Развитие культуры в первой половине XIX в. - Россия в 1801-1860 гг. - Россия в ХІХ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

Развитие культуры в первой половине XIX в. - Россия в 1801-1860 гг. - Россия в ХІХ в.

В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. впервые в России было создано Министерство народного просвещения. Было образовано шесть учебных округов. В каждом из них намечалось создать университет, и в эти годы, помимо Московского, были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), в Казани (1804 г.), в Харькове (1804 г.), Вильно (1804 г.), Петербурге (1819 г.). Университеты давали высшее образование. По уставу 1804 г. при всех университетах должны были действовать высшие педагогические учебные заведения, в которых готовили учителей. Таким образом, университеты являлись центрами и учебной, и педагогической деятельности. Во второй трети XIX в. были открыты различные военные и технические учебные заведения. Это Петербургский горный институт, Петербургский практический технологический институт, Инженерная и Артиллерийская академии и др.

Близкое к университетскому образование давали привилегированные дворянские учебные заведения — Демидовский в Ярославле (1805 г.) и Александровский в Царском Селе (1811 г.) лицеи. Их целью являлась подготовка государственных чиновников. В Царскосельском лицее учились А. С. Пушкин, А. М. Горчаков и другие талантливые соотечественники, проявившие себя в различных сферах жизни страны. Среднее образование давали гимназии, число которых росло. К середине XIX в. их насчитывалось более 50 — почти вдвое больше, чем в конце царствования Александра I. В гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии.

Церковно-приходские школы, волостные и уездные училища давали начальное образование. В них могли учиться дети низших сословий. Образование носило сословный характер. Дети крепостных крестьян лишались возможности учиться в гимназиях и университетах.

Помимо заботы об образовании в стране, Министерство народного просвещения осуществляло общее руководство цензурой.

Ослабление цензуры в царствование Александра I способствовало оживлению и расширению в России издательской деятельности. Увеличилось число издаваемых книг, появились новые журналы и литературные альманахи («Вестник Европы», «Сын Отечества», «Журнал российской словесности» и др.). Расширилась читательская аудитория, развивалось библиотечное дело. Спрос на печатную продукцию создавал условия для книгоиздания. В 1820—1840-е гг. наибольшей известностью пользовалась книжная продукция А. Ф. Смирдина. Это издательство выпустило в свет сочинения многих российских писателей и поэтов — В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина и др. Невысокие цены на эти издания делали их доступными для широких слоев населения. Впервые из отечественных книгоиздателей Смирдин ввел авторский гонорар — оплату литературного труда писателей; организовал продажу книг по почте в масштабах всей страны.

Во второй четверти XIX в. правительство Николая I вновь ужесточило цензуру, что повлекло за собой закрытие некоторых литературных изданий («Литературной газеты» А. Дельвига, газеты «Северная пчела» Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина), а также гонения на многих известных писателей (М. Е. Салтыкова-Щедрина. И. С. Тургенева, И. С. Аксакова и др.).

Был усилен и контроль за университетами. Осознавая растущую потребность в образованных людях, правительство в то же время с осторожностью относилось к развитию народного просвещения. Под правительственным контролем находились все учебные программы, которые наполнялись религиозным и верноподданническим содержанием.

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла отечественная наука.

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский совершил величайшее открытие в области математики. В 1826 г. он предложил новую геометрическую систему, коренным образом изменившую привычные представления о природе пространства, в основе которых лежало учение древнегреческого математика и философа Евклида. Неевклидова геометрия Лобачевского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.

Ученые-физики В. В. Петров, Б. С. Якоби и Э. X. Ленц трудились над разработкой теории электрических явлений.

Петров впервые продемонстрировал явление электрической дуги и положил начало практическому применению электричества (для сварки металлов и т.д.). Якоби открыл метод гальванотехники батареи. На основе этих открытий стало возможным создание ученым П. Л. Шиллингом электромагнитного телеграфа (1832 г.). В 1839 г. начала работу Пулковская астрономическая обсерватория, оснащенная современным оборудованием. Возглавил ее В. Я. Струве. Этот выдающийся астроном обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути, что стало значительным открытием в области астрономии.

