История средних веков - Поурочное планирование
Человек средневековой Европы и его мир - КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
План вводной беседы.
1. Средневековые церковные и обыденные представления о мире и человеке.
2. Зарождение новых взглядов.
3. Исходное противоречие: пытливые европейцы, несмотря на грозные окрики многих служителей Церкви, всюду подозревавших ересь, стремились исследовать окружающий мир, проникнуть в его тайны. Двигаясь нередко вслепую, ученые могли идти и по ложному пути (алхимия и пр.), но и здесь их поджидали неожиданные открытия....
Документ для анализа
«Все науки связаны одна с другой и взаимно друг друга поддерживают: успех одной помогает всем другим, как глаз, например, руководит движениями всего тела...
...Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной — только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви. Между тем как она важна, как полезна!
...Можно построить приспособления для плавания без гребцов, так, чтобы самые большие корабли, морские и речные, приводились в движение силой одного человека, двигаясь притом с гораздо большей скоростью, чем если бы они были полны гребцов. Точно так же можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой...»
Из сочинений ученого Р. Бэкона (XIII в.)
Учебная задача урока: почему с каждым столетием возрастало стремление европейцев проникнуть в тайны окружающего мира, понять его устройство?
План организации учебной деятельности.
1. Как повлияло развитие ремесла и торговли на представление европейцев о мире?
2. Обращались ли европейцы в это время к достижениям античности?
Контрольный тест
1. Выход за пределы Европы расширил кругозор человека; стал цениться опыт видевших, а не россказни слышавших. (+)
2. Развитие ремесла и торговли требовало грамотных людей с широким кругозором. (+)
3. Церковь всегда приветствовала желание понять и объяснить мир. (-)
4. Европейские ученые постоянно изучали произведения античных мыслителей, учились у них мудрости. (+)
5. Богословские споры привели к пониманию значения человеческого разума и практики в процессе познания. (+)