Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 8, [ ] + 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: рассмотреть случаи сложения 8 + 8, 9 + 8, 9 + 9; провести работу, направленную на запоминание таблицы сложения в пределах 20; развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает лепесток. Учащиеся считают и карточкой показывают ответ.)
2. Работа над задачами
(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос, учащиеся поднимают карточку с номером соответствующего выражения.)
1) 5 - 2;
2) 2 + 5;
3) 7 - 2;
4) 7 - 5.
— Сколько клубничек? (3.)
— Сколько вишен? (4.)
— Сколько всего ягод? (2)
— На сколько вишен меньше, чем клубничек? (1.)
3. Логическая разминка
(Класс делится на три группы. Каждая группа получает набор геометрических фигур. Четвертый набор (большего размера) для работы у доски.)
— Сложите фигуры из частей квадрата.
(Сначала учащиеся работают в группах, затем несколько учеников складывают фигуры у доски.)
— Как одним словом назвать фигуры, которые получились? (Многоугольники.)
— Сколько здесь четырехугольников? (4.)
— Как называются остальные фигуры? (Шестиугольники.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске рисунки.)
— Составьте по рисункам выражения. (6 + 8, 7 + 8, 8 + 8, 9 + 8.)
(Учитель записывает выражения в столбик.)
— Найдите ответ первого примера.
— Рассмотрите внимательно остальные примеры. Чем они похожи? (Второе слагаемое одинаковое.)
— Как изменяется первое слагаемое?
— Как изменится сумма?
— Найдите ответы для остальных выражений.
— Какие равенства нам еще неизвестны?
— Как нашли ответ?
— Откройте учебник на с. 71. Посмотрите на выражения на полях. Какие вычислительные случаи мы будем сегодня разбирать?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Знакомство с вычислительными случаями [ ] + 8, [ ] + 9 проводится по иллюстрации на с. 71 по аналогии с предыдущими уроками. Учащиеся подробно комментируют решение примеров, объясняя, какие числа надо вставить в окошки. Если это вызывает затруднение, учитель может провести работу с использованием геометрических фигур и наборного полотна. Далее проводится работа с примерами в рамочке также по аналогии с предыдущими уроками. После этого работа в парах по карточкам. Каждый ученик достает из конверта по пять карточек с примерами. Учащиеся по очереди показывают пример соседу, тот называет ответ, затем карточка переворачивается.)
№ 1 (с. 71).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Проверка в парах. Ответы записаны на откидной доске.)
V. Физкультминутка
Мы шли-шли-шли,
Землянику слева нашли,
Сели, поели,
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли,
Подберезовик справа нашли,
Взяли в корзинку,
Опять пошли.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2-4 (с. 71).
(Коллективное выполнение с комментированием. Во время разбора необходимо провести словарную работу — уточнить значения слов “масса” и “старше”.)
*№ 6 (с. 71).
(Самостоятельное выполнение.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 37).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 71). Учащиеся показывают пропущенные числа с помощью карточек. Учитель по очереди просит учеников назвать число вслух. Если правильно, остальные один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
— Кто сегодня смог назвать без ошибок все примеры, когда вы выполняли задание в парах?
— У кого ошибок стало меньше?
— Кому надо повторять таблицу?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?
— Какое чувство вы испытали, когда сами, без помощи рисунка объясняли новые случаи сложения?