СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. - СССР в 1945-1991 гг. - Россия в ХХ – начале ХХІ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. - СССР в 1945-1991 гг. - Россия в ХХ – начале ХХІ в.

Со смертью Сталина в Кремле начался новый этап борьбы за власть. 5 марта 1953 г., еще при живом диктаторе, его ближайшие соратники на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета лишили Сталина власти и распределили между собой руководящие посты. В соответствии с планами Берии и Маленкова Н. С. Хрущеву было предложено «сосредоточиться на работе в ЦК КПСС».

Перестановки в высшем партийном руководстве имели целью отсечь от власти сталинских выдвиженцев, попавших туда на XIX съезде партии, а заодно избежать возможного кризиса взаимоотношений с народом и сохранить существующие властные структуры. Весной 1953 г. никто из ближайшего окружения Сталина не мог реально претендовать на всю полноту власти. Поэтому к середине марта было создано так называемое коллективное руководство. Уже на совещании 4—5 марта, после принятия решения о преобразовании высших партийных органов ЦК КПСС — Президиума и Бюро Президиума — в один положенный по уставу партии Президиум ЦК КПСС, власть была вынуждена начать давно назревшую либерализацию режима. В процессе либерализации для сталинских наследников главным стал вопрос об отношении к личности Сталина, преодолении «культа личности». Максимальное сосредоточение реальной власти в одних руках позволяло ему совершать быстрые маневры материальными и людскими ресурсами, менять политический и экономический курс, бороться с малейшими проявлениями инакомыслия. За тридцать лет власть Сталина в стране стала практически безграничной и неконтролируемой. В последние годы жизни Сталина все государственные вопросы решались им лично в узком кругу «соратников» — Л. Берии, Г. Маленкова, Л. Кагановича.

Между тем все послевоенные годы подспудно шло быстрое нарастание негативных тенденций в разных областях жизни. Экономика страны пребывала в состоянии постоянного перенапряжения. В крайне тяжелом положении находилось сельское хозяйство. Уровень жизни народа оставался крайне низким, в продаже не было элементарных предметов первой необходимости. В развитии промышленности упор делался на военное производство и тяжелую индустрию. Прямые военные расходы в канун смерти Сталина составляли около 1/4 национального бюджета. Советская директивная экономика в силу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости оказалась не способной учитывать новейшие достижения мировой науки и техники.

Первые действия коллективного руководства носили откровенно популистский характер. Чтобы снять напряженность в обществе, а главное, удержать власть в своих руках, новые лидеры уже в день похорон Сталина 9 марта стали говорить о необходимости повышения жизненного уровня трудящихся, защите прав человека, о прощении людей, побывавших в немецком плену, о решительной борьбе с бюрократизмом. В дальнейшем негласно было решено прекратить «политику культа личности». Заданные ранее параметры советской системы серьезно ограничивали также выбор возможных направлений дальнейшего развития страны.

С позиций сегодняшнего дня можно говорить о существовании в СССР на рубеже 1940—1950-х гг. теоретической возможности для выхода из социализма «по китайскому варианту»: народ в основном верил руководителям и готов был выполнить любые установки свыше, а власть прочно держала в своих руках рычаги государственного управления. Но для этого варианта развития не было значимых социальных сил. Война и атомная гонка закрепили в среде партийно-государственного аппарата, которому принадлежала реальная власть в стране, представления о «врожденном» превосходстве социализма над капитализмом, безусловном преимуществе плановой системы над рыночной, приоритете общественных интересов над личными.

Значительный отпечаток на выбор путей дальнейшего развития страны и, соответственно, на характер десталинизации и темпы либерализации советской системы наложила борьба за власть, развернувшаяся в 1953—1955 гг. в высших властных эшелонах.

Претендуя на главенствующую роль в руководстве страной, Л. П. Берия первым выступил с критикой в адрес Сталина. Возглавляя карательное ведомство, он лучше других знал «болевые точки» советской системы. Этот подход по достоинству был оценен и другими претендентами на полноту власти — Маленковым и Хрущевым. Каждый из них ради повышения авторитета в обществе и завоевания поддержки окрепшей партийно-государственной элиты предпринял определенные шаги по развенчанию Сталина. Представители партийной олигархии, уставшие от ожидания возможного ареста, тюрьмы, расстрела, ждали от новой власти гарантий собственной безопасности, расширения участия в принятии решений, особенно на местном уровне.

«Делу Берии» был посвящен состоявшийся в начале июля 1953 г. специальный пленум ЦК КПСС. На нем недавние соратники в соответствии с практикой фальсификаций того времени обвинили Берию во всех смертных грехах: от организации политических процессов конца 1940-х — начала 1950-х гг. до плохого обеспечения картофелем жителей городов, от попыток дискредитации руководящей роли партии до единоличного решения о взрыве водородной бомбы. В декабре 1953 г. Берия вместе с шестью ближайшими сотрудниками, возглавлявшими карательные органы, был расстрелян по приговору Верховного суда. Устранение «Лубянского маршала» сыграло свою роль в дальнейшей судьбе советской системы: с массовым террором было покончено, атмосфера всеобщего страха, многие десятилетия сковывавшая страну, постепенно стала исчезать.

