История средних веков - Поурочное планирование
Османская империя - АЗИЯ, АФРИКА И АМЕРИКА
План вводной беседы.
1. Турки-сельджуки и турки-османы.
2. Масштабы османских завоеваний (по карте).
3. Исходное противоречие: более чем скромное наследство получили от отца — основателя династии Османов — его сыновья. Но прошли века, и потомки Османа штурмом взялиКонстантинополь, покорили десятки стран на трех материках и стали реальной угрозой христианской Европе.
Документ для анализа
«Рассказ о вступлении на престол Орхана во владениях Османа. Когда Осман был похоронен в (городе) Бурсе, Орхан и его брат Ала-эддин пришли в обитель Али Хасана, где собрались знатные люди, чтобы распределить имущество Османа между его сыновьями. Кроме завоеванных областей, никакой казны не было — ни золота, ни серебра. Осталось еще кой-какая одежда Османа из местной ткани, несколько красных знамен прежних владетелей, несколько табунов славных коней и овечьих стад. Знатные утвердили наследником и султаном Орхана, который назначил Алаэддина своим везиром».
Из летописи Мехмеда Нешри « Тарих-и-Нешри»
Учебная задача урока: почему туркам-османам удалось создать огромную империю?
План организации учебной деятельности.
1. В чем была сила османского войска?
2. Как сложились отношения между султанами и мусульманским духовенством?
3. На чем держалось могущество турок-османов?
4. В чем была главная слабость врагов турок-османов?
Контрольный тест
1. Противники османов были ослаблены междоусобными войнами. (+)
2. Армия турок-османов была многочисленна, хорошо вооружена и дисциплинированна. (+)
3. Народы покоренных стран видели в турках-османах освободителей от гнета собственных феодалов. (-)
4. Мусульманское духовенство поддерживало власть султана как «тени Бога на земле», а султан способствовал распространению ислама. (+)
5. Могущество империи держалось на войнах и грабеже. (+)