Внутренняя политика Александра I - Россия в 1801-1860 гг. - Россия в ХІХ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

Внутренняя политика Александра I - Россия в 1801-1860 гг. - Россия в ХІХ в.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке в Петербурге был убит Павел I. В результате этого последнего в истории России дворцового переворота на престол вступил старший сын Павла Александр I (1801—1825 гг.).

Александра, родившегося в 1777 г., бабушка — Екатерина II — забрала у родителей и занялась воспитанием внука, желая видеть его честным, благородным и широко образованным человеком. Среди наставников и воспитателей Александра были известный путешественник и ученый П. С. Паллас, один из самых просвещенных людей своего времени писатель М. Н. Муравьев, швейцарский юрист Ф. Лагарп. Последний, приверженец идей французских просветителей и республиканец по своим взглядам, учил Александра французскому языку, но более все же занимался его нравственным воспитанием. Впоследствии этого в деятельности Александра проявилось стремление приспособить российское самодержавие к новым социально-экономическим и политическим явлениям в жизни Европы, возникшим в связи с французской революцией.

Несмотря на любовь и внимание со стороны бабушки, детство и юность Александра не были безоблачными. Он испытывал постоянное напряжение от атмосферы вражды и неприязни между отцом и бабушкой, от необходимости приспосабливаться то к обществу Павла, то к окружению Екатерины II — родных ему людей, столь ненавидевших друг друга. В такой психологической среде формировалась личность будущего правителя. Трагические обстоятельства вступления на престол также отразились как на характере, так и на правлении Александра. Став императором, он проявил себя как гибкий и осторожный политик, хитрый и изворотливый, умеющий скрывать свои истинные политические пристрастия, самолюбивый и амбициозный. Одновременно ему были присущи самокритичность, сострадание и скромность. Личность этого государя и его правление вызывали противоречивые суждения современников. «Сфинксом, неразгаданным до гроба» назвал его князь и поэт П. А. Вяземский; французский император и полководец Наполеон Бонапарт отмечал, что «Александр умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять; он неискренен: это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый». На эти же качества царя обратил внимание и другой современник Александра — шведский посол Г. Лагербильке, говоря, что «в политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».

Воцарение Александра было встречено восторженно: оно вызывало надежды. «Дней Александровых прекрасное начало» — так отозвался о начале его царствования А. С. Пушкин. Заявив, что будет править по законам своей бабушки Екатерины Великой, Александр восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты дворянству и городам, упразднил орган политического сыска — Тайную канцелярию, вновь разрешил свободный въезд и выезд за границу, отменил регламентации в быту и одежде, снял ограничения на торговлю с Англией. Молодой император не 162 Раздел 3. Россия в XIX в.

скрывал своих намерений многое изменить в России. Однако реформировать страну в духе нового времени невозможно было без советников и помощников. В мае 1801 г. был образован «Негласный комитет», в котором и сосредоточилась вся основная работа по подготовке реформ. Входили в этот комитет друзья императора: графы П. А. Строганов, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев и польский князь А. Чарторыйский.

Одним из насущных и наиболее острых вопросов российской действительности являлся крестьянский (аграрный) вопрос. Именно крестьяне составляли основную массу непривилегированных сословий. Наиболее многочисленной категорией были помещичьи крестьяне, находившиеся в полной зависимости от своего владельца. На них не распространялись гражданские права, они не могли жаловаться на произвол помещиков. При Александре I в решении крестьянского вопроса произошли определенные сдвиги. Была прекращена раздача крестьян в частные руки (правда, в 1810—1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением страны продажа крестьян была возобновлена). Указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже крепостных «без земли» (теперь писали, что крестьянин отдается «взаймы», вместо прежнего — «продается») Александр I прекратил практику широкой раздачи государственных крестьян в частные руки, установив своего рода предел расширения крепостничества. В 1803 г. царь издал указ «О вольных хлебопашцах», дававший помещикам возможность отпускать на волю своих крестьян по обоюдному согласию с наделением их землей за выкуп. По существу, появилась возможность создания в стране новой социальной группы вольных хлебопашцев, владевших землей по праву частной собственности. Результаты указа оказались скромными: при сумме выкупа, которая была высока, и кабальных условиях сделки указом к 1825 г. смогли воспользоваться лишь 0,5 % крепостных крестьян (всего до 1861 г. — 2 %). Но идеологическое значение данного указа было велико: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп; попытка правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права была очевидной. В 1804—1805 гг. правительство приступило к осуществлению крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. «Крестьяне-домохозяева» получали личную свободу, но не землю, которую они должны были арендовать у своих помещиков; феодальные повинности в пользу помещиков — барщина и оброк — сохранялись.

