Общественное движение в Александровскую эпоху - Время императора Александра I Благословенного (1801–1825) - Преобладание задач внешней политики над задачами внутреннего управления

Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - Сергей Федорович Платонов

Общественное движение в Александровскую эпоху - Время императора Александра I Благословенного (1801–1825) - Преобладание задач внешней политики над задачами внутреннего управления

§ 148. Общественное движение в Александровскую эпоху. Отечественная война 1812 года привлекла массу дворян в ряды армии на защиту отечества; а войны за освобождение Европы, перебросив русские войска за границу, познакомили служивших в них дворян с западно-европейскою жизнью. Ранее поездки русских людей на Запад были редким явлением; теперь, в пору освободительных войн, русские люди во множестве оказались на чужбине и долго там жили. Разумеется, они подпали сильному влиянию европейских порядков, близко познакомились с умственным движением времени, вывезли домой на Русь целые библиотеки. Успехи европейской гражданственности под влиянием освободительных идей XVIII века, развитие немецкого национального сознания, расцвет немецкой философии поражали и восхищали русских людей, возбужденных великою борьбою за отечество. Сравнив европейскую жизнь с отечественною, наши предки получили возможность критически смотреть на русскую действительность, видели ее недостатки и отсталость, сознавали устарелость того крепостного права, которое лежало в основе русского общественного порядка и которое уже исчезло в Западной Европе.

Два течения образовалось в русском обществе под влиянием знакомства с Западом. Одно было философским: русские почитатели модной тогда немецкой философии стремились глубже изучить ее, распространить ее взгляды и выводы между русскими людьми и с точки зрения этой философии понять и истолковать русскую историю и действительность. Другое течение было политическим: русские люди стремились перенести на Русь те учреждения и порядки, какие были выработаны в новейшую эпоху в европейских государствах. В государственном устройстве они желали представительной (далее республиканской) формы правления; в общественной жизни они стремились к отмене крепостного права. Почти тотчас по возвращении армии из заграничного похода среди образованного офицерства в войсках стали складываться политические кружки, к которым примыкали и гражданские лица. Целью подобных кружков была подготовка либеральных государственных и общественных реформ в России. Члены таких кружков занимались самообразованием и вносили в свои служебные отношения и в товарищескую жизнь более гуманные нравы и обычаи: отказывались от вина и карт, не допускали никакой распущенности, не били солдат, учили их грамоте и т. п. В своих кружковых беседах они рассуждали о необходимых преобразованиях русского быта и о средствах достигнуть этих преобразований; в кружках шли речи о необходимости бороться с реакцией, осуждалась "аракчеевщина", доказывалась неизбежность переворота.

Из многих подобных кружков, имевших иногда масонский характер (§ 131), особенное значение приобрел один, получивший название "союза спасения". В основе его лежало определенное требование перехода к представительному образу правления, к конституции. Через некоторое время из этого союза образовалось два новых союза, прямо уже революционных, – "северный" и "южный". Во главе Северного союза стали братья Муравьевы (также князь Трубецкой, поэт Рылеев); союз этот основался в Петербурге. Во главе южного союза был полковник Пестель, командир одного из армейских полков. Местом действия южного союза была русская "вторая армия", расположенная в Киевской и Подольской губерниях. В составе союзов преобладало офицерство; но были и лица гражданские и неслужащие дворяне. Оба союза имели одну общую цель – совершить насильственный переворот в России[133].

Несмотря на то что члены союзов держали свои планы в совершенном секрете, правительство узнало о существовании заговора. Императору Александру его придворные докладывали о существовании кружков в гвардии еще тогда, когда кружки были в зародыше. Государь снисходительно отнесся к членам этих кружков, считая их такими же мечтателями, каким он сам был в дни юности: "не мне их карать", говорил он. Позднее о существовании определенного тайного заговора против действовавшего государственного порядка стали доносить лица из армии (в особенности ценные сведения дал унтер-офицер из дворян Шервуд). Аракчеев собрал точные данные о вожаках движения, о планах заговорщиков, о месте их деятельности и послал большой доклад об этом деле императору Александру в г. Таганрог, где тогда находился государь (1825). Доклад пришел туда поздно: Александр скончался в Таганроге, не успев сделать никаких распоряжений по делу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]