Устройство сословий - Эпоха реформ Петра Великого - Образование Российской империи

Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - Сергей Федорович Платонов

Устройство сословий - Эпоха реформ Петра Великого - Образование Российской империи

§ 109. Устройство сословий. 1. Служилое сословие в Московской Руси (§§ 56, 58, 79) состояло из "дворян московских" и "дворян городовых". Первые бывали на высших придворных должностях, управляли приказами, ездили в посольства, сидели на воеводствах, начальствовали войсками – словом, составляли правительственный класс и считали себя знатью: назывались людьми "родословными", "с отечеством", "отецкими детьми". Вторые – городовые дворяне и дети боярские – были людьми "обычными", не родословными: они служили в городских конных ополчениях, составляя главное полевое войско Московского государства. Все служилые люди были обеспечены поместьями от государства и получали время от времени денежные пособия, а иногда и ежегодное жалованье. Меньшинство имело свои наследственные вотчины, что, однако, не мешало искать поместий в придачу к вотчине. К служилым людям причислялись и гарнизонные люди: служилые казаки, стрельцы, пушкари и т. п. Охраняя какой‑либо город, эти люди жили в слободах под стенами своего города и вокруг этого же города имели общие пашни и угодья[102]. В XVII столетии, подобно гарнизонному люду, в особых "слободах" устраивались регулярные полки солдат, рейтаров и драгун. Эти новые войска "иноземного строя" пополнялись вербовкою, или "прибором", в службу "гулящих людей", и к ним понемногу переходило главное значение в полевой московской армии.

Вот что застал Петр Великий. Борьба со шведами требовала от него регулярной армии. Понемногу он и перевел в регулярную службу всех дворян и служилых людей. Всякий служилый человек – от знатного московского дворянина до последнего пушкаря – одинаково записывался в службу и шел солдатом в регулярный полк или матросом во флот. Не более одной трети членов от каждой дворянской "фамилии" допускалось в гражданскую службу. Так как служба для всех служилых людей стала одинакова (они служили поголовно и бессрочно, с нижних чинов), то все прежние разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено новое название шляхетства. Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от "обычных людишек": все нижние чины – как знатные, так и незнатные, как из служилых семей, так и из простонародья, – одинаково могли дослуживаться до высших чинов и занимать высшие должности. Порядок такой выслуги был точно определен "табелью о рангах" (1722). В этой табели все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 рангов, или "чинов", по их служебному старшинству и почету. Каждый, достигший должности низшего 14‑го ранга, мог надеяться, по мере способности и усердия, занять высшую должность и перейти в высший ранг. Начало личной выслуги окончательно восторжествовало здесь над "породою", началом знатности.

Уничтожив старые служебные порядки и повернув всех дворян в регулярные полки, Петр сделал положение дворян более тяжелым. Служить им стало гораздо труднее. Но этим не ограничились новые дворянская тяготы; Петр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифири и геометрии, и необученных лишал права жениться и получить офицерский чин. С другой стороны, Петр ограничил землевладельческие права и льготы дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставил им за службу денежное жалованье. Те же вотчины и поместья, какими дворяне уже владели, он запретил дробить при передаче сыновьям и установил законом (1714 года), что дворянин может по завещанию передать свою землю одному из сыновей; если же завещания не окажется, то отцу наследует старший сын. (Этот закон иногда называется указом "о майорате".)

Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство, и прежде, и теперь одинаково, было обязано службою за право землевладения. Только теперь служба стала тяжелее, а землевладение стесненнее. Петр сделал людям высшего старого дворянства только одну существенную уступку. Он позволил знатной молодежи, "отецким детям", поступать по преимуществу в его любимые "гвардейские" полки, Преображенский и Семеновский, которые стояли в новой столице Петра – Петербурге. В конце царствования Петра оба эти полка стали по составу сплошь дворянскими и в них целые сотни солдат носили княжеские фамилии. Вышло так, что старые "дворяне московские" как бы превратились в новое "гвардейство". Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров и даже на простых солдат гвардии возлагал разные, иногда очень важные, поручения по делам казенного хозяйства и таким образом создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