Победителем в борьбе за единоличное лидерство в партии и государстве оказался Н. С. Хрущев. И как политик, и как человек Хрущев был крайне противоречив. До смерти Сталина он выступал с традиционных просталинских позиций, но, встав во главе партии и страны (7 декабря 1953 г. он был избран заместителем председателя Совета Министров СССР), Хрущев постепенно переходил на реформаторские позиции.

Изменения в политической сфере, начавшиеся после смерти Сталина, в первую очередь затронули карательные органы.

В сентябре 1953 г. было ликвидировано Особое совещание при МВД и другие внесудебные органы, а также пересмотрено уголовное законодательство. Строго устанавливалось, что уголовное наказание может быть назначено только по приговору суда. Вслед за этим восстанавливался прокурорский надзор над органами государственной безопасности. Весной 1954 г. вместо Министерства государственной безопасности был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Деятельность КГБ СССР и его органов ограничивалась обеспечением государственной безопасности, пресечением деятельности иностранных разведок, охраной государственной границы, проведением профилактических воспитательных мер. Первые изменения коснулись и ГУЛАГа: в 1953 г. Дальстрой (спецтрест НКВД СССР, использовавший главным образом труд заключенных) был лишен функций политического руководства, а через три года ликвидирован.

К середине 1950-х гг. лагерная экономика как особый хозяйственный организм, основанный на различных видах принудительного труда, прекратила свое существование. Страшная правда сталинского режима, о которой многие в стране лишь догадывались, состояла в том, что в тюрьмах, лагерях и колониях содержалась целая армия заключенных: на 1 января 1953 г. число их превышало 2,6 млн человек.

После того как часть преступлений органов госбезопасности стала известна широкому кругу партийных активистов, в высшие органы власти страны начал поступать целый поток писем с просьбой пересмотреть дела жертв политических репрессий 1930—1940-х гг. За короткий срок были пересмотрены дела ряда генералов, а также руководящих работников, проходивших по «ленинградскому делу». На процессе над теми, кто его непосредственно фабриковал, «ленинградское дело» было охарактеризовано как одно из тягчайших преступлений прежней власти и крупная политическая провокация.

В 1953—1954 гг. были пересмотрены основные политические дела, связанные с послевоенными репрессиями. Из тюрем, ссылок, лагерей стали возвращаться заключенные. Однако сотни тысяч жертв сталинского террора продолжали оставаться за колючей проволокой, требуя справедливого решения своей судьбы. Спецификой лагерных «беспорядков», охвативших Особые лагеря ГУЛАГа в 1953—1954 гг., было то, что впервые в его истории заключенные требовали не улучшения условий содержания, а свободы. Восстания и забастовки имели целью информировать новых хозяев Кремля о том, что происходит в лагерях.

Нараставшее снизу давление вело к тому, что вопросы реабилитации людей, пострадавших от репрессий, преодоления последствий сталинизма становились главным орудием борьбы за власть в Кремле между Г. Маленковым и Н. Хрущевым.

XX съезд КПСС. К весне 1955 г. Н. С. Хрущев смог серьезно укрепить свои позиции в руководстве страны. Устранение Берии привело к заметному осложнению положения Маленкова. Он был снят с поста Председателя Совмина. Новым главой правительства стал министр вооруженных сил СССР Н. А. Булганин, человек малоинициативный и нерешительный.

После обвинения Маленкова в причастности к репрессиям в обществе вновь заговорили о сталинском наследии, о необходимости продолжения реабилитации. 31 декабря 1955 г. на заседании Президиума ЦК состоялась дискуссия о репрессиях 30-х гг., в центре которой оказалась судьба членов ЦК, избранных XVII съездом партии. По итогам обсуждения была создана специальная комиссия, которой поручили изучить все материалы репрессий партийных и советских деятелей в 1930-х — начале 1940-х гг. Обратив особое внимание лишь на преследования партийной олигархии и не касаясь репрессий против «социально-чуждых элементов», комиссия представила многочисленные факты сталинских преступлений. В частности, в республики, города, области «спускались» лимиты на аресты, и эта «разнарядка» утверждалась лично Сталиным.

Ознакомившись с материалами, после долгих колебаний Хрущев принял решение сделать доклад на съезде. Он надеялся, что выступления старых большевиков, возвратившихся к этому времени из лагерей, переломят настроения делегатов съезда. Вероятно, Хрущев в полной мере осознавал рискованность своей акции. Накануне открытия XX съезда делегатам разослали ранее не публиковавшиеся работы Ленина по национальному вопросу и его «Письмо к съезду».

Из-за противодействия некоторых партийных руководителей вопрос о Сталине в Отчетном докладе съезда поставлен не был. В результате компромисса доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании 25 февраля и впервые опубликован лишь в 1989 г. В секретном докладе говорилось о полном игнорировании Сталиным принципов коллективного руководства. Хрущев сказал о личной причастности «вождя народов» к массовым репрессиям, о жестоких пытках заключенных. На Сталина Хрущев возложил ответственность за тяжелое положение сельского хозяйства, за поражения Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, за грубые просчеты и извращения в национальной политике. Причины возникновения массовых репрессий объяснялись исключительно личными качествами Сталина. Осуждая преступления Сталина, Хрущев стремился реабилитировать партию, идеи социализма и коммунизма. По этой причине и не была затронута природа сталинского режима.

