От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах - Вяземский Ю.П. 2014

История Древней Греции
Ответы к третьей главе

Архаика

Ответ 3.1

Фалес был благодарен судьбе за три вещи: за то, что (1) он родился человеком, а не зверем; (2) мужчиной, а не женщиной; (3) эллином, а не варваром.

Ответ 3.2

В течение пяти лет ученики должны были хранить молчание.

Ответ 3.3

Пифагор утверждал, что он перерождался через каждые 216 лет. Некогда он был сыном Гермеса, через 216 лет родился троянцем Эвфорбом и так далее несколько раз, пока не родился Пифагором.

Ответ 3.4

Гераклиту Эфесскому, жившему в 535—475 годах.

Ответ 3.5

Гераклит ответил: «Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах?»

Ответ 3.6

Согласно Плутарху, Драконт объяснял: я считал, что и небольшое нарушение закона должно караться смертью. А для более тяжких преступлений я просто не мог придумать более тяжелых наказаний.

Ответ 3.7

С петлей на шее должен был ходить по городу тот, кто желал изменить какой-либо из ныне действующих законов. Если народ решал, что его законопроект достоин принятия, законодатель мог снять с себя петлю. Но если его поправка отвергалась, сторонника улучшения закона вешали на его собственной веревке.

Ответ 3.8

Солон притворился сумасшедшим, бросился на площадь с шапочкой на голове и, вскочив на камень, с которого говорили глашатаи, пропел стихотворение, в котором призывал к войне.

Народу стихи понравились — отменили закон и опять начали войну.

Ответ 3.9

«Верхнему совету», или Ареопагу.

Ответ 3.10

Анахарсис пояснил: «Как паутина, так и законы, когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся».

Ответ 3.11

Писистрат, изранив себя, приехал в повозке на площадь. «Меня хотят убить за мои политические убеждения! Дайте мне охрану!». Ему дали телохранителей, вооруженных дубинками. С их помощью Писистрат свергнул демократическое, но безоружное правительство.

Ответ 3.12

Богатство и бедность, утверждал Ликург.

Ответ 3.13

Первым делом — отказался от царской власти.

Вторым делом — отправился в Дельфы, чтобы попросить о помощи бога Аполлона.

Ответ 3.14

Плутарх сообщает нам: «Законы Ликурга не были писаными… Всё, что, по его мнению, вполне необходимо и важно для счастья и нравственного совершенства граждан, должно войти в самые их нравы и образ жизни, чтобы остаться в них навсегда».

Ответ 3.15

Перед отъездом Ликург взял со спартанцев клятвенное обещание, что они ничего не изменят в законах до тех пор, пока он не вернется из Дельф.

Ликург решил никогда не возвращаться, чтобы никогда не менялись установленные им законы.

Ответ 3.16

Одним из самых распространенных культов в Спарте был культ Диоскуров, Кастора и Полидевка, братьев-близнецов. Спартанские цари считались их земными воплощениями.

Ответ 3.17

Народ выражал свою волю криком. Фактически он мог лишь принимать или отвергать решения правительства.

Ответ 3.18

Души убитых незримо блуждают среди родственников и среди других сограждан; они садятся им на шею и душат их, насылают на город чуму и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено и души убитых не найдут успокоения в могилах.

Ответ 3.19

То были холостяки. Спартанские законы предписывали обязательно жениться и рожать как можно больше детей, желательно — побольше мальчиков, будущих воинов.

Ответ 3.20

«Девушке приходится искать себе мужа, а замужняя женщина должна думать о том, как ей сохранить того мужчину, которого она уже имеет».

Ответ 3.21

«Учись воровать так, чтобы тебя не могли поймать».

Ответ 3.22

Пьяных илотов приводили в дома молодежи, чтобы показать, до какого скотского состояния людей доводит пьянство.

Ответ 3.23

Полистратид ответил: «Если мое поручение будет удачно — от имени государства, если нет — по частному делу».

Ответ 3.24

«О тебе, мой сын, пошла дурная слава. Смой ее или умри».

В пятом веке до Рождества Христова

Ответ 3.25

Историк Плутарх описывает сцену: Аристид так и спросил крестьянина: «А разве Аристид тебя чем-нибудь обидел?»

Крестьянин ответил: «Нет, я даже не знаю этого человека. Но мне надоело слышать на каждому шагу: Справедливый да Справедливый!»

Аристид написал свое имя и вернул черепок.

Ответ 3.26

Неокл указал Фемистоклу на старые боевые корабли, гнившие на берегу моря, и сказал: «Подобным образом и народ относится к государственным деятелям, когда они оказываются бесполезными».

