Идейные течения, политические партии и общественное движение в 1860-1890 гг. Консерваторы, либералы. Эволюция народничества.Начало рабочего движения. Российская социал-демократия - Россия в 1860-1890-е гг. - Россия в ХІХ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

Идейные течения, политические партии и общественное движение в 1860-1890 гг. Консерваторы, либералы. Эволюция народничества.Начало рабочего движения. Российская социал-демократия - Россия в 1860-1890-е гг. - Россия в ХІХ в.

3.2.4. Идейные течения, политические партии и общественное

движение в 1860-1890 гг.

Консерваторы, либералы. Эволюция народничества.

Начало рабочего движения. Российская социал-демократия


В России после отмены крепостного права важнейшей нерешенной проблемой являлось преобразование государственного строя.

Развитие капитализма в стране прибавило к прежним социальным противоречиям новые. Половинчатость либеральных реформ создала основу для дальнейшего подъема общественного движения.

В условиях политической инертности народных масс споры о судьбах России велись во всех образованных слоях российского общества. Польское восстание 1863 г., ставшее кульминацией в обострении ситуации в стране, привело к окончательному оформлению трех основных направлений, трех политических группировок в общественном движении: консерваторов, либералов и радикалов. В центре дискуссий были вопросы о судьбе страны, о перспективах капиталистического развития, взаимоотношениях власти и общества, интеллигенции и народа, власти и интеллигенции. (Применительно к пореформенному периоду под словом «интеллигенция» будем понимать не только слой людей, занимающихся интеллектуальным трудом, но и разночинцев — выходцев из различных слоев общества: мещанства, купечества, духовенства, дворянства, крестьянства и т.д. Для представителей этого слоя общества было характерно постоянное критическое отношение к себе, окружающей действительности; нравственные поиски смысла существования. Интеллигенция в пореформенной России — это был не только общественный слой, но и мироощущение.)

Социальную основу консервативного направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Следует отметить, что сохранение царистских иллюзий, отсутствие политической активности широких народных масс создавали условия для развития консервативной идеологии.

Во второй половине XIX в. консерваторы продолжали придерживаться теории «официальной народности»: в единстве православия, самодержавия и народности приверженцы консервативного направления видели своеобразие исторического пути России. Исходя из этого консерваторы выступали за сохранение самодержавных основ, свертывание реформ, укрепление позиций дворянства и формирование общественного мнения в духе безусловного подчинения власти. Консерваторы, однако, не стремились вернуться к дореформенным порядкам. Они выступали за ограниченно-консервативный вариант реформ с возвращением некоторых утраченных в период реформ 60—70 гг. XIX в. сословно-феодальных элементов. Лидером консервативных кругов стал граф П. А. Шувалов, назначенный в 1866 г. шефом жандармов и главным начальником III отделения.

Идеологами консервативного курса были Д. А. Толстой, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Константин Петрович Победоносцев — обер-прокурор Синода, воспитатель Александра III. Дмитрий Андреевич Толстой — выпускник царского лицея, в 60-х гг. занимал пост обер-прокурора Синода, с 1866 до 1880 г. являлся министром народного просвещения. В 1882 г. занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов. Михаил Никифорович Катков — публицист, издатель, общественный деятель. В 40-х гг. преподавал психологию и философию в Московском университете. С 1862 г. был редактором-издателем газеты «Московские ведомости».

Консерватизм стал ведущим направлением внутренней политики. Консерваторы не только идейно, но и практическими мерами укрепляли самодержавные основы. В начале 1880-х гг. в Петербурге ими была основана организация «Священная дружина» с разветвленной сетью шпионов и провокаторов. В Москве была организована Добровольная народная охрана. Однако Александр III от этих «услуг» отказался, считая, что подобная общественная охрана самодержавия свидетельствует больше о слабости власти, чем о ее силе, и распустил эти организации. Несмотря на это, влияние консерваторов на правительственную политику и общественно-политическую жизнь страны сохранялось и, безусловно, превосходило влияние либералов.

