История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ
Ответы к тренировочным тестовым заданиям
Раздел 1
Часть 1
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
3 |
А9 |
1 |
А17 |
3 |
А25 |
1 |
А2 |
1 |
А10 |
4 |
А18 |
2 |
А26 |
1 |
А3 |
2 |
А11 |
3 |
А19 |
2 |
А27 |
1 |
А4 |
1 |
А12 |
1 |
А20 |
2 |
А28 |
3 |
А5 |
3 |
А13 |
4 |
А21 |
1 |
А29 |
2 |
А6 |
4 |
А14 |
1 |
А22 |
3 |
А30 |
4 |
А7 |
2 |
А15 |
4 |
А23 |
2 |
А31 |
1 |
А8 |
4 |
А16 |
2 |
А24 |
3 |
А32 |
1 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
АВГБ |
В5 |
1611 |
В9 |
Коломенское |
В2 |
5413 |
В6 |
5423 |
В10 |
123 |
В3 |
Аввакум |
В7 |
мануфактура |
В11 |
ВАГБ |
В4 |
4521 |
В8 |
2351 |
Часть 3
С1. К какому году относятся описанные в тексте события? Под каким названием вошла в историю России эпоха, в которую они происходили?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть указано, что: —события происходили в 1608 г. —поха называется Смутным временем (Смутой) |
|
Приведены 2 элемента ответа |
2 |
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. На основе своих знаний по истории укажите, когда и где погиб подлинный царь Дмитрий Иванович. Когда царем стал Василий Шуйский? При каких обстоятельствах это произошло?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть указано, что: —царевич Дмитрий погиб в 1591 г. в Угличе —Василий Шуйский стал царем в 1606 г. —Василий Шуйский стал царем в результате боярского заговора, убийства Лжедмитрия I, решения неполного по составу Земского собора |
|
Названы 3 элемента ответа |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С3. Где находился лагерь самозванца? Какие города не подчинились «Дмитрию Ивановичу»? Почему представители знати «бегали» в лагерь самозванца?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть указано, что лагерь самозванца: — находился в Тушине «Дмитрию Ивановичу» не подчинились: — Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна Причинами ухода к самозванцу были: — негативное отношение к царю Василию Шуйскому — стремление получить вотчины —стремление получить вознаграждение |
|
Названы 3 элемента ответа |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
C4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? Укажите не менее трех задач. Какие законодательные положения соответствовали этим задачам? Укажите не менее трех положений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Могут быть названы следующие задачи политики просвещенного абсолютизма: —установление четких законов, регламентирующих положение сословий —необходимость соблюдения законов —просвещение народа 2. Могут быть приведены следующие примеры действий императрицы: —созыв Уложенной комиссии —реформа Сената —принятие Жалованной грамоты дворянству —принятие Жалованной грамоты городам —проведение реформы образования, открытие новых учебных и воспитательных учреждений —поощрение книгоиздательства и научной деятельности —создание Вольного экономического общества |
|
Указаны 3 и более задачи и 3 и более положения |
4 |
Указаны 3—4 задачи и 2—3 положения |
3 |
Указаны 1—2 задачи и 1—2 положения |
2 |
Указаны 1 задача и 1 положение |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже изложены две точки зрения на период правления царя Алексея Михайловича.
1. В период правления Алексея Михайловича в политической и социально-экономической жизни России происходили важные изменения, постепенно складывались предпосылки для глубоких преобразований.
2. При Алексее Михайловиче не происходило крупных преобразований, Россия оставалась замкнутой, закрытой страной, отгороженной от влияния Западной Европы, слабо участвующей в мировой экономике.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
Ученик может выбрать одну из названных точке зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: —в России развивалось мануфактурное производство, появлялись предприятия капиталиста-ческого типа —развивались товарно-денежные отношения, началось формирование всероссийского рынка —происходили преобразования в армии, увеличилось число полков нового строя —среди части населения рос интерес к знаниям, образованию, светской культуре —возникшая под Москвой Немецкая слобода способствовала проникновению в Россию элементов западной культуры, жители слободы оказывали влияние на придворные круги При выборе второй точки зрения: —крепостническая система хозяйства сдерживала ростки новых экономических отношений —в политическом строе усиливались самодержавные тенденции, практически прекратили собираться Земские соборы, государственный аппарат был малоэффективным, погрязшим в бюрократизме —царь и подавляющее большинство его окружения придерживались консервативных взглядов, не думали порывать со стариной —в стране не существовало научных учреждений и системы образования —несмотря на усиление светских начал, культура оставалась преимущественно религиозной |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1632 г. Россия вступила в Смоленскую войну. Ее противником была Речь Посполитая. Русское войско во главе с боярином М. Б. Шеиным не сумело выполнить стоявших перед ним задач.