Ответ 3.27

По спартанскому обычаю отборный отряд, своего рода «спецназ», состоял именно из трехсот опытнейших и знатнейших воинов.

Аполлон устами пифии изрек следующее пророчество: или Спарта будет разрушена варварами, или царь погибнет.

Ответ 3.28

В храме Афины на Акрополе жила змея, посвященная богине. А тут она вдруг исчезла.

Ответ 3.29

Первая женщина олицетворяла покорную деспотии Азию. Вторая — свободолюбивую, демократическую Европу.

Ответ 3.30

Чтобы, «исполняя сразу множество дел, получить репутацию человека великого и чрезвычайно сильного».

Ответ 3.31

Сын Фемистокла. Ибо, объяснял Фемистокл, эллинами руководят афиняне, афинянами — Фемистокл, Фемистоклом — его жена, а женой — их сын.

Ответ 3.32

Держа маленького сына Адмета, Фемистокл припал к домашнему очагу, «потому что молоссы считают такое моление самым действенным, — почти единственным, которого нельзя отвергнуть», — разъясняет Плутарх.

Ответ 3.33

Орел поймал черепаху. Ему надо было расколоть ее панцирь о камень. Орел бросил черепаху с большой высоты, но то, что он принял за камень, оказалось лысиной Эсхила.

Орел — птица Зевса. Следовательно, сам Громовержец выделил Эсхила из сонма смертных!

Ответ 3.34

Историк Плутарх свидетельствует: «Идя к ораторской трибуне, Перикл молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни единого слова, не подходящего к данному делу».

Ответ 3.35

Перикл велел слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его дома.

Ответ 3.36

Перикл набросил плащ на голову кормчему и спросил: неужели это сулит какое-нибудь несчастье? Моряк ответил: нет. Тогда Перикл сказал: то же явление мы наблюдаем на небе, только предмет, закрывший солнце, больше моего плаща.

Ответ 3.37

Софокл, великий драматург (496/5—406 гг.).

Ответ 3.38

Софокл поставил на сцену свою «Антигону». Зрители были в таком восторге, что избрали Софокла стратегом, то есть одним из десяти министров Афин.

Ответ 3.39

Cauc-as — то есть Гора Асов.

Были такие боги. Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал на этом основании утверждал, что скандинавские боги — асы — пришли именно с Кавказа.

Ответ 3.40

«Пусть в месяц моей смерти детей отпускают на каникулы», — сказал Анаксагор. Желание его было выполнено и соблюдалось не одну сотню лет.

Ответ 3.41

Некоторые афиняне, попав в плен, освободились из рабства, выучив своего господина тому, что знали наизусть из еврипидовых трагедий; другие, распевая еврипидовы песни, получали себе пропитание, когда им после битвы пришлось бродить без приюта.

Ответ 3.42

Алкивиад не хотел обучаться игре на флейте, так как считал это занятие недостойным для свободного человека. Ибо, пояснял он, у того, кто дует во флейту, искажаются и губы, и всё лицо, так что он становится неузнаваемым для близких. Недаром Афина выбросила флейту, а Аполлон содрал с флейтиста кожу.

Сократ

Ответ 3.43

Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Юрий Вяземский, продолжил бы Сократ, тоже ничего не знает, но ведет передачу «Умницы и умники», публикует книги, задает людям вопросы и отвечает на них, будто и вправду знает на них истинные ответы.

Ответ 3.44

(1) Книга мешает живому общению людей. (2) Книгу не спросишь, как спрашиваешь человека, а если и спросишь, то она отвечает «одно и то же». Так говорил Сократ.

Ответ 3.45

Сократ объяснял, что, живя с Ксантиппой, он учится терпеливо относиться к другим людям.

Ответ 3.46

Сократ ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

Ответ 3.47

Комедиограф — Аристофан. Жители «мыслильни» — Сократ и его друг Херефонт.

Ответ 3.48

В афинском суде использовалась следующая процедура: одно наказание предлагали обвинители, другое — обвиненный. Судьи должны были выбрать из двух предложений, но не могли предложить собственное наказание.

Обвинители предложили смерть. Сократ предложил предоставить ему высшие государственные почести. Судьям ничего не оставалось, как проголосовать за смертную казнь.

Ответ 3.49

Асклепий — бог врачевания. Выздоровевший человек обычно приносил ему в жертву петуха.

Сократ считал, что смерть для его души — выздоровление и освобождение от земных невзгод.

Ответ 3.50

Атлета звали Аристоклом, прозвище его было «Широкий», по-гречески Платон.

К этому великому философу мы сейчас и переходим.