В 1801 г. были начаты преобразования органов центрального управления. Сенат признавался верховным административным и судебным органом империи, но его полномочия ограничивались властью царя. Создание восьми министерств (военных сухопутных дел, морских дел, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения), объединенных в Комитет министров, способствовало разграничению и упорядочению функций центральных органов управления. Часть министерств соответствовала прежним коллегиям (военное, морское, иностранных дел, коммерции), другие были совершенно новыми (внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции). Все министры входили в состав Сената и должны были ежегодно представлять Сенату отчеты.

В «духе времени» проводились меры и в области просвещения.

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Территория Российской империи была поделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, гимназии и университеты. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй — уездное трехклассное училище, третьей — шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей — университет. Предполагалось, что университет должен быть в каждом учебном округе и обеспечивать округ учебными программами и учительскими кадрами. Помимо учителей, университеты были призваны выпускать чиновников для государственной службы и специалистов-медиков. Университетам предоставлялась довольно широкая автономия. Эти высшие учебные заведения открывались один за другим. Если до этого в России существовал лишь Московский университет, учрежденный в 1755 г., то в 1802—1804 гг. открылись университеты в Дерпте, Вильно, Харькове и Казани. В Петербурге был основан главный педагогический институт, позднее преобразованный в университет. Появились и привилегированные средние учебные заведения, которые приравнивались к университетам: Демидовский лицей в Ярославле (1805 г.) и Царскосельский лицей (1811 г.).

В печати также произошли серьезные перемены. В 1804 г. был утвержден цензурный устав — самый «либеральный» в России XIX столетия. И хотя во второй половине царствования Александра цензурный гнет усилится, тем не менее, в 1804—1812 гг. расширилась издательская деятельность, появились новые журналы и литературные альманахи. Сам Александр стал инициатором перевода на русский язык и издания в России произведений известных западноевропейских просветителей — А. Смита, Ш. Монтескье и др. Многие будущие декабристы почерпнули из этих книг либеральные и вольнолюбивые мысли.

В ноябре 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились. Все члены его вошли в Комитет министров, который стал координировать всю работу по проведению преобразований в стране.

Следующий этап реформ связан с именем одного из самых выдающихся государственных деятелей России М. М. Сперанским.

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839 гг.) был выходцем из семьи сельского священника Владимирской губернии. Поступив во Владимирскую семинарию, он проявил поразительные способности в учении и завидное трудолюбие. В качестве лучшего ученика этого духовного заведения вскоре он был зачислен в семинарию при Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Способному юноше прочили большое будущее и блестящую церковную карьеру. Но вопреки ожиданиям окружающих Сперанский отказался принять духовное звание. Окончив семинарию, по предложению митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила Сперанский занялся преподавательской деятельностью в той же семинарии. Вначале он преподавал математику, а затем еще физику, красноречие и философию. На лекции Сперанского собиралась многочисленная аудитория: слушателей завораживала оригинальность мыслей, изысканный слог, образность изложения. Знание психологии помогало Сперанскому завоевывать симпатии слушавших его людей и позднее не раз помогало в сложных жизненных ситуациях. В общении с людьми Сперанский неустанно рассуждал о пользе, которую каждый человек обязан принести обществу, и назидал, что «быть счастливыми и быть добрыми есть совершенно одно и то же», что «несовершенство счастья доказывает лишь несовершенство наших добродетелей». Педагогическая деятельность не обременяла Михаила, по-прежнему посвящавшего все свободное время самообразованию. Бытовые потребности его были чрезвычайно скромны. Экономя средства на питании, он позволял себе посещать театр, приобретать книги. Эрудиция Сперанского была поразительной: знание латинского языка дало ему возможность изучить труды по византийскому и римскому праву. Приобщение к выдающимся литературным произведениям развивало его ораторские способности, изучение всеобщей и отечественной истории, законодательных актов в их изменении и развитии учило сопоставлять, извлекать материал для объяснения настоящего и размышлений о будущем. Большое влияние на развитие взглядов Сперанского оказала Французская буржуазная революция XVIII в., а также произведения русского просветителя А. Н. Радищева.

