Народы Российской империи во второй половине XIX в.Национальная политика самодержавия - Россия в 1860-1890-е гг. - Россия в ХІХ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

Народы Российской империи во второй половине XIX в.Национальная политика самодержавия - Россия в 1860-1890-е гг. - Россия в ХІХ в.

3.2.6. Народы Российской империи во второй половине XIX в.

Национальная политика самодержавия


Российская империя была многонациональным государством. В конце 1850-х гг. оживилось национально-освободительное движение в Польше. Приступая к подготовке и проведению либеральных реформ, Александр II не мог игнорировать необходимость решения национальных проблем. В Польше был смягчен полицейский режим. Учрежденный в 1861 г. государственный совет для Царства Польского состоял из поляков. Наместником в Польше стал великий князь Константин Николаевич — сторонник либеральных преобразований. Однако большинство поляков стремились освободиться от русской зависимости и создать в прежних границах независимое польское государство. Сотрудничать с российским правительством они отказывались. Основные политические силы были разделены современниками на два типа — «красных» и «белых».

«Белые» выражали интересы польской аристократии (помещики, крупная буржуазия), рассчитывали добиться восстановления автономии Королевства Польского на основе конституции 1815 г.

«Красные» опирались на революционно настроенную городскую молодежь (часть буржуазии и шляхетских кругов). Они стремились к восстановлению независимости Польши путем восстания. «Красные» связывали эту задачу с борьбой за интересы крестьянства. В отличие от «белых», которые были против постановки крестьянского вопроса, «красные» предлагали отменить барщину и оброк и наделить крестьян землей без выкупа.

В начале 1860-х гг. «красные» создали повстанческую организацию, руководство которой было доверено Ярославу Домбровскому. Члены организации смогли установить контакты с русским революционным движением, намереваясь вместе и одновременно с обществом «Земля и воля» поднять восстание.

Поводом к восстанию в Польше стало проведение в ее городах рекрутского набора. Поставленный во главе польской администрации маркиз А. Велепольский, известный либерал, решил таким образом призвать на военную службу заподозренных в революционной деятельности молодых людей.

В ответ на это в январе 1863 г. Центральный национальный комитет «красных» объявил себя временным правительством и издал закон, провозглашавший крестьян собственниками земельных наделов. Государство брало на себя обязательство выплатить помещикам стоимость утраченных земель. Одновременно было организовано нападение на несколько русских гарнизонов. Вскоре восставшие опубликовали Манифест, провозглашавший независимость Польши, а также политическое и национальное равноправие. Через несколько недель к восстанию примкнули также «белые». Весной-осенью 1863 г. шла борьба за руководство восстанием. «Белые» медлили с проведением в жизнь аграрных декретов, не пошли на организацию народного ополчения. К руководству вновь пришли «красные». Между тем повстанческие отряды терпели военное поражение. К маю 1864 г. восстание было подавлено. Большую роль в поражении восстания сыграли действия правительства Александра II, которое узаконило реформы, разработанные повстанцами. Крестьяне становились собственниками наделов, находившихся прежде в их пользовании. Часть безземельных крестьян получала небольшие наделы за выкуп. После подавления восстания правительство повело наступление на остатки автономии Польши. На ее территорию было распространено общероссийское управление. На административные, педагогические, церковные должности назначались русские кадры. Польских дворян лишили права избирать предводителей дворянства — их теперь назначали в Петербурге. Название царство Польское было заменено другим — Привислинский край.

Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Александра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последующих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведениях вводилось обучение на финском языке.

В 1860—1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые батальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора.

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные национальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс.

Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признавало их языка и культуры.

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации — громады — были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на украинском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Александра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел запретил печатать учебно-популярную литературу, ставить спектакли и проводить концерты на украинском языке.

В 1850—1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке.

Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции — «Гомон». Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переведены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Более гибкую национальную политику правительство Александра II было вынуждено проводить в Поволжье. Политика насильственной христианизации народов Поволжья не принесла ожидаемых результатов. Часть новокрещеных возвратилась к традиционным религиозным верованиям.