Каковы были причины Смоленской войны? Укажите не менее двух причин. Каковы были результаты войны для государств-участников в целом и для командующего русскими войсками в частности? Укажите не менее трех результатов.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
1. Могут быть указаны следующие причины войны: —стремление России вернуть Смоленские земли —желание Михаила Федоровича добиться от Владислава отказа от притязаний на рус престол —необходимость предупредить возможный новый поход польских войск на Москву 2. Могут быть указаны следующие результаты: —взять Смоленск русским войскам не удалось —поляки сняли осаду со Смоленска и принудили русские войска к капитуляции —захваченные в ходе войны земли были возвращены Речи Посполитой —Владислав заявил об отказе от претензий на русский престол —воевода Шеин был обвинен в измене и казнен |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 и более причины, 3 и более результата |
4 |
Названы 1 причина и 3 результата, ИЛИ названы 2 причины и 2 результата |
3 |
Названы 1 причина и 2 результата, ИЛИ названы 2 причины и 1 результат |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните положение черносошных и крепостных крестьян в XVII в. Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|
C7.1. В качестве общего могут быть названы: —несли повинности, относились к тяглому населению —принадлежали к самому многочисленному социальному слою —занимались преимущественно сельскохозяйственным трудом (земледелием и скотоводством) —были слабо связаны с рынком —находились на нижней ступени социальной лестницы |
||
Приведены 2 и более общие характеристики |
2 |
|
Приведена 1 общая характеристика |
1 |
|
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
С7.2. Различия: |
||
Черносошные крестьяне |
Крепостные крестьяне |
|
— жили на черных (государственных) землях |
— жили на частных (боярских и помещичьих) землях |
|
— были лично свободными |
— были прикреплены к земле |
|
— несли повинности только в пользу государства |
— несли повинности как в пользу государства, так и в пользу своих хозяев |
|
Названы 2 и более различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Раздел 2
Часть 1
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
3 |
А9 |
1 |
А17 |
4 |
А25 |
1 |
А2 |
1 |
А10 |
2 |
А18 |
4 |
А26 |
3 |
А3 |
4 |
А11 |
3 |
А19 |
3 |
А27 |
2 |
А4 |
1 |
А12 |
4 |
А20 |
1 |
А28 |
4 |
А5 |
4 |
А13 |
2 |
А21 |
4 |
А29 |
4 |
А6 |
4 |
А14 |
1 |
А22 |
3 |
А30 |
4 |
А7 |
3 |
А15 |
2 |
А23 |
4 |
А31 |
3 |
А8 |
1 |
А16 |
1 |
А24 |
3 |
А32 |
1 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
БГВА |
В5 |
1708 |
В9 |
Новиков |
В2 |
4135 |
В6 |
2153 |
В10 |
356 |
В3 |
Елизавета |
В7 |
Потемкин |
В11 |
ГАВБ |
В4 |
3241 |
В8 |
5341 |
Часть 3
С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие положения: —в выступлении (стрелецком бунте) участвовали стрельцы и солдаты —причиной было избрание на царство царевича Петра —жертвой выступления стали бояре |
|
Указаны 3 положения |
2 |
Указаны 2 положения |
1 |
Указано 1 положение, ИЛИ все элементы ответа указаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. Кто был участником выступления? В чем была причина волнений? Кто стал жертвой выступлений?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие положения: —в выступлении (стрелецком бунте) участвовали стрельцы и солдаты —причиной было избрание на царство царевича Петра —жертвой выступления стали бояре |
|
Указаны 3 положения |
2 |
Указаны 2 положения |
1 |
Указано 1 положение, ИЛИ все элементы ответа указаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
СЗ. Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие положения: —выступление организовали бояре Милославские —официально стали царствовать Иван и Петр —фактической правительницей стала царевна Софья |
|
Указаны 3 положения |
2 |
Указаны 2 положения |
1 |
Указано 1 положение, ИЛИ все элементы ответа указаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Какие задачи ставила перед органами государственного управления Екатерина II, осуществляя политику просвещенного абсолютизма? Укажите не менее двух задач. Приведите не менее трех примеров действий императрицы, направленных на решение этих задач.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Могут быть названы следующие задачи политики просвещенного абсолютизма: —установление четких законов, регламентирующих положение сословий —необходимость соблюдения законов —просвещение народа 2. Могут быть приведены следующие примеры действий императрицы: —созыв Уложенной комиссии —реформа Сената —принятие Жалованной грамоты дворянству —принятие Жалованной грамоты городам —проведение реформы образования, открытие новых учебных и воспитательных учреждений —поощрение книгоиздательства и научной деятельности —создание Вольного экономического общества |
|
Указаны 2 и более задачи, и приведены 3 и более примера |
4 |
Указаны 1 — 2 задачи, и приведены 2—3 примера |
3 |
Указана 1 задача, и приведены 2 примера |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже изложены две точки зрения на значение реформ Петра I.