Ограничение на XX съезде критики сталинизма лишь «культом личности», сохранение в неприкосновенности основных теоретических догм, на которых строился сталинский социализм, на многие годы закрыло путь к реальному реформированию советской системы.

Консервативно настроенная часть советского руководства, «чтобы не развязать стихию», пыталась ограничить критику сталинизма строго определенными рамками. В партийных организациях после съезда зачитывался уже отредактированный вариант доклада Хрущева, который, тем не менее, вызвал широчайший резонанс в стране. Слухи о разоблачении «культа личности» быстро распространились в народе. Разоблачение Сталина для наиболее преданных сторонников режима означало, что многочисленные жертвы были принесены напрасно, а жизнь потрачена впустую.

Несмотря на половинчатость решений по вопросу о «культе личности Сталина», XX съезд дал мощный импульс демократическим процессам в стране, возникновению политической оппозиции. Кремлевской власти не удалось удержать начавшиеся перемены в обществе в рамках управляемой десталинизации. После XX съезда обнадеживающие перемены стали стихийно охватывать всё новые сферы советского общества — партию, государство, науку, культуру.

Важнейшим свидетельством устойчивости перемен стало массовое освобождение политических заключенных из лагерей. Если за три года с 1953 г. по февраль 1956 г. было реабилитировано 7679 человек, то после XX съезда — с марта 1956 г. по 1957 г. — уже более полумиллиона человек, из них около 200 тыс. местными судами.

XX съезд не завершил борьбу за власть в партийной верхушке. Противники публичной критики Сталина (Маленков, Каганович, Молотов), боясь дальнейшего углубления разоблачений сталинского режима, решили дать бой Н. С. Хрущеву и отстранить его от руководства партией. На совещании, начавшемся 18 июня 1957 г., большинство Президиума ЦК КПСС (7 из 11 членов) подвергло деятельность Хрущева резкой критике и, обвинив его в нарушении принципа коллективности руководства, сместило с поста первого секретаря ЦК КПСС. Многие из предъявленных обвинений формально были справедливыми. Но за ними стояло желание просталинских сил пересмотреть решения XX съезда. Лишь благодаря поддержке маршала Г. К. Жукова и председателя КГБ И. А. Серова был созван Пленум ЦК КПСС. Предав огласке архивные сведения о личной причастности Маленкова, Кагановича, Молотова и Ворошилова к репрессиям (из официального, предназначенного для печати постановлении пленума они были исключены), сторонники Хрущева смогли одержать победу. Пленум осудил «антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича и «примкнувшего к ним Шепилова» и вывел их из состава руководства партии. Важнейшим следствием разгрома политических противников Хрущева стало растущее влияние партийного аппарата в стране.

Озабоченный вопросом дальнейшего укрепления своих позиций, в октябре 1957 г. Хрущев инициировал отставку Г. К. Жукова, ставшего для него опасным, поскольку позиция маршала объективно противостояла всевластию аппарата. Последнюю точку в борьбе за единоличную власть Н. С. Хрущев поставил в начале 1958 г., совместив посты Председателя правительства и Первого секретаря ЦК КПСС.

Начавшиеся после смерти Сталина реформы были вынужденными и неизбежными. Их параметры и основные задачи были фактически определены еще при жизни «отца народов». Реформы не затрагивали основ власти и определялись прежде всего внешним вызовом — необходимостью выдержать экономическое и военное противостояние с Западом.

Реформы в сельском хозяйстве. К началу 1950-х гг. в наиболее сложном положении оказалось сельское хозяйство страны. Город по-прежнему жил за счет деревни, которая оставалась основным источником поступления средств и трудовых ресурсов для промышленности. Лишь после смерти Сталина, в августе 1953 г., по инициативе Маленкова и Хрущева была предпринята первая попытка вывести сельское хозяйство из тяжелого кризиса. На сессии Верховного Совета СССР было предложено увеличить капитальные вложения в деревню, повысить закупочные цены на мясо, молоко, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты. Правительство «списало» все недоимки с личных хозяйств, накопившиеся с военных лет, уменьшило вдвое сельхозналог, снизило нормы обязательных натуральных поставок. Поворот, к экономическим методам руководства был направлен на преодоление неэффективности колхозной системы, но не затрагивал ее сути.

Через полгода после сентябрьского (1953 г.) пленума, ориентировавшего страну на оказание помощи деревне, прошел другой пленум, февральско-мартовский (1954 г.), определивший курс на освоение целинных земель. За 1954—1961 гг. в освоение целины было вложено более 20 % всех госвложений в сельское хозяйство. Частичная реализация мер, намеченных сентябрьским пленумом (авансирование труда колхозников, расширение прав членов артелей, паспортизация сельских районов), обеспечила в 1950-е гг. самый высокий за все время после коллективизации рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. валовая продукция аграрного сектора выросла более чем на треть. Сельское хозяйство СССР впервые стало рентабельным.