Либерализм как общественно-политическое течение возник в среде интеллигенции. Либералы были противниками революций и поддерживали эволюционный путь развития. В первой половине XIX в. либералы не противостояли самодержавию и считали, что уничтожить крепостное право могла только неограниченная власть царя, подавляющая сопротивление крепостников. Либеральное движение не было однородным: идеи и разногласия западников и славянофилов получили дальнейшее развитие во второй половине XIX в. Преодолеть разобщенность своих рядов, выработать общую программу и тактику либералам не удалось. В пореформенный период либералы были готовы сотрудничать с самодержавием и идти с ним на компромиссы. Идеалом для них была конституционная монархия. Требования, выдвигаемые либералами, сводились к продолжению реформ, созданию общероссийского выборного органа (Земского Собора), расширению прав земств, развитию предпринимательства, снижению размеров выкупных платежей, созданию условий для формирования правового государства.

Идеологами либерального направления во второй половине XIX в. были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Д. И. Шаховской, Н. А. Хомяков, Д. Н. Шипов.

В конце XIX в. по численности и активности либеральный лагерь не уступал консервативному. Организационной опорой либералов были земства, научные общества и ряд печатных изданий.

Печатным органом западнического либерализма был журнал «Вестник Европы», с которым сотрудничали историки С. М. Соловьев, В. И. Герье, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др. Журнал «Русская беседа» объединял вокруг себя представителей славянского либерализма.

Помимо публикаций в печатных изданиях, либералы составляли и подавали на имя императора и «всеподданнейшие адреса» — ходатайства с предложениями программ, с требованиями расширения прав земств, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод.

В конце 1870-х гг. наметилось сотрудничество либералов с властью. Министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов выступил тогда с идеей сотрудничества с либеральными кругами общества, надеясь видеть их не в оппозиции, а среди союзников по борьбе с революционным движением. В январе 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II проект преобразований, который сохраняя принцип неограниченной самодержавной власти, предполагал привлечь для завершения реформ и разработки законопроектов общественные силы — представителей земского и городского самоуправления.

Однако со смертью Александра II и выходом в отставку Лорис-Меликова шанс для сотрудничества либералов и власти был утерян.

Радикальное направление общественного движения объективно выражало интересы крестьян и рабочих, однако широкой социальной основы не имело. Характерной чертой этого направления была активная антиправительственная деятельность.

В 1860-е гг. радикальные взгляды аккумулировались вокруг редакции «Колокола» в Лондоне и вокруг редакции «Современника» в России. И А. И. Герцен, и Н. Г. Чернышевский критиковали условия освобождения крестьян, провозглашали, что «народ царем обманут», и пропагандировали идеи коренного переустройства общества путем «общинного социализма». В отличие от Герцена, Н. Г. Чернышевский был сторонником активного использования Россией европейского опыта. Идеи Чернышевского стали основой возникновения тайных организаций, в том числе «Земля и воля» (1861—1864 гг.), в которую входили студенты, чиновники, офицеры. В условиях спада крестьянского движения, поражения польского восстания 1863—1864 гг. и усиления борьбы правительства с радикалами организации были разгромлены или самораспустились. Возникшие в конце 1860-х гг. тайные кружки перешли к террористической тактике.

В 1863—1866 гг. в Петербурге и Москве действовал кружок под руководством Н. А. Ишутина и И. А. Худякова. В 1866 г. член созданной ишутинцами группы «Ад», считавший цареубийство первотолчком к революции, Д. Каракозов совершил покушение на Александра II. Это повлекло за собой правительственную расправу с членами кружка, а одновременно и некоторое отступление власти от политики реформ (в частности, был усилен контроль за учебными заведениями, закрыты журналы «Современник» и «Русское слово»).