1. Реформы Петра означали вступление России в новый период своей истории. Модернизация затронула практически все стороны жизни российского общества, расширила связи страны с Европой, уменьшила ее отставание от передовых стран.
2. Реформы имели больше отрицательных последствий, чем положительных. Они мало что дали основной массе населения страны.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ученик может выбрать одну из названных точке зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: —благодаря реформам в области управления был создан более совершенный государственный аппарат —в стране появилась регулярная армия, был создан военно-морской флот —Россия вошла в число ведущих европейских держав —произошло множество изменений в быту, прежде всего дворянском При выборе второй точки зрения: —преобразования проводились насильственным путем, были связаны с большими человеческими жертвами —население было задавлено налоговым гнетом, несением все новых повинностей —народные выступления жестоко подавлялись —сформировалось абсолютистское государство, вырос бюрократический аппарат, все это не давало развиваться росткам гражданского общества —экономика России по-прежнему носила крепостнический характер —изменения в быту затронули лишь верхушку общества, отдалив верхи от низов |
|
Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В период правления Екатерины II вспыхнуло крупнейшее в истории России народное восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Оно было длительным и охватило огромную территорию. Укажите не менее двух причин восстания. Борьба восставших с правительственными войсками была крайне ожесточенной. Назовите не менее трех фактов, связанных с восстанием.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Могут быть указаны следующие причины восстания: —недовольство крестьян крепостнической политикой государства —попытки правительства ограничить права казачества —недовольство работных людей Урала своим положением —национальный гнет, который испытывали народы Поволжья и Урала 2. Могут быть указаны следующие факты: —создание восставшими армии —издание Пугачевым манифестов —отдельные военные действия (осада Оренбурга и др. городов, сражения у Татищевой крепости, у Черного Яра и др.) —казни и насилия над дворянами —деятельность соратников Пугачева (Белобородов, Юлаев, Зарубин, Хлопуша и др.) —казнь Пугачева на Болотной площади в Москве |
|
Названы 2 и более причины, 3 и более факта |
4 |
Названы 1 причина и 3 факта, ИЛИ названы 2 причины и 2 факта |
3 |
Названы 1 причина и 2 факта, ИЛИ названы 2 причины и 1 факт |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните положение Русской православной церкви в конце XVII в. и в конце XVIII в.
Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|
C7.1. В качестве общего могут быть названы: —православие было крупнейшей конфессией в стране —Церковь пользовалась поддержкой государства —Церковь находилась в состоянии раскола —действовали прежние и строились новые храмы, работали духовные учебные заведениякве |
||
Приведены 2 и более общие характеристики |
2 |
|
Приведена 1 общая характеристика |
1 |
|
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
C7.2. Различия: |
|
|
Церковь в конце XVII в. |
Церковь в конце XVIIІ в. |
|
— церковью руководил патриарх — наличие у церкви земельных богатств — жесткие меры в отношении старообрядцев |
— отсутствие патриарха — церковью руководил Синод — секуляризация церковных земель — смягчение политики в отношении старообрядцев |
|
Названы 2 и более различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Раздел 3
Часть 1
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
4 |
А9 |
4 |
А17 |
3 |
А25 |
2 |
А2 |
2 |
А10 |
1 |
А18 |
2 |
А26 |
1 |
А3 |
4 |
А11 |
4 |
А19 |
3 |
А27 |
4 |
А4 |
3 |
А12 |
2 |
А20 |
2 |
А28 |
1 |
А5 |
2 |
А13 |
3 |
А21 |
1 |
А29 |
1 |
А6 |
3 |
А14 |
3 |
А22 |
2 |
А30 |
2 |
А7 |
3 |
А15 |
3 |
А23 |
2 |
А31 |
2 |
А8 |
3 |
А16 |
3 |
А24 |
3 |
А32 |
4 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
ВГБА |
В5 |
Москва |
В9 |
Чаадаев |
В2 |
4531 |
В6 |
3124 |
В10 |
146 |
В3 |
Александр Второй |
В7 |
Перов |
В11 |
БАВГ |
В4 |
4231 |
В8 |
4123 |
Часть 3
С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть указано, что: — в документе говорится о судебной реформе —она проводилась в 1864 г. —императором был Александр II |
|
Названы реформа, год ее проведения и имя императора |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие положения: — прекратилось взяточничество — не стало произвольных арестов — прекратились грубая брань и побои, судьи стали доступными и вежливыми — богатые перестали иметь преимущество в суде перед бедными |
|
Указаны 3 и более положений |
2 |
Указаны 2 положения |
1 |
Указано 1 положения ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С3. Назвите не менее трех реформ, проводившися в эту эпоху.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть названы реформы: —крестьянская —земская —городская —военная и др. |
|
Названы 3 и более реформы |
2 |
Названы 2 реформи |
1 |
Названа 1 реформа ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860—1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Могут быть указаны следующие задачи: — разработка теории социализма — осуществление перехода к социализму — создание революционных организаций — пропаганда социалистических идей — террор против представителей царской администрации 2. Могут быть указаны следующие факты: — теоретическая деятельность Герцена, Чернышевского, Лаврова, Бакунина —создание «Земли и воли», «Народной воли», «Черного передела», других народнических организаций —издание революционной литературы —«хождение в народ» —выстрел Каракозова, убийство Александра II, другие террористические акты |
|
Указано 3 и более задач, 3 и более факта |
4 |
Указано 2 задачи и 2—3 факта |
3 |
Указана 1 задача и 2—3 факта |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже изложены две точки зрения на личность и политику императора Николая I.
1. Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны.
2. Николай I страстно желал процветания России. Не обладая выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено как успехами, так и неудачами.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ученик может выбрать одну из названных точке зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: — император лично руководил следствием по делу декабристов и причастен к расправе над ними — по указанию Николая I было создано Третье отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии и корпус жандармов — при Николае в качестве государственной идеологии утвердилась реакционная теория официальной народности — по приказу царя русские войска принимали участие в подавлении Венгерской революции — из-за дипломатических промахов императора и из-за недостаточной готовности Россия потерпела поражение в Крымской войне При выборе второй точки зрения: — Николай I стремился разобраться, какими болезнями больна страна, именно поэтому он сам пытался вникнуть в причины восстания декабристов — император отличался скромностью в быту и дисциплиной в работе, пытался привить эти качества чиновникам, боролся со взяточничеством — он стремился навести порядок в законодательной системе, с этой целью была осуществлена кодификация законов — царь пытался решить проблему крепостного права, создал несколько комитетов по крестьянскому вопросу —Николай поощрял изучение отечественной истории, заботился о развитии науки и искусства |
|
Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведены 2 аргумент. |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале сентября 1812 г. на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 г. произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1.Могут быть указаны следующие причины победы — патриотизм населения, народный характер войны — мужество русских солдат и офицеров, талант военачальников — полководческий гений М. И. Кутузова — создание армейских и крестьянских партизанских отрядов 2. Могут быть указаны следующие события: — Тарутинский маневр русской армии — тщетные попытки Наполеона заключить мир — укрепление русской армии, ослабление противника — уход войск Наполеона из Москвы — сражения за Малоярославец, под Красным — форсирование французами Березины, бегство Наполеона |
|
Названы 2 и более причины, 3 и более события |
4 |
Названы 1 причины и 3 события, ИЛИ названы 2 причины и 2 события |
3 |
Названы 1 причины и 2 события, ИЛИ названы 2 причины и 1 события |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните экономику России в конце XVIII в. и в середине XIX в. (общее состояние экономической системы, особенности рынка труда, промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и проч.).