Крупнейшим начинанием, реализованным Н. С. Хрущевым в аграрной сфере, стало освоение целины. На работу в целинные степи по комсомольским путевкам ехала молодежь со всей страны, первые целинники проявляли колоссальное мужество и волю: порой им приходилось работать целыми сутками, они спали в палатках, ели прямо в поле. За 1954—1957 гг. было освоено 36 млн га, что позволило увеличить производство зерна в два раза. Освоение целинных и залежных земель сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, однако оно не оправдало надежды на стабильное увеличение урожаев зерновых. Целина, безусловно, помогла на время снять остроту зерновой проблемы, но задержала перевод отечественного сельского хозяйства на интенсивный путь развития.

Власть оказалась непоследовательной в проведении аграрной политики, начатой в сентябре 1953 г. Безграничная вера советских руководителей в возможности «колхозного строя», предубежденность против любой личной собственности не позволили эффективно реформировать сельское хозяйство. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

Хрущев изобретал один чудодейственный рецепт за другим. То он требовал изгнать из севооборотов травы и расширять посевы пшеницы, то после пшеницы на долгое время «царицей полей» была объявлена кукуруза, за что самого Хрущева прозвали в народе «кукурузником». Затем главными и решающими звеньями подъема сельского хозяйства объявлялись ликвидация чистых паров, раздельная уборка хлебов, химические удобрения, поливное земледелие.

С середины 1950-х гг. началось новое укрупнение колхозов. В 1957—1966 гг. ежегодно ликвидировалось примерно 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. На практике это вело к дальнейшему разрушению традиционного крестьянского уклада, превращению колхозника в наемного сельскохозяйственного рабочего. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г. К началу 1960-х гг. в ходе составления планов землеустройства многие тысячи сел и деревень были названы «неперспективными». Сотни тысяч крестьян покинули землю, переехав в города.

В 1957 г. перед советским сельским хозяйством была поставлена задача — в кратчайшие сроки догнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Не опирающаяся на реальные возможности, эта программа также потерпела полный провал. Далеко идущие негативные последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. машинно-тракторных станций (МТС). У пятой части хозяйств вообще не оказалось средств на покупку собственной сельскохозяйственной техники. Большинство хозяйств резко снизили оплату трудодня. Кроме того, резко ухудшилось техническое обслуживание купленной колхозами техники, так как половина наиболее квалифицированных механизаторов, ранее работавших в МТС, покинуло село.

На рубеже 1960-х гг. провал хрущевской аграрной политики становится уже очевидным. Экономические стимулы в деревне вновь перестают действовать. В немалой степени этому способствовала проводимая незаконно ликвидация личного скота сельских жителей, под предлогом, что труд в личном хозяйстве якобы отвлекает от труда в общественном хозяйстве. Главным результатом этой политики стало фактическое завершение раскрестьянивания деревни, снижение темпов роста сельскохозяйственного производства. Чтобы избежать голода, в 1963 г. Хрущев впервые за всю историю страны пошел на массовые закупки зерна за рубежом. Во многих городах было введено закрытое распределение продуктов по карточкам. Реформирование сельского хозяйства окончательно зашло в тупик.

В мае 1957 г. в результате ликвидации отраслевых министерств и создания совнархозов началась реализация одной из самых крупных реформ, которые были осуществлены Н. С. Хрущевым. После XX съезда страна находилась на подъеме. Однако в народном хозяйстве нарастали диспропорции, бесхозяйственность и расточительство; ситуация усугублялась снижением прироста рабочей силы. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось более 300 тыс. предприятий. Управлять ими в новых условиях из столичных министерских кабинетов становилось все труднее. Н. С. Хрущев увидел в ликвидации министерств и в переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство от неэффективного вмешательства в местные дела, ослабить влияние бюрократии.

В соответствии с Законом о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством, общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Взамен было создано свыше 100 Советов народного хозяйства (совнархозов) административных экономических районов (в том числе 76 в РСФСР), которые становились основной организационной формой управления. Реформа позволила упростить всю структуру управления промышленностью и строительством. Однако она не изменила самих принципов управления и планирования в народном хозяйстве, а лишь заменила его отраслевую организацию на территориальную. Как следствие, народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивно, его общая эффективность снижалась, постоянно также снижалась производительность труда. Весьма невелики были успехи и в изменении структуры промышленного производства: несмотря на все усилия по развитию химической промышленности, ее доля в общей структуре промышленности СССР оставалась незначительной. Вскоре стали вполне очевидны принципиальные недостатки новой системы: местничество и стремление регионов использовать ресурсы для собственных целей. Самое же главное — это были локальные, эволюционные изменения, не предполагавшие революционной ломки всей организационной структуры управления народным хозяйством страны.

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958—1964 гг., стала реформа системы народного образования. Она была призвана снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением подрастающего поколения к высшему образованию и острой потребностью советской экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 1950-х гг. советские вузы могли принять менее трети из 1,5 млн выпускников средней школы.

В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (принятом в 1958 г.), средняя школа приобретала «политехнический профиль». Продолжительность обучения в средней школе была увеличена с 10 до 11 лет. После получения всеобщего восьмилетнего образования в старших классах акцент делался на производственном обучении для получения какой-либо рабочей профессии. Однако материальная база школы оказалась не подготовлена к реализации задач производственного обучения, в абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. К 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не может являться основным источником пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами.