С годами Сперанский все менее помышлял о карьере церковнослужителя и обратил свои взоры на гражданскую службу. В качестве домашнего секретаря он поступает на службу к влиятельному вельможе князю А. В. Куракину, надеясь, с одной стороны, улучшить свое материальное положение, а с другой — завести полезные знакомства, без которых успешная гражданская карьера практически была невозможна. Но карьера никогда не была для Сперанского конечной целью, а лишь средством вырваться из канцелярской рутины. Он увлекся статской службой, окончательно порвав в 1796 г. с Александро-Невской семинарией. Параллельно продвижению по службе Куракина, получившего при Павле I должность генерал-прокурора, начался головокружительный, изумивший современников карьерный взлет Михаила Сперанского. Понадобилось всего четыре года, чтобы к моменту воцарения Александра I Михаил Михайлович уже стал знаменитостью среди молодого поколения государственных деятелей и видным вельможей. Сперанский являлся обладателем двух тысяч десятин земли в Саратовской губернии, почетных чинов и званий, приносивших ему значительный доход. В 1801 г. недавний учитель духовной семинарии стал статским советником и в том же году — действительным статским советником, что соответствовало воинскому генеральскому званию. В столь быстрой карьере Михаилу Михайловичу помогали и личное обаяние, и умение общаться с людьми, слушать и уважать их мнение, и владение риторикой, но главное — его уникальные способности и упорство. Сперанский безупречно готовил самую сложную документацию, стяжав у современников славу «отца делового языка в России».

Поворотным моментом в судьбе Сперанского стала служба в качестве статс-секретаря графа В. П. Кочубея в Министерстве внутренних дел. В этот период Сперанский в своих сочинениях впервые излагает собственные мысли по ряду политических проблем.

Уже в 1803 г. Сперанский говорил о необходимости разделения властей, верховенстве законодательной власти, ответственности исполнительной власти перед законодательной, подконтрольности исполнительной власти общественному мнению и открытости деятельности министров и правительства в целом.

В 1806 г. в жизни М. М. Сперанского произошло чрезвычайное событие. Министр внутренних дел В. П. Кочубей направил своего статс-секретаря с докладом к императору Александру I, который был поражен, сколь глубоко и обстоятельно владеет Сперанский сложнейшими вопросами, покорен его изумительным красноречием и логикой. Обнаружилось, что по ряду проблем (в частности, в отношении сближения с Францией) их позиции совпадали. Император, оценив Сперанского, приблизил его к себе. Настал звездный час М. М. Сперанского, и на целое десятилетие он становится доверенным лицом российского императора. На встрече двух императоров в Эрфурте в 1808 г. энциклопедические знания и деловые качества Михаила Михайловича, сопровождавшего Александра I, высоко оценил Наполеон Бонапарт, в знак своего особого уважения и восхищения подаривший Сперанскому усыпанную бриллиантами табакерку со своим портретом.

В том же году М. М. Сперанский был назначен товарищем (т.е. заместителем) министра юстиции и главным советником императора в государственных делах. Ни одна область российской действительности не оставалась без внимания Сперанского, будь то экономическая и политическая жизнь страны, чинопроизводство и просвещение.

В 1809 г. М. М. Сперанский подготовил и добился принятия двух указов, которые должны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппарата в преддверии реформ. В соответствии с указом придворные звания преобразовывались в простые знаки отличия. Указ наносил удар по аристократии, отпрыски которой теперь уже не могли, как прежде, делать карьеру, не находясь на службе. Практика приравнивания придворных званий к гражданским отменялась. В том же году был обнародован указ об экзаменах на чин, который требовал от каждого чиновника для получения даже чина коллежского асессора университетского образования или сдачи соответствующего экзамена. Чиновники должны были владеть языками, знать историю, право, геометрию, физику и другие науки. Будучи очень образованным человеком и гражданином, радеющим за великое и достойное будущее России, Сперанский понимал, что осуществление масштабных преобразований по силам только образованным и честным людям.