Развитие органической химии в нашей стране в этот период связано с именем ученого Н. Н. Зинина. Ряд его разработок получил практическое применение (в частности, использовались созданные им и А. М. Бутлеровым устойчивые химические красители в текстильной промышленности).

Происходило быстрое внедрение научных и технических новшеств в производстве. Выдающийся металлург П. П. Аносов раскрыл утраченный секрет изготовления булатной стали и разработал четыре варианта технологий ее получения. В 1834 г. в Нижнем Тагиле (на Урале) на заводе Демидова братьями Черепановыми были созданы первый паровоз и железная дорога на паровой тяге. Уже в 1837 г. железнодорожное сообщение было установлено между Петербургом и Царским Селом, а в 1843 г. началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой (было завершено в 1851 г.). К 1856 г. общая протяженность железных дорог в стране составила 980 верст.

В медицине выдающиеся открытия были совершены профессором Медико-хирургической академии Н. И. Пироговым. Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в мире стал делать операции под эфирным наркозом прямо на поле боя. Не только операции, но и широкое применение замечательным хирургом антисептических средств, гипсовых повязок спасли жизнь тысячам раненых солдат и офицеров.

В первой половине XIX в. в особую отрасль выделились гуманитарные науки. Развитию гуманитарного знания во многом способствовал рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 года, а также «просвещенная политика», проводимая Александром I в первые годы его царствования. Стремление познать русскую историю, ее героические страницы, постичь славные традиции и культурные достижения предков привело к важным практическим шагам в этом направлении.

При Московском университете было создано Общество истории и древностей Российских. Начались поиски и публикации документов по русской истории, литературных произведений прежних эпох (в 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве»).

В 1818 г. вышел в свет 8-томный исторический труд «История государства Российского». Автором «Истории» был Н. М. Карамзин. Несмотря на неоднозначные отклики на выводы и оценки автора, это первое капитальное историческое произведение пробудило интерес общества к прошлому страны и оказало влияние на формирование общественного сознания.

Большие успехи были достигнуты в развитии мореплавания. Русские исследователи совершили крупнейшие географические открытия, хотя русские корабли впервые вышли в мировой океан.

В 1803 г. началось первое в истории российского мореходства кругосветное путешествие, возглавили которое И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. Руководимые ими корабли «Надежда» и «Нева» три года находились в плавании. За это время на карту были нанесены новые проливы, бухты, мысы, уточнены координаты многих островов. Много интересных данных было собрано о территориях, через которые проплывали участники экспедиции. Тем самым было положено начало развитию новой науки в России — этнографии.

В 1819—1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили еще одно кругосветное путешествие, в ходе которого был открыт новый материк — Антарктида.

Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской культуры.

В литературе происходит быстрая смена направлений, идет становление современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную речь предшествующего столетия.

На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма к сентиментализму (ярким его представителем был писатель и историк Н. М. Карамзин). Вскоре на смену сентиментализму пришел романтизм. Представители романтизма — В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Н. Загоскин и др. — стремились противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Дань романтизму отдал и молодой Пушкин. Он стал также родоначальником в русской литературе реализма, который утвердился в ней несколько позднее. В произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева правдиво отражена окружающая действительность, уделено внимание простому человеку, содержатся глубокие раздумья о судьбах страны и ее народа.

В общественно-культурной жизни России все более заметную роль начинает играть театр. Наиболее известными государственными театрами были: Александринский в Петербурге, Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический) в Москве. Драматический театр переживал такую же быструю смену идейно-художественных направлений, как и литература: на рубеже XVIII—XIX вв. на театральной сцене господствовал классицизм, в 1820—1830-х гг. на смену ему приходит романтизм, а с 1840-х гг. развивается реалистическое направление.