Платон

Ответ 3.51

«Делать из своих подданных хороших людей» — такой был ответ.

Ответ 3.52

Тирану Дионисию Старшему не понравились речи Платона о добродетели и справедливости, и он велел вывезти философа с Сицилии и продать в рабство. Что и было сделано.

Ответ 3.53

Тиран Дионисий, как мы только что вспомнили, продал Платона в рабство. Философа выкупил некто Анникерид и отпустил Платона на свободу. Благодарные поклонники Платона собрали три тысячи драхм и отослали Анникериду, но тот обиделся и деньги вернул. На них Платон и приобрел Академию, где основал философскую школу.

Ответ 3.54

Платон разъясняет: наибольшее зло для государства — «то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей»; наибольшее благо — «то, что связует государство и способствует его единству».

Ответ 3.55

При олигархии «как бы будет два государства: одно — бедняков, другое — богачей».

Ответ 3.56

(1) Народ, который трудится своими руками. (2) Богатые дельцы. (3) Ядовитые трутни, которые ничего не делают, а кормятся за счет богатых дельцов, собирая с них «мед».

Ответ 3.57

«Врачи удаляют из тела все наихудшее, тиран же поступает наоборот», — читаем в диалоге «Государство».

Ответ 3.58

Стадо (демиурги) — сторожевые собаки (стражи) — пастухи (правители).

Ответ 3.59

Платон отвечает: «Правителям должна быть присуща любовь к своему государству, испытанная и в радости, и в горе, и должно быть заметно, что от этого своего правила они не откажутся ни при каких трудностях, опасностях или иных превратностях».

Ответ 3.60

«Уж кому-кому, а правителям государства надлежит применять ложь как против неприятеля, так и ради своих граждан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать», — читаем у Платона.

Ответ 3.61

«…быть как нельзя более кроткими с теми, к кому они привыкли и кого знают, но с незнакомыми — как раз наоборот».

Ответ 3.62

В «Государстве» читаем: «Они тогда не будут склонны к распрям, которые так часто возникают у людей из-за имущества или по поводу детей и родственников».

Ответ 3.63

Женщине — от двадцати до сорока, мужчине — от тридцати до пятидесяти пяти лет.

В пятом веке в Афинах

Ответ 3.64

Этого человека звали «эпистат». Он избирался из состава Совета Пятисот сроком на одни сутки.

Ответ 3.65

Архонт-басилей («царь») был одним из десяти членов выборного афинского Ареопага. Он осуществлял в основном жреческие и судебные функции.

Ответ 3.66

По имени этого члена Ареопага назывался год.

Ответ 3.67

Земельным имуществом и детьми от законной жены. Предполагалось, что человек, умеющий хорошо вести домашние дела, справится и с общественными.

Ответ 3.68

Чтобы как можно больше народу участвовало в судопроизводстве и чтобы было невозможно подкупить судей.

Ответ 3.69

Скифы, государственные рабы.

Ни один свободный человек ни за что бы не согласился на эту должность.

Ответ 3.70

Чтобы они могли сходить в театр и таким образом принять участие в Великих Дионисиях.

Царь Филипп

Ответ 3.71

С помощью сицилийцев, известных своими военными изобретениями, Филипп Македонский создал сильную артиллерию с дальнобойными орудиями и осадными машинами.

Фракийские рудники дали ему необходимые денежные средства для военной реформы.

Ответ 3.72

«Я отступал, подобно барану, чтобы сильнее ударить рогами», — говорил Филипп, отец Александра.

Ответ 3.73

Филипп очень любил выпить и повеселиться за столом. Лучше других веселились и пили фессалийцы.

Ответ 3.74

Македонская знать предпочитала неразбавленное вино.

Греки всегда пили вино, разбавляя его водой.

Ответ 3.75

Подглядывая в дверную щель за своей женой Олимпиадой, царь Филипп увидел бога, спавшего с его супругой в образе змея. От этого и ослеп.

Это случилось, как Вы догадались, за девять месяцев до рождения Александра.

Ответ 3.76

В тот день, когда Герострат сжег храм Артемиды, на свет появился Александр, сын Филиппа.

Артемиды не было в Эфесе. Она помогала принимать роды великого героя.

Александр Великий

Ответ 3.77

Лучшим завтраком Леонид считал ночной поход, а лучшим ужином — скудный завтрак.

Ответ 3.78

Филипп вел свое происхождение от Геракла, а его жена Олимпиада — от Ахилла.

С Олимпиадой у Филиппа были сложные отношения, так скажем.

Ответ 3.79

Александр уточнял: «Если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю — тем, что дает жизни цену».