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Оборотной стороной успехов в послевоенном восстановлении и создании ракетно-ядерного щита был низкий уровень жизни, неразвитые потребности и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

Чтобы поддерживать миф об успехах социалистического строительства, в Москву, Ленинград и некоторые другие крупные центры страны свозились продукты со всей страны. С этой же целью в течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Между тем социальные проблемы продолжали усугубляться, а в результате снижения цен многие товары быстро исчезли с прилавков магазинов, более всего товарный голод ощущался в провинции. Массовое снижение цен без учета спроса населения усиливало социальное неравенство. На рубеже 1950-х гг. особую остроту приобретает жилищная проблема. На одного человека в городах приходилось жилой площади почти на 2 метра меньше, чем полагалось по санитарной норме. Коммунальная квартира, в которой проживало несколько семей, становится основным типом городской квартиры.

Начало перестройки социальной политики было положено уже весной 1953 г. Низкий уровень жизни большинства советских граждан, включая невысокий уровень потребления непродовольственных товаров, низкое качество жилья и благоустройства населенных мест вынудил власть принять ряд неотложных мер по обеспечению населения продовольственными и промышленными товарами.

К середине 1950-х гг. необходимость доказывать преимущества социализма в мирном соревновании с капитализмом заставила Хрущева всерьез заняться повышением народного благосостояния, обратить более пристальное внимание на социальные вопросы. Сразу после XX съезда были отменены введенные в 1940 г. суровые наказания за опоздания на работу и прогулы, а также запреты на перемену места работы. В 1956 г. рабочая неделя была сокращена на два часа: с 48 до 46 ч, в последующие годы ее продолжительность сократилась в среднем до 40 часов.

Основной упор в социальной политике Хрущев сделал на усиление денежного вознаграждения за труд через заработную плату, премии и пенсионное обеспечение. Уже в марте 1956 г. колхозам было разрешено 50 % заработанных средств расходовать на авансирование труда колхозников. С января 1957 г. примерно на треть был повышен минимум заработной платы для рабочих и служащих. Впервые за годы советской власти государство пыталось материально стимулировать труд. Однако «примазин» (принцип материальной заинтересованности) слишком очевидно противоречил сути планово-распределительной системы, и дальше отдельных экспериментов дело не пошло.

Летом 1956 г. было серьезно изменено пенсионное законодательство. Средний размер государственной пенсии был повышен по отдельным категориям населения в два раза. Мужчины теперь могли получать пенсию (при наличии трудового стажа) с 60 лет, а женщины — с 55. Новая пенсионная система сокращала существенный разрыв в размерах пенсионного обеспечения различных категорий населения и в то же время сохраняла необходимую дифференциацию в зависимости от квалификации труда и заработка каждого выходящего на пенсию. Вопрос о пенсионном обеспечении колхозников был решен лишь осенью 1964 г. В рамках новой социальной политики были снижены налоги на низкооплачиваемые категории работников, повышены пособия многодетным семьям. Росту реальных доходов населения способствовала отмена в 1956 г. всех видов оплаты за школьное и высшее образование, а затем отмена обязательной подписки на государственные займы.

В середине 1950-х гг. в стране начинается настоящая «жилищная» революция. Объявив войну «архитектурным излишествам», Хрущев поставил задачу в 10—12 лет покончить с недостатком жилья. В короткий срок в городах возводились целые микрорайоны новых пятиэтажных домов с небольшими квартирами, рассчитанными на одну семью (впоследствии получивших название «хрущевок»). Впервые в жизни многие тысячи семей получили возможность жить в отдельных квартирах, покинув бараки, подвалы и коммуналки. С 1956 по 1960 годы в новые квартиры переселилось почти 54 млн человек.

Социальная политика, как и все начинания Н. С. Хрущева, носила непоследовательный и половинчатый характер. Ради ускоренного рывка в «светлое коммунистическое будущее» упор в социальной политике, проводимой Хрущевым, делался на развитие системы общественных фондов потребления, слабо связывающих человека с результатами его труда, а также на строительство бесплатного государственного жилья, получение которого также не было прямо связано с итогами труда.

Такой подход к решению социальных проблем подрывал все прежние установки власти, направленные на стимулирование экономической заинтересованности работников.

Шаги, предпринятые Н. С. Хрущевым по разоблачению сталинских преступлений, породили в стране определенные надежды на возможность нового нэпа с элементами экономического и внутрипартийного плюрализма. Но этого не произошло. Несмотря на важные шаги, сделанные Хрущевым по либерализации советского общества, реального прорыва не произошло ни в отношении норм партийной жизни, ни в деятельности государственных и общественных институтов, ни в социальной и экономической политике.

В мае 1957 г. Н. С. Хрущев сформулировал лозунг «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения», который стал движущим мотивом и философией всех последующих преобразований «Великого десятилетия».

Выбрав из всех теоретически возможных вариантов реформ один из наиболее консервативных и тупиковых, скованный идеологическими догмами, не имея четкой стратегии и располагая ограниченными экономическими ресурсами для реформирования, Хрущев был обречен проводить крайне противоречивый внутриполитический курс.

Непоследовательность власти в полной мере проявилась в разработке и реализации новой научно-технической политики. СССР к началу 1950-х гг., несмотря на ряд несомненных достижений, продолжал отставать от Запада в области науки, техники, новейших технологий. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались лишь науки, непосредственно связанные с оборонным комплексом, занятые созданием ракетно-ядерного щита.