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|
С7.1. В качестве общего могут быть названы: — экономика носила крепостнический характер — отсутствовал широкий рынок рабочей силы — в тяжелой промышленности применялась преимущественно рутинная техника — существовал всероссийский рынок, действовали ярмарки —товарность сельского хозяйства была невысокой |
||
Приведены 3 общие характеристики |
2 |
|
Приведены 1—2 общие характеристики |
1 |
|
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
Экономика конца XVIII в. |
Экономика середины XIX в. |
|
— мануфактурное производство |
— развитие фабричного производства (промышленный переворот) |
|
— подневольный труд |
— широкое применение вольнонаемного труда в легкой промышленности |
|
— примитивная сельскохозяйственная техника |
— начало применения сельскохозяйственных машин |
|
— парусный флот |
— рост числа пароходов |
|
— гужевой транспорт |
— строительство железных дорог |
|
Названы 2 различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Раздел 4
Часть 1
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
1 |
А9 |
1 |
А17 |
2 |
А25 |
2 |
А2 |
3 |
А10 |
1 |
А18 |
3 |
А26 |
3 |
А3 |
1 |
А11 |
3 |
А19 |
4 |
А27 |
2 |
А4 |
2 |
А12 |
4 |
А20 |
1 |
А28 |
3 |
А5 |
2 |
А13 |
1 |
А21 |
3 |
А29 |
1 |
А6 |
1 |
А14 |
2 |
А22 |
1 |
А30 |
1 |
А7 |
3 |
А15 |
4 |
А23 |
2 |
А31 |
3 |
А8 |
3 |
А16 |
2 |
А24 |
3 |
А32 |
1 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
ВБГА |
В5 |
Черномырдин |
В9 |
Ельцин |
В2 |
4521 |
В6 |
4152 |
В10 |
134 |
В3 |
целинные |
В7 |
1947 |
В11 |
БАВГ |
В4 |
2541 |
В8 |
3521 |
Часть 3
С1. Когда происходили описанные в тексте события? Где находились участники событий?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть указано, что: —события происходили в июле—августе 1945 г. —их участники находились на Потсдамской (Берлинской) международной конференции |
|
Названы время, место событий |
2 |
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
Элементы ответа не названы, ИЛИ элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. Когда американцы применили атомную бомбу в ходе военных действий? Против кого? Начало какому международному процессу было положено появлением атомной бомбы у США?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие положения: — американцы применили атомную бомбу 6, а затем 9 августа 1945 г. — они подвергли бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки —было положено начало гонке ядерных вооружений |
|
Указаны 3 положения |
2 |
Указаны 2 положения |
1 |
Указано 1 положение, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С3. Какие работы по созданию бомбы развернулись в СССР? Кто из ученых руководил этими работами? Когда в СССР была испытана атомная бомба?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие положения: — был образован специальный комитет во главе с Л. П. Берия, создано несколько новых предприятий и научных учреждений, из бюджета на создание атомногооружия выделялись огромные средства — работами руководил И. В. Курчатов —в СССР бомба была испытана в 1949 г. |
|
Названы 3 и более реформы |
2 |
Названы 2 реформи |
1 |
Названа 1 реформа ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Назовите внешнеполитические задачи, которые стояли перед Российской Федерацией в конце XX — начале XXI в. Укажите не менее двух задач. Приведите не менее трех примеров решения этих задач.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть названы следующие внешнеполитические задачи: — формирование стабильной системы международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств — приоритетные отношения со странами СНГ — борьба с международным терроризмом — разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение ядерных вооружений — политико-дипломатическое урегулирование кризисных ситуаций, в особенности на Ближнем и Среднем Востоке 2. Могут быть указаны следующие мероприятия: — интеграционное сотрудничество со странами СНГ, в том числе и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), создания единого экономического пространства, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — взаимодействие в таких форматах, как «Большая восьмерка», «тройка» (Россия, Индия и Китай), «четверка» БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) — взаимодействие с Евросоюзом — участие в программе «Партнерство во имя мира» — участие в международных усилиях по борьбе с терроризмом — подготовка международных договоренностей по ограничению вооружений с США и другими заинтересованными странами |
|
Названы 2 и более задачи и 3 и более примера |
4 |
Названы 2 задачи и 1—2 примера, ИЛИ названы 1 задача и 2—3 примера |
3 |
Названы 2 задачи, примеры не названы, ИЛИ названы 1 задача и 1 пример |
2 |
Назван 1 любой элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже изложены две точки зрения на период в истории страны, когда ее руководителем был Л. И. Брежнев.