В 1869 г. в Москве С. Г. Нечаевым была основана организация «Народная расправа». В нее входили в основном студенты Петровской сельскохозяйственной академии. Главными принципами построения организации были жесткий централизм и безоговорочное подчинение.

За отказ слепо подчиняться диктаторским устремлениям руководителя был убит студент И. И. Иванов. Полиция разгромила организацию. Сам же Нечаев бежал за границу, но вскоре был выдан швейцарскими властями как уголовный преступник.

С. Г. Нечаев стал автором «Катехизиса революционера», который отличался ультрареволюционным содержанием. Отделяя революционеров от всего мира, а нередко и противопоставляя ему, Нечаев настаивал на уничтожении «особенно вредных» лиц, беспрекословном подчинении низов вышестоящим революционерам, оправдании любого аморального поступка, если он служит интересам революции.

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (Н. В. Чайковский, М. А. Натансон и др.), которые, в отличие от Нечаева, строили свою организацию на основе моральных принципов.

В 1870-х гг. окончательно оформляется народническая идеология. Она распространяется в среде радикальной интеллигенции, представители которой выступали с позиций «крестьянского социализма» за свержение самодержавия. Народники считали, что капитализм не имеет социальных корней в стране и Россия может его миновать. В крестьянстве они видели реальную политическую силу, которой следует придать сознательность и организованность и поднять ее на революцию. В народничестве сложилось три идейных течения: анархическое (бунтарское), пропагандистское, заговорщическое.

Идеологом анархического направления был М. А. Бакунин, который считал, что крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Стихийный народный бунт уничтожит государство и заменит его обществом, основанном на самоуправлении народа.

Идеолог пропагандистского направления П. Л. Лавров полагал, что революцию следует долго и тщательно готовить. Передовая часть интеллигенции должна идти в народ и проводить необходимые разъяснения и пропаганду.

П. Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления — утверждал, что революция должна принять форму переворота, который будет совершен узкой группой профессиональных революционеров. Они произведут захват власти и вовлекут народ в социалистическое переустройство общества.

В 1874 г. представители «чайковцев» выступили инициаторами «хождения» в народ с целью революционной агитации крестьян и пропаганды среди них социализма. Потерпев крах своих намерений и действий, народники перешли к созданию тайных организаций.

В 1876 г. была образована «Земля и воля». Ее отличали четкая организация, строгая конспирация, пропаганда. Целями ее были свержение самодержавия путем революции; передача всей земли крестьянам на правах общинного пользования; провозглашение демократических свобод. Разногласия по тактическим вопросам привели в 1879 г. к расколу «Земли и воли» на две самостоятельные организации.

Члены «Черного передела» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) стояли на пропагандистских позициях. Участники «Народной воли» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская,

A. Д. Михайлов, С. Н. Халтурин и др.) встали на путь террора. Ими было организовано семь покушений на Александра II. В результате последнего — 1 марта 1881 г. — царь был убит. Желаемых результатов цареубийство не принесло. Революции не случилось. Народ жалел погибшего царя- «освободителя», а новый император настоял на казни террористов — народовольцев и отступил от углубления реформ.

В 1880—1890-е гг. возросло влияние либерального народничества. В отличие от революционных народников либеральные народники отвергали насильственные методы борьбы. Либеральные народники были сторонниками проведения реформ для улучшения жизни народа (уничтожение пережитков крепостничества в деревне, ликвидация помещичьего землевладения и т.д.). Они вели культурно-просветительскую работу среди населения, используя общественные организации и печатные издания. Идеологами либерального народничества были Н. К. Михайловский, B. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон.

Бурный экономический рост России в пореформенный период способствовал формированию нового многочисленного класса — пролетариата. Подвергаясь эксплуатации (тяжелые условия труда и недостаточная оплата), наемные рабочие вступили в борьбу за свои права. Еще в 1870-е годы возникли первые рабочие организации: в 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих» во главе с Е. Заславским, а в 1878 г. — «Северный союз русских рабочих» во главе с В. Обнорским и С. Халтуриным. Эти союзы находились под влиянием народнических идей. Они заявляли о готовности завоевания для пролетариата политических прав. Средством достижения этой цели союзы выбрали насильственное ниспровержение существующего строя. Первые рабочие организации просуществовали недолго. Наиболее активные их члены были арестованы, и деятельность союзов пресечена полицией.

Одновременно с созданием организаций рабочие вели борьбу за улучшение своего экономического положения. В ряде городов (Петербурге, Москве и др.) были организованы стачки, в ходе которых выдвигались экономические требования: повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, отмены штрафов. В стачках участвовали рабочие разных отраслей промышленности. Наиболее крупным выступлением рабочих стала «Морозовская стачка» (1885 г.). В ходе этой забастовки рабочих на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве было впервые выдвинуто требование государственного вмешательства в отношения работников и владельца предприятия. Руководил стачкой рабочий Петр Моисеенко.

Усиление стачечной борьбы и ее массовость заставили правительство обратить внимание на рабочий вопрос. В 1882—1886 гг. последовал ряд законов, в соответствии с которыми был определен порядок найма и увольнения, упорядочены штрафы, введены обязательные расчетные книжки, запрещена работа малолетних и т.д. Были учреждены фабричные инспекции, в обязанность которых входил надзор за исполнением фабричного законодательства.

В конце 1870-х — начале 1880-х гг. среди народников начинает распространяться марксистская теория. Созданное в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом философское, экономическое и политическое учение пользовалось популярностью в Европе.

Выстраивая развитие общества как процесс смены определенных стадий (общественно-экономических формаций) в результате экономических изменений и под воздействием классовой борьбы, Маркс счел капитализм последней эксплуататорской формацией на пути к коммунизму. Силой, которая осуществит социалистическую революцию, станет пролетариат. Возникнув и созрев в недрах капитализма, он станет «могильщиком» буржуазии и, установив свою власть, осуществит переход к самому справедливому в истории человечества обществу. Главный труд Маркса «Капитал» обосновывал эту теорию. Первым российским революционером, воспринявшим марксову идею пролетарской революции, стал Г. В. Плеханов. В 1883 г. Плеханов и другие бывшие народники, перешедшие на позиции марксизма — В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов создали в Женеве первую в истории России социал-демократическую группу «Освобождение труда». Расставшись с народническими представлениями о возможности России избежать капитализма и о крестьянстве как революционной силе, Плеханов и его единомышленники признали факт развития в России капитализма, историческую миссию пролетариата и общность судеб России и Запада.

Своими задачами они считали борьбу с самодержавием, организацию пролетариата и пропаганду социализма среди рабочих. Переведенные группой на русский язык марксистские работы расходились по всей России. В стране возникли первые марксистские кружки (Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.).

Члены этих кружков изучали произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, пропагандировали их идеи, организовывали демонстрации, издавали газеты. В кружке Н. Е. Федосеева началась революционная деятельность В. И. Ульянова (Ленина).

В 1895 г. разрозненные марксистские кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который возник в Петербурге. Руководили его деятельностью В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. «Союз борьбы» явился прообразом Российской социал-демократической рабочей партии. I съезд РСДРП нелегально состоялся в 1898 г. в Минске. На нем не была принята ни партийная программа, ни устав, т. е. организационно партия не была оформлена. Оформление партии произойдет уже в начале XX в. (в 1903 г. на II съезде РСДРП).

Марксистское учение распространялось не только в рабочей среде. Оно нашло приверженцев среди ученых, публицистов, философов, среди которых были Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков и др. Все они были сторонниками эволюционного пути, считая, что новое общество может быть построено по мере экономического развития страны и ее демократизации. Под их влиянием часть российских социал-демократов перешла на позиции «экономизма», предлагая отказаться от политической борьбы и ограничиться лишь экономическими требованиями.






Для любых предложений по сайту: [email protected]