2. Городское сословие ("посадские люди", "торговые люди") до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, "рассыпанную хрáмину" и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие (§ 82). Между тем Петр за границей видел богатые и оживленные города; наблюдал веселую и культурную жизнь городского торгово-промышленного люда; знал, что городской торг и промысел считался на всем Западе главным источником народного богатства. (Эпоха Петра Великого была временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе.) Сравнивая европейский город с русским, Петр поражался их противоположностью и всеми мерами хотел собрать "рассыпанную храмину" и создать на Руси городской экономически сильный и деятельный класс. С этою целью он освобождал горожан от так называемых "верных" (присяжных) служб у казенных товарных складов и торгово-промышленных операций и расширил городское самоуправление. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал "регламент" (наказ), определивший общий порядок городского устройства и управления[103]. Искренно старался Петр Великий поднять городское сословие, дать ему простор, вдохнуть в него жизнь. Но общий строй русской жизни, еще далекий от торгово-промышленного склада, и тяжелые войны Петрова царствования не дозволили осуществиться мечтам Петра: русские города остались и после Петра в том же жалком положении, в каком были они раньше.

3. Крестьянство при Петр Великом пережило очень крупную реформу. Издавна прямая подать на Руси платилась с недвижимого имущества. Сначала брали ее с "паханой земли", которую исчисляли в "сохи" (особую податную единицу в несколько сот десятин земли); в XVII веке подати стали брать с "двора", разумея под ним крестьянское хозяйство (§§ 55, 79). Если ранее можно было облегчить свои платежи, сократив запашку и уменьшив площадь "паханой земли", то позднее для этой цели можно было в один "двор" свести несколько крестьянских хозяйств. Так и делали податные люди, сбиваясь по нескольку семей в один двор и все вместе платя с одного двора. В разгар Шведской войны обнаружилось резкое уменьшение податных дворов в государстве, происшедшее от побегов, разорения, а также и от хитростей плательщиков. Лучшею мерою для борьбы с этим уменьшением была признана податная реформа. Было решено брать вперед не с имуществ, а с людей, с "голов", и заменить таким образом подворную подать подушною ("поголовщиной"). В 1718 году начали перепись тяглых людей (в городах и уездах), записывая в "сказки" всех взрослых мужчин. Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи, почему и самая перепись стала называться "ревизией", а списки плательщиков – "ревизскими сказками", сами же плательщики – "ревизскими душами". Когда ревизия определила число плательщиков в 5 миллионов человек, то был определен размер новой подати: 74 копейки в год с частновладельческих людей и несколько больше с крестьян казенных.

Что касается до крестьян казенных, то для них новая подать не имела особых последствий и не изменила их исконного общинного устройства. Но для частновладельческих крестьян она имела важные и неблагоприятные последствия.

Дело в том, что в каждом помещичьем хозяйстве рядом с крестьянами были устроены на пашне и холопы. Владельцы холопов, не довольствуясь услугами своей челяди во дворе, высаживали ее "за двор", в особые избы, и заставляли пахать землю. Холопы в древности податей не платили и никакого вообще отношения к государству не имели, ибо были частною собственностью своего господина. Но заметив, что "задворные люди" ничем от крестьян не отличаются, правительство в конце XVII века стало брать подати и с них, хотя задворные люди крестьянами и не значились. Петр же велел во время своей "ревизии" записать всех холопов (и задворных, и дворовых людей) в ревизские сказки и обложить их подушною податью наравне с крестьянами. С тех пор землевладельцы стали совершенно одинаково вносить подать и за крестьян своих, и за холопов, что с течением времени повело к совершенному смешению крестьян с холопами. Так мало-помалу подготовлялась та форма крепостного права, которая в XVIII столетии превратила крестьян из государевых тяглых людей в полных господских рабов.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. Но государство при Петре продолжало смотреть на свои сословия так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а "для государева и земского дела", должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием. При Петре такой порядок стал даже суровее, чем раньше.






Для любых предложений по сайту: [email protected]