Он был беспощаден к взяточничеству и казнокрадству, пресекал любые попытки нарушений чиновниками законов. В целях нормализации финансовой сферы при участии Сперанского были введены налоговые сборы с дворян-землевладельцев.

По поручению царя М. М. Сперанский трудился над составлением проекта реформирования государства. К октябрю 1809 г. проект «Введение к уложению государственных законов» был готов. Конечной целью реформ должно было стать ограничение самодержавной власти императора и ликвидация крепостного права. Во «Введении к уложению» Сперанский обращал внимание на необходимость реформ как средства предотвращения возможных социальных потрясений, прямо заявляя, что «настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа» и «что настало время применить и основать новых вещей порядок». В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть должна была сосредоточиться в Государственной думе; исполнительную власть были призваны осуществлять министерства; судебные функции принадлежали бы Сенату, члены которого должны были избираться Государственной думой и приниматься императором.

Для объединения деятельности высших государственных учреждений предлагалось учредить Государственный Совет. Этот совещательный орган при императоре должен был заниматься рассмотрением всех законопроектов до их поступления в Думу.

М. М. Сперанский считал необходимым разделить общество на три сословия на основе имущественного ценза с различным уровнем политических и гражданских прав: 1) дворянство — обладает всеми правами; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) — обладает лишь гражданскими правами; 3) «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, ремесленные и рабочие люди, домашние слуги) — не имеют ни политических, ни гражданских прав. Переход из «низших» состояний в «высшие» допускался путем приобретения недвижимости и выслуги по службе.

План Сперанского в целом понравился царю. Однако, стремясь избежать возможных потрясений в обществе, Александр решил проводить преобразования постепенно.

Уже 1 января 1810 г. был образован Государственный совет, разделенный на четыре департамента (военных дел, законов, дел гражданских и духовных, государственной экономии). Продолжилась министерская реформа: в 1811 г. было издано «Общее учреждение министерств», установившее единообразную их структуру и определившее порядок прохождения дел в них. Этими мероприятиями завершилась реорганизация органов государственного управления.

В целом проект М. М. Сперанского стал основой для дальнейшего реформирования страны. Однако большинство предложений своего сподвижника Александр I так и не реализовал. Российское общество неоднозначно отнеслось к либеральным начинаниям. Среди их противников оказался писатель и историограф Н. М. Карамзин, который подал царю записку «О древней и новой России, в ее политическом и гражданском отношениях». Ссылаясь на исторический опыт, Карамзин доказывал, что любое ограничение самодержавия неизбежно будет толкать Россию на революционный путь. Поэтому необходимо искать не постепенные реформы, а иной способ совершенствования государственного управления страны. Сам Карамзин видел его прежде всего в подборе достойных людей на руководящие посты, а непременным условием процветания России — самодержавие с опорой на дворянство.

Над Сперанским стали сгущаться тучи. Став госсекретарем, т.е. фактически вторым лицом в государстве, он все более вызывал недовольство и зависть у дворян и чиновников. Придворное и чиновничье дворянство раздражали указы о придворных званиях и об экзаменах на гражданские чины, подписанные царем по инициативе Сперанского. Доклады и записки, полные клеветы, лжи и обвинений в адрес Сперанского, поступали царю постоянно. Постепенно и мнительный Александр I начал смотреть на Сперанского как на соперника. Общественность раздражала также профранцузская позиция М. М. Сперанского, что создавало почву для злобных нападок на него как на изменника. В итоге император решился на отстранение М. М. Сперанского. 17 марта 1812 г., даже не успев попрощаться с семьей, Михаил Михайлович был отправлен в ссылку в Нижний Новгород, а через несколько месяцев переведен в Пермь.

На следующий день после отставки Сперанского Александр I в разговоре с князем А. Н. Голицыным произнес: «Если бы у тебя отсекли руку, и ты, наверное, кричал бы и жаловался, что тебе больно; у меня прошлой ночью отняли Сперанского, а он был моей правой рукою!»

Начавшаяся вскоре Отечественная война 1812 г. прервала процесс реформ и отодвинула внутриполитические проблемы России на второй план. Лишь после заграничного похода и Венского конгресса правительство вновь сосредоточило внимание на внутреннем курсе. Послевоенный период деятельности Александра I можно условно разделить на два этапа.