Крупнейшими представителями русского театрального искусства, заложившими основы русской театральной школы, были актеры П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

В музыке появляется особый жанр — русский романс, сочетавший народные мотивы с эмоциональной проникновенностью, психологизмом. В этом жанре создавали свои произведения композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Р. Гурилев и др.

Представителем романтического направления в музыкальном искусстве был А. Н. Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила».

Особое место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит М. И. Глинке — автору романсов, этюдов, хоров, опер. М. И. Глинка стал родоначальником основных жанров отечественной классической музыки. Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила простого костромского крестьянина-патриота, а вместе с ним силу и стойкость всего русского народа.

Как и Глинка, представителем реализма в музыке был композитор А. С. Даргомыжский. Его оперы «Русалка», «Каменный гость» при всем своем академизме были насыщены народными песенными мелодиями.

В живописи этого периода присутствуют различные художественные направления. Классицизм представлен творчеством К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница» и др.), а также картинами А. А. Иванова («Явление Христа народу» и др.). На своих полотнах художники сумели передать настроение и переживания героев, придать индивидуальность каждому образу.

Одним из ярких представителей романтизма был живописец О. А. Кипренский — автор замечательных по своей выразительности портретов (в том числе А. С. Пушкина).

Реалистичная манера присуща творчеству В. А. Тропинина, стремившегося запечатлеть на своих картинах человека в окружающей его обстановке, за любимым занятием («Кружевница», «Золотошвейка» и др.).

Основоположником критического реализма в русской живописи стал П. А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор»).

В бытовом жанре, который вошел в русскую живопись в первой половине XIX в., написаны картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Захарка», «На жатве. Лето» и др. На своих полотнах художник в поэтической форме изобразил повседневный быт и труд крестьян.

На рубеже XVIII—XIX вв. происходит подъем русской скульптуры. В 1818 г. был сооружен первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому, — установленный на Красной площади (автор памятника — И. П. Мартос).

В Петербурге были воздвигнуты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (работы скульптора Б. И. Орловского).

П. К. Клодту принадлежит скульптурная группа «Укротители коней» (на Аничковом мосту в Петербурге) и конная статуя Николая I. Главным направлением в архитектуре и градостроительстве было создание грандиозных ансамблей и их упорядочение. Наряду с ансамблевой застройкой велось сооружение специальных зданий государственного и общественного значения: музеев, библиотек, театров, больниц.

В архитектуре продолжал господствовать классицизм. Своеобразным развитием и завершением его стал ампир с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором и т.д.

Крупнейшими представителями русского ампира были А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), классицизма — А. Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (здание Сената и Синода, Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловский дворец, Русский музей, ансамбль Александрийского театра в Петербурге). По проекту французского архитектора О. Монферрана в Петербурге был построен Исаакиевский собор — самое грандиозное архитектурное сооружение в России в первой половине XIX в. По его же проекту была воздвигнута 40-метровая колонна на Дворцовой площади в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. Венчает колонну скульптура ангела с лицом императора Александра I (скульптор Б. И. Орловский).

В этот же период в Петербурге сформировались Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мировой архитектуры.

Успешно восстанавливалась и отстраивалась после пожара 1812 г. Москва. Архитектором О. И. Бове была реконструирована Красная площадь, разбит Александровский сад, возведены Манеж и Триумфальные ворота, оформлен ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров.

В стиле ампир творил также архитектор Д. И. Жилярди (здание Московского университета, здание Опекунского совета).

В 1830-е гг. на смену классицизму приходит «русско-византийский» стиль. В этом стиле архитектором К. А. Тоном в Москве были созданы Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, а также Храм Христа Спасителя.

Преображались и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам.

В целом, в первой половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъем, возрастало ее влияние на жизнь всех слоев общества. Многие достижения наших соотечественников стали неотъемлемой частью мировой культуры.







Для любых предложений по сайту: [email protected]