1. При Брежневе, ограниченном и несамостоятельном руководителе, страна скатилась в пучину «застоя». Во всех областях жизни нарастали кризисные явления.
2. При Брежневе страна стабильно развивалась и не знала потрясений. Это был наиболее благополучный период в истории Советского Союза.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ученик может выбрать одну из названных точке зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: — общество утратило всякие духовные ценности и веру в победу коммунизма — постепенно экономика становилась все более неэффективной, была свернута экономическая реформа, хронически ощущался дефицит товаров, видимость благополучия достигалась только за счет экспорта природных ресурсов — создалась катастрофическая ситуация в сельском хозяйстве, во многих регионах страны перешли к распределению продовольствия по талонам, массового голода не было лишь благодаря импорту зерна — художественное творчество находилось под идеологическим прессом, многие деятели культуры были вынуждены уехать за границу — тех, кто высказывал недовольство, преследовал КГБ При выборе второй точки зрения: — постоянно происходил рост промышленного производства, СССР был передовой индустриальной державой, выпускал все больше товаров народного потребления — надежно работала система социального обеспечения населения: люди имели стабильную работу, получали бесплатные квартиры, не платили за образование и медицинское обслуживание — росло благосостояние людей: многие стремились купить машину, дорогую мебель, посуду и т.д. — в период правления Брежнева страна не знала массовых репрессий, межнациональных конфликтов, разгула преступности, люди жили спокойно и были уверены в завтрашнем дне — высокого уровня развития достигла система образования, советская наука находилась на передовых позициях в мире |
|
Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В августе 1968 г. войска стран Варшавского договора по инициативе советского руководства вступили в социалистическую Чехословакию, положив конец периоду «Пражской весны».
Какие причины заставили советское руководство пойти на этот шаг? Назовите не менее двух причин. Каковы были последствия этих действий для международной ситуации и отношений внутри социалистического лагеря? Назовите не менее трех последствий.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Могут быть указаны следующие причины: —опасение советского руководства, что реформы в Чехословакии могут подорвать господство марксистской идеологии и в других социалистических странах —опасение советского руководства, что в Чехословакии возможна реставрация капиталистических порядков —потеря Чехословакии означала бы для СССР изменение военно-стратегического баланса в Европе в пользу Запада 2. Могут быть указаны следующие последствия: —появление у населения Чехословакии враждебных настроений по отношению к СССР —осуждение действий СССР и его союзников правительствами многих государств, рост международной напряженности —осуждение действий СССР и его союзников некоторыми коммунистическими партиями, подрыв единства коммунистического движения —сохранение контроля СССР над Чехословакией |
|
Названы 2 и более причины, 3 и более последствий |
4 |
Названы 1 причина и 3 последствия, ИЛИ названы 2 причины и 2 последствия |
3 |
Названы 1 причина и 2 последствия, ИЛИ названы 2 причины и 1 последствие |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С7. Сравните политическую систему СССР накануне перестройки и в ее конце (в первой половине 1991 г.). Проанализируйте состояние органов власти, взаимоотношения Центра и регионов, состояние официальной идеологии.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|
С7.1. В качестве общего могут быть названы: — сохранение СССР — система власти Советов — фактическая монополия КПСС на власть —провозглашение властью верности идеям социализма |
||
Приведены 2 и более общие характеристики |
2 |
|
Приведена 1 общая характеристика |
1 |
|
Все общие характеристики названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
С7.2. Различия |
||
Политическая система накануне перестройки |
Политическая система в конце перестройки |
|
— наличие в стране единственной политической партии |
—появление множества партий, в том числе оппозиционных |
|
—беспрекословное подчинение союзных и автономных республик Центру |
— «парад суверенитетов» |
|
— выборы органов власти на безальтернативной основе |
— выборы при наличии нескольких кандидатов |
|
— появление Съезда народных депутатов СССР |
||
— введение должности Президента СССР |
||
— господство коммунистической идеологии в средствах массовой информации |
— борьба различных идеологических течений |
|
Названы 2 и более различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |