль о всемогуществе государства, о его полезности для всего общества, для «общего блага».

Надо отдать должное Петру, который, говоря о себе как о самодержце, отвечающем только перед Богом, все же заявлял, что у царя тоже есть обязанности. Править Россией во имя ее блага, не жалеть для отечества «живота своего» он считал своим долгом.

Ф. Прокопович и Ф. С. Салтыков. Самым знаменитым публицистом и оратором слыл Феофан Прокопович. Он был автором «Слова похвального о флоте российском», «Правды воли монаршей» и многих других публицистических сочинений, направленных на прославление петровских преобразований.

Другой публицист, Федор Салтыков, ратовал за усиление самодержавной власти российского монарха и расширение дворянских привилегий при незыблемости крепостного права. Салтыков, побывавший в числе волонтеров за границей, приветствовал европеизацию России, считая, что таким путем она превратится в могущественную державу и преодолеет свое отставание от Европы.

И. Т. Посошков. Самым оригинальным сочинителем Петровской эпохи являлся самоучка, торговый человек из крестьян Иван Тихонович Посошков. Всю жизнь Посошков искал правду. В 1724 г. он закончил «Книгу о скудости и богатстве», в которой хвалил одни реформы Петра и критиковал другие, в частности введение подушной подати. Посошков первым в России четко высказал мысль, что богатство страны определяется не столько государственной казной, сколько наличием зажиточных и процветающих подданных, особенно крестьян и торговых людей. Говоря о необходимости иноземных заимствований, он не одобряет излишнего увлечения ими, так как это дает повод защитникам старины говорить, что проводимые реформы не отвечают духу русского народа. В крепостном праве Посошков видит большой вред. Он с сочувствием описывает несчастных крестьян, разоренных налогами, поборами и произволом властей и помещиков. Требует публицист и справедливого суда, равного для всех: «каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому».

Подметные тетради. Существовала и оппозиционная (враждебная) Петру публицистика. Еще в 1697 г. монах московского Андреевского монастыря Авраамий подал Петру тетрадку, в которой критиковал непорядки в управлении и лихоимства приказных людей, а также призывал царя отказаться от «непотребного поведения», увлечения флотом и иноземными новшествами и вести «приличное сану житие».

Основная масса подобных произведений была анонимной. Эти сочинения не печатались, а гуляли по стране в виде рукописных подметных писем и тетрадок. Их подкидывали обычно в людных местах — у церквей или рынков.

Большинство тетрадок вышло из старообрядческой среды. Петр выступал в них как царь-Антихрист, петровское время определялось как канун конца света, «добрым людям» давался совет уклоняться от участия в «бесовских делах» царя, бежать в окраинные пустынные места, где и ждать второго пришествия Христа и Страшного суда.

Традиционная для Руси вера в доброго царя в подметных листах нашла отражение в легендах о подмене царя («злой царь не настоящий царь») и в идеализации образа царевича Алексея.

Дворянская оппозиционная мысль. В высших слоях общества также имелись люди, которые осуждали многое, особенно слепое копирование западноевропейских обычаев и манер. Так, сподвижник Петра I, брат знаменитого полководца М. М. Голицына, Д. М. Голицын полагал, что из Европы следовало брать науки и умения, но лучшее из русской жизни, а также русскую одежду, привычки, воззрения не нужно было подвергать осмеянию. Действительно, распространившееся при Петре среди части общества презрение ко всему российскому, преклонение перед всем, что шло с Запада, не было полезным ни тогда, ни впоследствии. Так же, как Д. М. Голицын, думали и некоторые знатные вельможи из старой аристократии. Однако сочинения подобного толка появились позже, в царствования наследников Петра I.

Вопросы и задания

1. Каковы характерные черты культуры начала XVIII в. в России? Докажите свой ответ анализом фактов. 2. Чем культура петровского времени отличалась от культуры XVII в.? 3. Имелись ли какие-либо точки соприкосновения между реформами Петра I в области культуры и тенденциями развития культуры России в XVII в.? 4. Расскажите об образовании в России в начале XVIII в. 5. В каких областях просвещения были достигнуты успехи? 6*. Что такое публицистика? (В случае затруднения обратитесь к энциклопедическому словарю.) Дайте характеристику публицистических произведений Петровской эпохи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]