Ответ 3.80

Прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!»

Ответ 3.81

Александр пошел за жрицей и силой притащил ее в храм. «Ты непобедим, сын мой!» — воскликнула пифия.

Ответ 3.82

Александр серьезно сказал своим спутникам, шутившим и насмехавшимся над философом: «Я хотел бы быть Диогеном, если бы я не был Александром».

Ответ 3.83

Александр бросил копье, которое вонзилось в землю.

Копье издавна считалось оружием, которым пользовались боги по отношению к людям, — так объясняют древние историки.

Ответ 3.84

От руки греческих наемников, которые сражались на стороне персидского царя царей Дария Третьего.

Ответ 3.85

«Безразлично, каким способом будут они развязаны», — заявил Александр Великий.

В этом изречении, осмелюсь утверждать, — характер Македонянина.

Ответ 3.86

Объявил через вестника, что если ему не возвратят коня, он перебьет всех местных жителей с их женами и детьми.

«Безразлично, каким способом…»

Ответ 3.87

«Мое положение не допускает медленно действующих средств и осторожных врачей: для меня лучше сразу умереть, нежели поправиться слишком поздно. Мне нужно средство не для спасения жизни, а для продолжения войны».

Ответ 3.88

Он взял шкатулку себе, чтобы хранить в ней «Илиаду» Гомера.

Ответ 3.89

Тягу ко сну и влечение к женщинам.

Ответ 3.90

Эту очередную Александрию Македонец основал в Средней Азии, на берегу Сырдарьи, которую отождествил с Доном.

Ответ 3.91

В Инде, как и в Ниле, цвели лотосы и водились крокодилы.

Ответ 3.92

«Город Ниса основал бог Дионис. Повторим путь бога и дойдем до края Земли».

Ответ 3.93

Раджа заявил: «Зачем нам воевать друг с другом, Александр? Всем своим имуществом я охотно поделюсь с тобой, если я богаче тебя, а если беднее — с благодарностью приму от тебя дары».

Ответ 3.94

«Наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает страха», — ответил «нагой философ».

Ответ 3.95

Поскольку вино оказывает таинственное воздействие на души людей, Александр действовал по воле Диониса.

Стало быть, во всем виноват бог Дионис: Дионис, а не Александр убил Клита.

Ответ 3.96

Убийца вручил Пармениону какой-то документ и, когда Парменион стал его читать, нанес ему в спину удар мечом.

Ответ 3.97

Эфесцы сказали: мы считаем тебя богом, Александр, а богу не пристало посвящать что-либо другим богам.

Ответ 3.98

Стасикрат предложил придать силуэт Александра горе Афон.

Ответ 3.99

«Антипатр не знает, что одна слеза матери заставит забыть тысячи таких писем».

Ответ 3.100

Там, где в данный момент находился сам Александр.

Ответ 3.101

(1) Неожиданное появление перед противником (2) с самой неожиданной стороны.

Ответ 3.102

Обувь.

Ответ 3.103

Чтение «Илиады» Гомера.

Ответ 3.104

Александр считал Ахилла счастливцем, потому что при жизни Ахилл имел преданного друга (Патрокла), а после смерти — великого глашатая своей славы (Гомера).

Аристотель

Ответ 3.105

«Большинство государств, обращающих внимание только на военную подготовку, держатся, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во время мира».

Империя Александра Македонского, как известно, довольно быстро распалась.

Ответ 3.106

У храма Аполлона Ликейского. Отсюда и название школы — Ликей, лицей по-нашему.

Ответ 3.107

«Либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».

Ответ 3.108

«У кого есть друзья, у того нет друга».

Ответ 3.109

Аристотель родил от этого «говорящего орудия» сына Никомаха.

Одно из трех этических сочинений философа называется «Никомахова этика». Считается, что название «Никомахова» эта работа Аристотеля получила потому, что впервые была издана Никомахом — сыном великого философа.

Диоген

Ответ 3.110

Диоген говорил, что все остальные собаки кусают врагов, а он кусает друзей для их спасения.

Кстати сказать, когда Диоген умер, на его могиле был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки.

Ответ 3.111

«Даже подделываться под мудрость — уже философия».

Ответ 3.112

Однажды средь бела дня Диоген зажег фонарь и стал бродить повсюду. Его спрашивали зачем. Он отвечал: «Человека ищу».

Ответ 3.113

«Так я привыкаю к отказам».

Демосфен

Ответ 3.114

У Демосфена от природы были (1) слабый голос, (2) неясное произношение и (3) прерывистое дыхание.

Ответ 3.115

Когда не обдумал и не приготовил речь заранее.