В 1860—1870-х гг. XIX в. у народов Поволжья формировалась национальная интеллигенция. Большой вклад в развитие культуры татарского народа внес педагог и писатель Каюм Насыри. Им были составлены научная грамматика татарского языка, учебники по математике, географии, истории, открыта в Казани первая русско-татарская школа. Каюм Насыри заложил основу современного татарского литературного языка.

Просветитель И. Я. Яковлев стал создателем современной чувашской письменности и литературы, основал Симбирскую чувашскую учительскую школу.

Русская культура оказала влияние на формирование национальных культур. В частности, в это дело внесло свой вклад возникшее при Казанском университете русское физико-математическое общество. Сам университет, в котором преподавали такие известные русские ученые, как А. М. Бутлеров, В. М. Бехтерев и др., и среди выпускников которого значатся писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, И. И. Лажечников, также оказал благотворное влияние на развитие татарской культуры.

В то же время правительство Александра II окончательно уничтожило административно-политическую самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжье.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как следствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представителей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейское представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государственные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводились ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Более гибкой стала политика царизма на Кавказе. Здесь оказывалась поддержка высшему и среднему духовенству. Из выборных представителей горских народов состоял особый суд, который был введен для решения дел «в духе народных воззрений».

Военный министр Д. А. Милютин настаивал на том, чтобы не затрагивать религию и обычаи горцев, их образ жизни, стараться согласовывать политику России с интересами самих горцев. В свете этих представлений была решена судьба лидера горцев Северного Кавказа, а теперь пленника, Шамиля. Его доставили в Петербург с большими почестями, ему и его семье было назначено денежное содержание за счет казны. Шамиль со своими родными был поселен в Калуге. Подобное отношение правительства к Шамилю должно было укрепить доверие горских народов к царю и снять их враждебность.

Сочетая в своей национальной политике жесткое давление и либеральные методы, царизм добивался сохранения единства многонационального Российского государства.

Эта задача оставалась одной из главных и во внутренней политике Александра III. Ближайший советник императора, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, отводя православию решающую роль в деле укрепления самодержавия, стремился распространить его среди нерусских народов империи.

К тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию, применялись строгие меры. Буддисты — калмыки и буряты — подвергались преследованиям. Им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения.

Была также определена национальная политика царизма в Прибалтике, Финляндии и Польше.

Со второй половины 1880-х гг. было введено обязательное преподавание учебных дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Во всех учреждениях Прибалтики делопроизводство было переведено на русский язык. Даже городу Дерпту в начале 1890-х гг. было возвращено старое русское название.

Аналогичная политика проводилась в Польше. Там для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям. Из государственной школы исчезли польский и литовский языки.

В Финляндии на русский язык была переведена переписка высших чиновников. По указу Александра III все местные финские законопроекты должны были передаваться на рассмотрение соответствующим министерствам в Петербурге.

Если национальная политика Александра III была ужесточена в Прибалтике, Польше и Финляндии (где проводилась русификация), а также ущемляла права евреев, то в отношении народов Средней Азии продолжал проводиться довольно гибкий курс.

К верованиям и традициям мусульманских народов правительство и местная русская администрация относились терпимо. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправления. Российские власти смогли расположить к себе как богатую верхушку, так и трудящееся население Средней Азии. Представителей знати, сотрудничавших с местной российской администрацией, поощряли денежным вознаграждением. Для трудящихся, готовых к сотрудничеству, снижались налоги, женщинам и детям оказывалась медицинская помощь.

В 1886 г. мусульмане были уравнены в правах с русским населением.

Одновременно происходили изменения в настроениях мусульманских народов. С одной стороны, приходило осознание своей языковой и религиозной обособленности; с другой стороны, рос интерес к русской культуре и языку, чему в немалой степени способствовали увеличение и укрепление торгово-промышленных связей и несение воинской повинности. В ряде мусульманских школ преподавались родной и русский языки, география, история, естественные науки и др. Часть мусульман неразрывно связывали с Россией свое развитие и национальное возрождение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]