Так, вслед за пуском 27 июня 1954 г. под Обнинском первой в мире атомной электростанции началось сооружение еще более мощных атомных станций — Новосибирской, Воронежской и др. В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Со второй половины 1950-х гг. в Советском Союзе строятся атомные подводные лодки, развивается серийное производство вычислительной техники. В области физики атомного ядра советская наука смогла занять одно из ведущих мест в мире. В СССР был создан самый мощный в мире ускоритель заряженных частиц с энергией до 10 млрд электрон-вольт. За большой вклад в изучение теории цепных химических реакций академик Н. Н. Семенов в 1956 г. был награжден Нобелевской премией. В 1950-е — начале 1960-х гг. Нобелевской премии были также удостоены физики П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм за теорию излучения Черенкова-Вавилова; академик Л. Д. Ландау — за создание теории сверхтекучести; Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американцем Ч. Таунсом) — за разработку молекулярных квантовых генераторов.

Весной 1956 г. на полигоне Капустин Яр под Волгоградом был осуществлен успешный пуск первой в мире ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Этот ракетный комплекс сыграл важную роль в создании отечественных ракетных войск стратегического назначения. 17 декабря 1959 г. в СССР создается новый вид Вооруженных сил — Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Триумфом советской науки и техники явилось создание под руководством С. П. Королева и М. В. Келдыша первого в мире искусственного спутника Земли и выведение его на орбиту 4 октября 1957 года. Первый искусственный спутник был запущен на «военные деньги», выделенные Главнокомандующему ракетными войсками маршалу М. И. Неделину на реализацию стратегической ракетно-ядерной программы.

Под проект десантирования войск на территорию противника через космос маршал позволил Королеву переоборудовать его штатную боевую межконтинентальную ракету Р-7 в космический корабль «Восток». Дата 12 апреля 1961 г. открыла новую космическую эру. Те 108 минут, которые провел на орбите первый в мире космонавт Юрий Гагарин, дали ответ на вопрос о возможности жизни и работы человека в космическом пространстве.

Непропорциональная перекачка ресурсов в военный сектор, приоритетное развитие отраслей ВПК придает советской экономике в хрущевское десятилетие все более однобокий характер. В несвязанных с «оборонкой» отраслях положение было много хуже: старело импортированное в годы первых пятилеток промышленное оборудование, крайне медленно осваивались новые типы машин, новые технологии.

С ослаблением политических репрессий в советском обществе происходит заметное раскрепощение умов, зарождаются и начинают проявлять себя элементы инакомыслия, растет неформальная политическая активность отдельных слоев населения, прежде всего творческой и научной интеллигенции.

Идейной подготовкой перемен стал ряд статей, опубликованных в 1953—1955 гг. в журнале «Новый мир»: «Об искренности в литературе» В. Померанцева, «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» Ф. Абрамова, а также повесть И. Оренбурга «Оттепель», давшая наименование всему хрущевскому десятилетию. Благодаря дискуссиям, борьбе мнений, постепенно охватившим литературу, искусство и науку, к середине 1950-х гг. советское общество стало переосмысливать происходящее, а XX съезд КПСС ускорил процесс духовного раскрепощения. Стремление Хрущева в борьбе за лидерство опереться на поддержку широких общественных слоев способствовало дальнейшей либерализации общества. Жесткий контроль, установленный сталинской диктатурой над всеми сторонами общественной жизни, и в первую очередь духовной культурой, безжалостное подавление любого свободомыслия в новых условиях были уже неприемлемы. Практика проработочных кампаний, некомпетентного вмешательства партийных органов в творческий процесс была осуждена.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. В начале 1957 г. несправедливой критике был подвергнут роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». За публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», удостоенного в 1958 г. Нобелевской премии в области литературы, Б. Л. Пастернак подвергся осуждению и травле и был несправедливо исключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. восстановлен посмертно).

Важное значение для углубления духовной «оттепели» имело Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Впервые в советской истории партия публично пыталась исправить свои ошибочные решения 1940-х гг. по вопросам искусства. С середины 1950-х гг. более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов были переданы общественным организациям, часть их — местным органам власти. Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных в сталинское время художников и писателей. Одним из первых был реабилитирован прославленный театральный режиссер В. Мейерхольд (посмертно). Публиковались запрещенные ранее стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, рассказы М. Зощенко.

Началось освоение всего лучшего, что было создано зарубежными и отечественными мастерами культуры. В СССР концертировали лучшие зарубежные симфонические оркестры, певцы мирового класса. Приоткрытие «железного занавеса» позволило советским деятелям культуры бывать за границей. Даже весьма небольшое ослабление партийного диктата принесло положительные плоды. В эти годы Ленинскими премиями были отмечены выдающиеся произведения романы «Русский лес» Л. Леонова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева, «Путь Абая» М. Ауэзова, поэма «За далью — даль» А. Твардовского. Литературный журнал «Новый мир», который вновь возглавил А. Твардовский, стал центром притяжения для советской интеллигенции. На страницах журнала печатались новые произведения отечественных авторов и прогрессивных зарубежных писателей. В период «оттепели» началось творчество многих талантливых писателей и поэтов: Ф. Абрамова, В. Астафьева, Г. Бакланова, В. Аксенова, В. Войновича, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Особым событием в духовной жизни страны стала публикация в 1962 г. повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», открывшей запретную для советской литературы тему сталинских репрессий. Смелыми новаторскими решениями радовали зрителя многие театры драмы России, прежде всего московские «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. В эти годы в отечественном кинематографе появился новый тип героя, близкого и понятного зрителям своей жизненной достоверностью. Триумфальным стал показ в Каннах картины М. К. Калатозова «Летят журавли» (1957 г.). Явлениями кино мирового уровня стали художественные фильмы «Иваново детство» А. Тарковского (1962 г.), «Чистое небо» Г. Чухрая (1961 г.), «Судьба человека» С. Бондарчука (1959 г.), «Девять дней одного года» М. Ромма (1962 г.) и др.