Ответ 3.116

Демосфен призывал всех греков заключить с персами союз, направленный против Македонии, и таким образом отстоять свою свободу.

Ответ 3.117

«…трем злейшим тварям: змее, сове и народу»[4].

Мы и Древняя Греция

Ответ 3.118

Петр и Анатолий.

Ответ 3.119

Федор — «дар Божий», Кузьма — «украшение, космос», Никодим — «победитель народа».

Ответ 3.120

«Ксантиппа» — «сварливая жена».

Ответ 3.121

«Предупреждающая (-ий) об опасности, которой (-ому) не верят».

Ответ 3.122

«Опасная красавица, коварная обольстительница».

Ответ 3.123

Алкивиад.

Ответ 3.124

Нарцисс.

Ответ 3.125

Орест и Пилад.

Ответ 3.126

Протей.

Ответ 3.127

«Астрономия» и «прогноз».

Ответ 3.128

Графо — «писать, рисовать, чертить»; графоман.

Хейр — «рука»; хиромантия.

Дактюлос — «палец»; дактилоскопия.

Ихтюс — «рыба»; ихтиология.

Ответ 3.129

Элегия — печаль

Эпиталама — свадьба

Эпиграмма — прославление

Эпитафия — смерть

Эклога — природа

Ответ 3.130

Козья шкура, употребляемая в виде щита или панциря. Эгиды были у Зевса и у Афины.

Ответ 3.131

«Ангелы», «бесы».

Ответ 3.132

Считается, что в древности вокруг статуи Диониса водили хороводы поклонники этого бога. Они носили маски козлов и воспевали богу культовую песнь — дифирамб. «Козел» по-гречески будет «трагос», «песня» — «ойдэ». Получается — «трагедия».

Ответ 3.133

(1) «Бог, обитатель Олимпа».(2) «Человек, отличающийся величавым спокойствием, торжественной важностью облика, а также высокомерный, недоступный, чуждый людским страстям и т. п.».

Значение «спортсмен — участник Олимпийских игр» — разговорное.

Ответ 3.134

Талант.

Ответ 3.135

Эта специально обработанная телячья кожа первоначально изготовлялась и использовалась как писчий материал в городе Пергаме в Малой Азии.

Ответ 3.136

У Гомера читаем: «Он крылатое слово промолвил», «Между собой обменялись словами крылатыми тихо».

Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Этим термином обозначаются вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные (фразеологические) выражения, изречения исторических лиц и т. п.

Ответ 3.137

Осел поделил поровну и был съеден разъяренным львом. Лиса взяла себе самую малость, а льву предложила… «львиную долю».

Ответ 3.138

Календы — название первого дня месяца у древних римлян; у греков календ не было. Соответственно выражение означало: «отложить на неопределенный срок, никогда не сделать».

Ответ 3.139

Слово «остракизм» произошло от греческого слова «острака» — «черепок»: голосование велось посредством черепков, на которых писалось имя подлежащего изгнанию.

Древнегреческое у Шекспира

Ответ 3.140

Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

Ответ 3.141

Печень — страсти, сердце — волю.

Ответ 3.142

В Пелле.

Ответ 3.143

Жители древнего Коринфа были известны распущенностью нравов. Отсюда коринфянин — шуточное обозначение пьяницы и бездельника.

Древняя Греция в веках

Ответ 3.144

(1) Пирамида Хеопса, (2) висячие сады Семирамиды, (3) статуя Зевса в Олимпии, (4) храм Артемиды в Эфесе, (5) мавзолей в Галикарнасе, (6) Колосс Родосский, (7) Александрийский маяк.

Ответ 3.145

Некогда существовали такие четырехногие и четырехрукие существа — андрогины. Потом бог решил разделить их на две половинки. И с тех пор эти половинки ищут друг друга, а когда найдут, испытывают любовь и блаженство.

Ответ 3.146

Сначала — Афине;

с V века по Р.Х. — Христу, ибо храм был преобразован в христианскую церковь святой Марии;

а когда в XV веке Парфенон стал мечетью — Аллаху.

Ответ 3.147

В Благовещенском.

Ответ 3.148

Аристотеля. Лютер видел в Аристотеле главного виновника того интеллектуализма, который, по его мнению, едва не вытеснил веру из католической церкви.

Ответ 3.149

Александр Великий взял финикийский город Тир, перегородив плотиной выход в море.

То же самое кардинал Ришелье предложил французскому королю для осады Ла-Рошели.

Ответ 3.150

Марина Цветаева написала. Драматическая поэма «Федра».






Для любых предложений по сайту: [email protected]