Математика 1 класс - Поурочные разработки
ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ
Цели: сформировать у учащихся четкое представление об очередности элементов при заданном порядке их расположения; ввести термины “первый” и “последний”; совершенствовать умения сравнивать предметы по разным признакам и классифицировать на группы; развивать умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задания на развитие внимания и логического мышления.
- Разложите листочки на две группы:
а) по цвету;
б) по размеру;
в) по форме.

- Заполните пустые окошки:

2. Игра “Поезд”.
Дидактическая цель: закрепление понятий “один”, “много”.
Средства обучения: учитель прикрепляет на магнитной доске рисунки (несколько животных и одна елка), на учительском столе находятся один домик и много игрушек, на парте одного из учеников лежит много различных карандашей и одна ручка.
Содержание игры. Ведущий - паровоз, остальные дети - вагончики. Паровоз идет, останавливаясь на станциях (доска, стол учителя, парта ученика). Ребята называют, каких рисунков, игрушек, школьных принадлежностей на станциях много, а каких - один (одна).
III. Сообщение темы урока.
- Рассмотрите рисунок на доске.

- Как называются данные фигуры? (Треугольники.)
- Чем они похожи? (Формой и размером.)
- Чем они отличаются? (Цветом.)
- Определите цвет первого и последнего треугольника.
- Сегодня на уроке будем учиться находить первый и последний предметы в ряду.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 22).
Задание № 1.
- Послушайте начало русской народной сказки и угадайте ее название: “Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая...”
- Правильно, сказка называется “Репка”. Вспомните героев этой русской народной сказки.
- Кто из героев сказки “Репка” первым решил вытащить репку? (Дед.)
- Вспомните: кто последним пришел на помощь? (Мышка.)
- Какие герои находились между Дедом и Жучкой? (Внучка и бабка.)
Задание № 2.
В этом задании рассматриваемой последовательностью является последовательность, в которой закончили дистанцию участники соревнования по бегу.
- Кто из мальчиков закончил первым соревнование по бегу? Кто пришел к финишу первый? (Мальчик в красной форме.)
В данной ситуации термин “первый” можно заменить термином “победитель”.
- Найдите спортсмена, который пришел к финишу последним. (Мальчик в форме желтого цвета.)
Задание № 3.
- Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено?
- Покажите, кто стоит первым в кассу.
- Кто стоит позади этого человека?
- Покажите в очереди самого маленького по росту мальчика.
- Кто стоит перед этим мальчиком?
- Кто стоит в очереди последний?
- Кто стоит перед этим человеком?
- Куда должен встать мальчик, чтобы купить в порядке очереди билет в цирк? Поставьте фишку.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
V. Фронтальная работа.
Игра “Дополнение”.
Дидактическая цель: развитие речи детей.
Средства обучения: рисунки (самолет, вертолет, ракета, птица, бабочка).
Содержание игры. Учитель на магнитной доске размещает рисунки (сверху вниз): ракета, самолет, вертолет, птица, бабочка - и объясняет детям задание: закончить предложение, начатое учителем.
- Высоко в небе летит ... (ракета).
- Ниже ракеты летит ... (самолет).
- Самолет летит ... (выше вертолета).
- Если птица летит выше бабочки, а вертолет выше птицы, то вертолет летит ... (выше бабочки).
- Если выше птицы летит вертолет и ниже - бабочка, то птица находится ... (между вертолетом и бабочкой).
Физкультминутка
VI. Работа в тетради: “Графический диктант”.
Котик.
4 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз,
2 вправо, 1 вверх, 1 вправо,
2 вниз, 5 вправо, 2 вверх, 1 влево,
1 вверх, 2 вправо, 8 вниз, 1 влево,
2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево,
2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево,
2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево,
3 вверх, 1 влево.

VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?