Однако отношение к духовной культуре как к чему-то вторичному, вспомогательному сказалось в стремлении партийного руководства жестко регламентировать творческий процесс, решать за художников, что и как изображать. Н. С. Хрущев, уверовав в свое право судить, какое искусство нужно советскому народу на «пути к коммунизму», подверг в декабре 1962 г. разносу молодых художни- ков-авангардистов, участников открывшейся в московском Манеже выставки «30 лет МОСХа». На трех встречах партийного руководства с творческой интеллигенцией в 1962 и 1963 гг. резким нападкам подверглись художники, режиссеры, писатели, поэты, те, кто в своем творчестве стремился отойти от официальных канонов и догм. Своими грубыми и некомпетентными высказываниями Хрущев лишил реформы поддержки наиболее активной и образованной части советского общества.

С конца 1950-х гг. началось наступление на церковь и права верующих. Пытаясь возродить угасающий энтузиазм, Хрущев всячески поощрял усиление борьбы с «религиозными пережитками». Духовное раскрепощение советских людей в годы «оттепели» не было и не могло быть полным, но оно подготовило почву для грядущей перестройки 80-х г.

Поиски новых подходов к решению международных проблем начались сразу после смерти Сталина. Для не обладавших достаточной властью и авторитетом сталинских наследников задача состояла в том, чтобы смягчить международную обстановку, не делая при этом серьезных уступок. В 1953 году Советский Союз отказался от выдвигаемых Сталиным требований к Турции о введении режима совместной обороны Черноморских проливов. Встреча в Женеве в 1955 г. глав противостоящих блоков была расценена на Западе как начало «оттепели» в «холодной войне». В 1955—1960 гг. наша страна в одностороннем порядке сократила численность своих вооруженных сил почти на 4 млн человек. Советское руководство предприняло также шаги, направленные на частичное изменение характера отношений со странами Восточной Европы. Чтобы облегчить экономическую ситуацию в ГДР, СССР отказался от репараций и сократил расходы восточных немцев на содержание советских войск в Германии. Важным событием стало восстановление летом 1955 г. отношений СССР с Югославией. Тем самым СССР отказался от признания законной лишь только советской модели социализма.

После XX съезда во внешнюю политику СССР был внесен больший элемент реализма. Мирное сосуществование государств с различным общественно-экономическим строем виделось как единственно возможная альтернатива ядерной войне.

Политика Запада в эти годы давала советскому руководству немало поводов сомневаться в искренности усилий по смягчению международной напряженности. В конце октября 1956 г. началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта (вторжение осуществлялось под предлогом защиты жизненных интересов Запада).

Ускорилось формирование военных блоков. В 1954 г. был создан СЕАТО, в 1955 г. под эгидой Великобритании — Багдадский пакт. В этом же году Западная Германия была принята в НАТО. В ответ на это 14 мая 1955 г. в Варшаве СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Румыния и Албания подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, получившем название Варшавского договора (ОВД). Этот договор возлагал на СССР обязанность оказывать помощь своим союзникам любыми средствами, включая применение военной силы, и юридически обосновывал пребывание советских войск в Германии и других странах, где они были размещены после окончания войны.

После XX съезда в странах народной демократии резко возросло внутреннее напряжение, стали быстро набирать силу антитоталитарные процессы. Особенно остро развивались события в Польше и Венгрии. В июне 1956 г. рабочие волнения в Познани (ПНР) были подавлены силой оружия.

В Венгрии раздавались требования возвращения к довоенным порядкам, выхода страны из ОВД и вступления в НАТО. 23 октября 1956 г. в Будапеште начались массовые выступления населения. В Москве расценили эти события как контреволюционный мятеж, угрозу интересам СССР. 4 ноября советские войска вошли в Будапешт и силой оружия подавили народное выступление. После событий в Венгрии идея обеспечения мира «с позиции силы» стала доминирующей в советской внешней политике, а дальнейшая либерализация советского общества была закончена.

По мере затухания «оттепели» во внешней политике страны все более сказывались субъективистские оценки и действия Н. С. Хрущева. Человек настроения, он нередко сам перечеркивал огромные усилия, приложенные ранее. Причиняя Западу множество неудобств своими неожиданными инициативами и импульсивными действиями, Хрущев, в конечном счете, не добился серьезных выгод постоянного характера для СССР. Результатом многочисленных внешнеполитических инициатив советского лидера становилась огромная растрата ресурсов.