На первом — с 1815 по 1820 гг. — предпринимались попытки продолжить либеральные реформы, но одновременно проводились и реакционные по своему характеру мероприятия.

Победа в войне породила в обществе ожидание перемен и конкретных шагов царя в этом направлении. Свободомыслящие дворяне мечтали о Конституции, крестьяне — об отмене крепостного права, жители национальных окраин — о послаблении в национальной политике. Этим настроениям противостояли консерваторы, стремившиеся не допустить опасных, по их мнению, для России стремительных перемен. Все это заставляло Александра I подходить к разработке реформ неспешно и вести ее в строжайшем секрете. В 1815 г. Польше, вошедшей в состав Российской империи, были дарованы Конституция, местное самоуправление, собственная армия и свобода печати (ранее конституционные начала были предоставлены Финляндии). Российский император в соответствии с Конституцией одновременно становился королем Польши, а его власть ограничивалась конституционной хартией. Польский парламент — Сейм — состоял из двух палат, одна из которых — Сенат — назначалась императором, другая — нижняя палата депутатов — избиралась гражданами по сословиям. В тот период данная конституция была одной из самых либеральных в Европе. Александр I намеревался в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.

Своему давнему другу, в прошлом члену Негласного комитета Н. Н. Новосильцеву, Александр поручил разработать проект конституции для России. Проект готовился в Варшаве в обстановке глубокой секретности. Он был готов в 1820 г. под названием «Государственная Уставная Грамота Российской империи». Проект предусматривал превращение России в конституционную монархию. Декларировались свобода слова, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом. О крепостном праве в проекте не говорилось. Александр одобрил составленный документ, но «Уставная грамота» не была ни принята, ни обнародована. С 1816 г. активизировалась политика, связанная с решением крестьянского вопроса. До 1819 г. в Прибалтике была завершена крестьянская реформа, в результате которой прибалтийские крестьяне обретали личную свободу, но земля оставалась в собственности помещиков. Одновременно Александр поручил 12 сановникам разработать проекты отмены крепостного права в России, но ни один из них так и не был реализован.

Самым рьяным и последовательным проводником воли Александра становится А. А. Аракчеев. Именно с ним обычно связывают курс правительства Александра I в 1815—1825 гг., называя его «аракчеевщиной». Роль и влияние Аракчеева в эти годы были исключительно велики. Если до войны 1812 г. фактически вторым лицом после императора в управлении страной был М. М. Сперанский, то в послевоенный период — Аракчеев (1769—1834). Выходец из мелкопоместной дворянской семьи, Аракчеев окончил артиллерийский и инженерный шляхетский (впоследствии кадетский) корпус в Петербурге. Преподавал артиллерию и фортификацию сыновьям графа Н. И. Салтыкова. Через последнего был представлен великому князю Павлу Петровичу. С этого момента и начинается карьера Аракчеева. Павел ценил преданность и бескорыстие Аракчеева, его военные познания и организаторский талант. Стиль деятельности Аракчеева наилучшим образом вписывался в систему, поощряемую Павлом Петровичем: жесткая требовательность к себе и другим, холодность и сдержанность в обращении с сослуживцами, подчинение вышестоящим до страха и трепета. Аракчеев сторонился сплетен и интриг, во всех ситуациях рассчитывал только на себя. Павел и Аракчеев стали не только единомышленниками, но и друзьями.

Придя к власти, Павел щедро наградил Аракчеева. Но ни продвижение по служебной лестнице, ни ордена, ни земельные пожалования не вскружили голову Аракчееву. Он был «без лести» предан Павлу, а после его кончины — новому императору, Александру I. Тот также оценил в Аракчееве удивительное трудолюбие и упорство, умение доводить любое порученное дело до конца, требовательность к себе и другим. Не осталась не замеченной царем и безукоризненная честность Алексея Андреевича: находясь на влиятельных постах, он никогда не брал взяток и был беспощаден к тем, кто использовал свое положение в корыстных целях.

Пока Александр увлекался реформаторскими идеями, Аракчеев держался в тени, а на первом плане тогда ярко светила звезда первой величины — М. М. Сперанский. «Если бы у меня была треть ума Сперанского, я был бы великим человеком» — это слова Аракчеева. Ревнивое отношение к Сперанскому причудливо совмещалось в Аракчееве с искренним восхищением его талантливостью.

