Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Странички для любознательных - Урок 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: развивать умение применять полученные знания при выполнении заданий творческого и поискового характера.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 98).
— Прочитайте задачу под цифрой 1.
— Назовите условие задачи. (У Слоненка было 6 бананов, а у Обезьянки — 5. Слоненок отдал 1 банан Обезьянке.)
— Прочитайте вопрос задачи. (Стало ли у Обезьянки и Слоненка бананов поровну?)
— Подойдут ли изученные способы для решения этой задачи? (Нет.)
— Положите столько красных кругов, сколько бананов у Слоненка, и столько синих кругов, сколько бананов у Обезьянки.
(Учащиеся выкладывают 6 красных и 5 синих кругов.)
— Что сделал Слоненок? Выполните действие.
(Учащиеся кладут 1 красный круг к синим кругам.)
— Посчитайте, стало ли у Слоненка и Обезьянки бананов поровну. (Нет. У Слоненка стало 5 бананов, а у Обезьянки — 6.)
— Прочитайте задание под цифрой 2.
(Работа в парах с кругами.)
— Какие варианты у вас получились? (7и 5или 6и 4.)
№ 2 (с. 98).
(В зависимости от уровня класса задание выполняется с опорой на наглядный материал или без него.)
Первый вариант (с опорой на наглядный материал)
— Положите красных кругов столько, сколько книг на верхней полке, а синих кругов столько, сколько книг на нижней полке.
— Переставьте 1 книгу. Стало ли книг поровну? (Нет, книг стало 6 и 4.)
— Переставьте еще 1 книгу. Стало ли книг поровну? (Да, 5 и 5.)
— Сколько книг мы переставили? (2)
Второй вариант (без опоры на наглядный материал)
— Если мы переставим 1 книгу, сколько книг будет на каждой полке? (7 — 1 = 6 и 3 + 1 = 4. Книг не поровну.)
— Сколько книг попробуем переставить сейчас? (2.)
— Сколько книг будет на каждой полке, если переставим 2 книги? (7 — 2 = 5 и 3 + 2 = 5. Книг стало поровну. Значит, нужно переставить 2 книги.)
№ 3 (с. 98).
— Найдите закономерность. (Количество орехов при переходе к следующему ряду увеличивается на 2.)
— Сколько орехов положит Белочка в четвертом ряду? (7.)
— Сколько орехов она положит в пятом ряду? (9.)
№ 4 (с. 99).
— Запишите буквами, какого цвета тарелки должны быть. (Одновременно учитель записывает на доске.)
Б.
К.
Ж.
— Прочитайте первое условие. (На белой и красной тарелках по 3 яблока.)
— Запишите это.
Б. — 3 яб.
К. — 3 яб.
Ж.
— Прочитайте второе условие. (На красной и желтой — по 6 вишен.)
— Запишите это.
Б. — 3 яб.
К. — 3 яб., 6 в.
Ж. — 6 в.
— Какая по счету тарелка будет красной? (Третья.)
— Какая тарелка останется белой? (Первая, на ней 3 яблока.)
— Проверьте, будет ли вторая тарелка желтой. (Да, на ней 6 вишен.)
№ 5, 6 (с. 99).
(Самостоятельное выполнение.)
III. Физкультминутка
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево —
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
Е. Гайтерова
IV. Продолжение работы по теме урока
Математическая игра
(Класс делится на четыре команды. Каждая команда выбирает капитана.)
— Вспомните правила работы в группе. (Умей слушать. Отвергаешь — предлагай. Обсуждаем все варианты. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Подчиняемся большинству.)
(Команды получают одинаковые задания, обсуждают их, отвечают. За правильный ответ получают жетоны.)
— Решите задачи.
• У Оли и Коли было одинаковое количество орехов. Коля отдал Оле 3 ореха. На сколько орехов у Оли стало больше, чем у Коли? (На 6.)
• Аня, Женя и Нина получили разные оценки. Двоек у них нет. У Ани не тройка, у Нины не тройка и не пятерка. Какую оценку получила каждая девочка? (Нина получила четверку, Аня — пятерку, Женя — тройку.)
• На веревке 3 узелка. Сколько промежутков между ними? (4.)
• В колесе 5 спиц. Сколько промежутков между ними? (5.)
(Подведение итогов игры.)
V. Рефлексия
— Чем отличаются задания, которые были сегодня на уроке, от тех, которые мы решаем каждый день? (Ответы детей.)
— Какие задания показались вам особенно интересными?
VI. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, какие умения помогают развивать задания, которые мы сегодня выполняли?