Появление у Советского Союза на рубеже 1960-х гг. межконтинентальных баллистических ракет способствовало активизации советской внешней политики. Ареной противоборства двух сверхдержав становится весь мир. Обоюдное стремление двух противоборствующих блоков к расширению сфер влияния дважды в течение одного пятилетия ставило мир на грань ядерной катастрофы.

Первый опасный международный кризис начался в 1958 г. вокруг проблемы Западного Берлина после того, как Запад отклонил требование советского руководства изменить его статус и превратить Западный Берлин в «свободный демилитаризованный» город. Новое обострение кризиса вокруг статуса Западного Берлина произошло в 1961 г. По инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта 13 августа 1961 г. Западный Берлин был обнесен стеной из бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить «голосование ногами» против тоталитарного государства, но поставила мир на грань ядерной войны.

Через несколько месяцев после берлинского разразился карибский ракетный кризис. Весной 1962 г. советское и кубинское руководство принимают авантюрное решение разместить на Кубе советские ракеты средней дальности. Хрущев рассчитывал без больших затрат создать в 160 км от берегов США ядерный кулак и заставить своего главного соперника разговаривать с Советским Союзом на равных. Размещение советских ракет вызвало в США политический взрыв. Противостояние достигло своего пика 27—28 октября 1962 г., когда человечество вновь оказалось на грани термоядерной войны. Однако благоразумие восторжествовало. Был достигнут компромис: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу.

Самый острый кризис «холодной войны» показал обеим сторонам опасность балансирования на грани войны и заставил США и СССР пойти на диалог. В 1963 г. было подписано исключительно важное соглашение, направленное на сдерживание гонки вооружений: США, СССР и Великобритания прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

Параллельно с внешнеполитическими проблемами на рубеже 1960-х гг. советское руководство сталкивается с серьезным социально-политическим кризисом внутри страны. Грубые ошибки власти в реализации социально-экономической политики вызывают массовое недовольство населения.

Ухудшение социально-экономической ситуации в стране превращает глухое брожение умов в реальный политический фактор.

1962 г. становится годом крушения хрущевской «оттепели» и всех надежд, которые она породила в обществе, — Хрущев и его сторонники оказались в порочном круге: обострявшиеся экономические проблемы требовали непопулярных мер — повышения закупочных и розничных цен на продовольствие. Экономически верному решению правительства повысить с июня 1962 г. цены на мясо, молоко сопутствовало ужесточение норм выработки и расценок на целом ряде промышленных предприятий. Эта мера вызвала взрыв возмущения в стране. Народ увидел в повышении цен попытку власти решить свои проблемы за счет масс. Различные проявления недовольства имели место в Ленинграде, Донецке, Выборге, Тбилиси и в ряде других городов страны.

В городе Новочеркасске (Ростовская обл.) повышение цен совпало с очередным снижением расценок, т. е. с фактическим снижением зарплаты на крупнейшем предприятии города электровозостроительном заводе. Абсолютно стихийно на заводе возник митинг рабочих. Требования заводчан были поддержаны многими горожанами. Испугавшись распространения народных волнений по всей стране, спешно приехавшие в «бунтующий» Новочеркасск члены Президиума и секретари ЦК КПСС А. И. Микоян, А. Н. Шелепин и др. приняли решение применить оружие для разгона демонстрантов. В итоге 24 человека были убиты. Официальные власти, опасаясь эффекта «домино», пытались скрыть правду от народа, однако факт выступления рабочих получил огласку и способствовал разрастанию антихрущевских настроений.

Социально-политический кризис начала 1960-х гг. вновь поставил руководство страны перед выбором. Каждый новый неудачный эксперимент в экономике обнажал роковой для социалистической системы хозяйствования вопрос: как заставить людей работать, где найти новые стимулы к труду? Использование Хрущевым мер материального стимулирования по развитию товарного производства, по ослаблению идеологического контроля над духовной сферой общества на первых порах принесли ощутимые положительные результаты, но при этом скоро обернулись ростом дефицита промышленных и продовольственных товаров, падением производительности труда на общественном производстве, ростом «обывательских», «мелкобуржуазных» настроений. С 1961 г. начинается непрерывное падение темпов развития советской экономики.

В 1961 г. по инициативе Хрущева на XXII съезде КПСС была принята Новая Программа КПСС, в которой провозглашалась идея построения коммунизма в СССР к 1980 году. Советским людям предлагалось в течение ближайшего десятилетия (1961 — 1970 гг.) превзойти США по производству продукции на душу населения, а в последующие десять лет — создать такую материально-техническую базу, которая обеспечила бы изобилие материальных и культурных благ для всего населения. Однако начало «развернутого строительства коммунизма» в СССР совпало с очередным исчезновением с прилавков магазинов не только мяса, но и белого хлеба, вермишели и других продуктов. К началу 1960-х гг. Хрущев стал осознавать, что чисто административными методами остановить нарастающие негативные тенденции невозможно.

25 апреля 1962 г. Н. С. Хрущев выступил с предложением о разработке проекта новой Конституции, более демократичной, чем сталинская Конституция 1937 г. Всех начинаний Хрущева хватило бы не на одно десятилетие. Однако партийные и государственные чиновники после прекращения сталинских репрессий хотели спокойной жизни.

14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об его отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на пленуме ЦК КПСС Хрущеву были предъявлены серьезные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, насаждении культа собственной личности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]