По окончании войны с Наполеоном наступает «звездный час» Аракчеева. «Железная рука» его может и должна, по мнению царя, побороть распространение вольнодумства и укрепить охранительные устои. С 1815 г. Аракчеев фактически руководил Государственным советом, Комитетом министров, Собственной Его Императорского Величества канцелярией, стал единственным докладчиком императору по большинству министерств и ведомств. Именно ему император поручил устройство военных поселений. На первый взгляд, идея, заимствованная у французов, была неплохой: чтобы армия могла себя содержать и таким образом сократить расходы и избавить народ от тягостной рекрутчины, предполагалось организовать специальные поселения людей, соединяющих сельскохозяйственный труд и военную службу. Первые военные поселения возникли в России в 1810—1812 гг., когда в Могилевской губернии попытались поселить запасной батальон Елецкого пехотного полка. Начавшаяся война прервала эксперимент. После войны, когда экономика России оказалась в крайне трудном положении, к этому вопросу вернулись. При этом через солдатские школы поселян приобщали к грамотности.

Аракчеев исполнял приказ царя о поселениях с беспощадной последовательностью. Результат не оправдал ожиданий: расходы на содержание армии уменьшились, но при этом огромные средства были затрачены на само обустройство поселений. Военные поселения стали ненавистны народу, ибо теперь поселянам приходилось переносить и тяготы крестьянского труда, и палочную военную муштру, и телесные наказания.

Ненавистным народу стало имя Аракчеева, раболепно исполнявшего волю Александра. Поучаствовал Алексей Андреевич и в разработке крестьянского вопроса. По поручению царя им был подготовлен проект отмены крепостного права в России. Аракчеев предложил ежегодно выделять по 5 млн рублей на выкуп имений у тех помещиков, которые добровольно согласятся на это. Выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами из расчета по две десятины на душу. По мнению Аракчеева, небольшая площадь наделов заставит крестьян «подрабатывать» у помещиков, что на какое-то время будет приемлемо и для тех, и для других. Но проект Аракчеева, в целом подходящий для России, так и остался неосуществленным. Занимаясь по воле царя аграрным вопросом, Аракчеев никогда не был защитником крестьянских интересов: он с одинаковой жестокостью подавляли восстания в военных поселениях, и недовольство крепостных в своем собственном имении, что дало основание современникам прозвать его «бесом».

С 1820 по 1825 гг. политика Александра I становилась все более консервативной. Усилились цензурные гонения. В печати было запрещено касаться вопросов государственного устройства и тем более критиковать действия правительства. Помещикам вновь разрешалось ссылать крестьян в Сибирь, а крепостным запретили жаловаться на своих владельцев. В 1822 г. была запрещена деятельность в стране всех тайных обществ. Началось преследование их участников. Царствование Александра I, начавшееся либеральными реформами, завершилось обострением политических и социально-экономических проблем в стране. 19 ноября 1825 г. Александр I скончался в Таганроге.

Основными направлениями во внешней политике России в начале XIX в. являлись восточное и западное. Восточное направление было связано с необходимостью укрепления позиций России на Балканском полуострове, в Закавказье и на Черном море.

В результате русско-турецкой войны 1806—1812 гг. было ослаблено иго Османской империи над христианскими народами Балканского полуострова. По условиям Бухарестского мирного договора (1812 г.) к России отошла Бессарабия. Молдавия и Валахия возвращались Турции, получив право внутренней автономии. Значение Бухарестского мира заключалось еще и в том, что в условиях надвигавшейся войны с наполеоновской Францией он обеспечил нейтралитет Османской империи и позволил России перебросить часть войск с Южного на Западное направление.

В начале столетия расширилось присутствие России на Кавказе. В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия. С введением там российского административного устройства управление этой территорией переходило к российскому наместнику. На таких же условиях в состав Российской империи в 1803—1804 гг. вошла Западная Грузия (княжества Мингрелия, Гурия, Имеретия). В 1806 г. была присоединена Осетия.

Успехи России на Кавказе вызвали недовольство персидского шаха и привели к русско-иранской войне 1804—1813 гг. В ходе войны русская армия заняла часть Северного Азербайджана (Гянджинское, Карабахское, Бакинское, Кубинское, Ширванское, Шекинское ханства). В 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. Иран признал за Россией завоеванные территории, а также присоединение грузинских княжеств. Итогом войны стало расширение и укрепление южных рубежей страны. Россия получила право держать военно-морской флот на Каспийском море.

Европейское (или западное) направление во внешней политике Российской империи было связано с русско-французским соперничеством.

Александр рассчитывал восстановить дружественные отношения с Англией, укрепить свой авторитет в Европе и тем самым сдерживать наполеоновскую агрессию.

Первым внешнеполитическим шагом нового императора было заключение в 1801 г. русскоанглийской конвенции «О взаимной дружбе». Несмотря на антинаполеоновскую направленность этого документа, Александр избегал открытого разрыва с Францией. Подписанные вскоре франкорусский договор и Секретное соглашение носили компромиссный характер: между двумя странами устанавливались мирные отношения. Стороны брали на себя обязательства совместно решать ряд проблем. Однако добиться ожидаемого результата — остановить агрессивные устремления Франции — Александру не удалось. Объявив себя пожизненным консулом, а затем императором Франции, Наполеон производил территориальные захваты, перекраивая карту Европы. Возобновились военные действия против Англии. Все это заставило Александра изменить внешнеполитическую установку. Началось формирование Третьей антифранцузской коалиции (1805 г.), в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция, Османская империя, Неаполитанское королевство.

Развернувшиеся военные действия оказались неудачными для союзников. В 1805 г. в сражении под Аустерлицем их войска потерпели поражение. Третья коалиция распалась, в то время как позиции Наполеона в Европе значительно укрепились.

В 1805 г. образовалась Четвертая антифранцузская коалиция. В нее вошли Россия, Англия, Пруссия и Швеция. Пруссия начала военные действия против Наполеона и была разбита. Французские войска взяли Берлин. Осенью 1806 года Наполеон объявил континентальную блокаду Англии — запрет всем странам, подвластным Франции, вести торговлю и поддерживать с Англией дипломатические отношения.

Военные действия переместились в Восточную Пруссию. Здесь русские войска в кровопролитных сражениях (под Прейсиш-Эйлау) сдерживали натиск французской армии. Однако сражение под Фридландом (1807 г.) русская армия проиграла и отступила за Неман. Александр был вынужден начать переговоры с Наполеоном о мире.

Летом 1807 г. в Тильзите произошла встреча двух императоров на нейтральной территории — на плоту посреди реки Неман.

В результате переговоров были подписаны мирный договор и секретный союзный договор. По условиям мирного договора Россия признавала все завоевания Наполеона. Она соглашалась на отторжение от Пруссии польских территорий, на которых образовывалось герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Город Данциг (Гданьск) становился вольным городом, к России отходил Белостокский округ. Союзный договор предусматривал совместные действия союзников против всякой враждебной им третьей державы. Россия получила свободу действий против Турции, утратившей поддержку Франции и Ирана. Договор обязывал Россию до конца 1807 г. присоединиться к наполеоновской Континентальной блокаде Англии.

Тильзитский мир был компромиссным. И все же Наполеон от него выиграл больше, чем Александр. Российскому императору не удалось остановить французскую экспансию, а присоединение к Континентальной блокаде больно ударило по экономике страны.

Кроме того, в Тильзите оба императора договорились о разделе сфер влияния в Европе.

К этому времени шведский король отклонил требование о разрыве отношений с Англией и отказался присоединяться к Континентальной блокаде. Стремясь обезопасить Петербург и побережье Финского залива, Александр принял решение о начале в 1808 г. военных действий против Швеции. Завершилась русско-шведская война подписанием в 1809 г. Фридрихсгамского договора. России передавались Финляндия (ставшая Великим княжеством Финляндским) и Аландские острова. Швеция обязывалась присоединиться к Континентальной блокаде.

Таким образом, в первый период своего царствования Александру удалось решить ряд важных внешнеполитических проблем и значительно упрочить свои позиции на восточном направлении. Однако на Европейском направлении русская дипломатия не смогла добиться главного — остановить наполеоновскую агрессию. Подписанный императорами России и Франции Тильзитский мир открывал обоим возможности новых территориальных приобретений, что неизбежно обостряло старые и порождало новые противоречия. Военное столкновение России и Франции становилось неизбежным.






Для любых предложений по сайту: [email protected]