Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Дециметр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цели: познакомить с единицей измерения длины — дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать примеры и задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 — 1 с опорой на знание нумерации; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачу.
Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме № 19? (Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.)
2. Повторение нумерации
(Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.)
14 = [ ] дес. [ ] ед.
17 = [ ] дес. [ ] ед
19 = [ ] дес. [ ] ед
3. Геометрический материал
— Сколько треугольников на рисунках?
Ответы: 8, 8, 12.
4. Устный счет
Игра “Велотрек”
(На доске три схемы с круговыми примерами (по одной для каждого ряда). Учащиеся решают примеры по кругу, по очереди выходя к доске и вставляя числа в окошки. Если ответ последнего примера соответствует первому числу, то команда прошла дистанцию успешно.)
III. Самоопределение к деятельности
— Дополните предложения словами “килограмм”, “метр”, “сантиметр”.
• Папа держал чемодан, масса которого 11... (кг).
• В ведро вмещается 10... (л) воды.
• Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1... (см).
— Соедините величины и единицы их измерения.
(Учитель вывешивает на полотно карточки, учащиеся называют величину и единицу ее измерения. Учитель ставит их в одну строку.)
(На доске таблица.)
17 |
12 |
15 |
19 |
11 |
18 |
14 |
20 |
М |
Е |
И |
Т |
Д |
Е |
Ц |
Р |
— Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке. (Дециметр.)
— Откройте учебник на с. 51. Прочитайте тему и задачи урока.
— Тема сегодняшнего урока: “Дециметр”. Знаете ли вы, что обозначает это слово? (Ответы детей.)
— С какой единицей измерения длины мы знакомы? (С сантиметром.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учащиеся получают листочки, на которых начерчены отрезки: красный — 3 см и желтый — 14 см, и модели сантиметра (полоска зеленого цвета) и дециметра (полоска синего цвета).)
— Измерьте длину красного отрезка с помощью модели сантиметра. (3 см.)
(Учитель чертит на доске отрезок длиной 60 см и просит одного ученика измерить его длину с помощью модели сантиметра. Учащиеся приходят к выводу, что не всегда удобно измерять длины с помощью сантиметра.)
Есть еще одна единица измерения длины — дециметр. Ею легко измерить длину начерченного на доске отрезка.
(Учитель демонстрирует модель дециметра и с ее помощью измеряет длину начерченного на доске отрезка.)
— Сколько отрезков длиной 1 дм поместилось в отрезке на доске?
— Сравните полоску зеленого цвета длиной 1 см и полоску синего цвета длиной 1 дм. Сколько полосок длиной 1 см поместилось в полоске длиной 1 дм? (10.)
(Учитель показывает на доске сокращенную запись слова “дециметр”.)
— Измерьте с помощью моделей дециметра и сантиметра длину желтого отрезка.
— Сколько раз уложился дециметр? (1.)
— Можно уложить модель дециметра еще раз? (Нет.)
— Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка? (Сантиметром.)
— Сколько раз уложился сантиметр? (4.)
Длина этого отрезка записывается так: 1 дм 4 см или 14 см, так как в 1 дм содержится 10 см.
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите верхний рисунок на с. 51.
— Определите по нему длину голубой полоски.
(Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.)
№ 1 (с. 51).
(Работа в парах. Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.)
№ 2 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился —
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка.)
№ 5 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Дополнительно можно предложить задание на полях (в первой фигуре 3 треугольника и 3 четырехугольника, во второй — 5 треугольников и 4 четырехугольника).)
№ 4 (с. 51).
(Устное выполнение. В случае затруднений учитель напоминает детям, что уменьшить на 1 — значит назвать предыдущее число, а увеличить на 1 — последующее.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-4 (с. 25).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 51). Самостоятельное выполнение.)
— Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
— Оцените своего товарища:
• молодец, все правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Кто понял новую тему?
— Кому нужна помощь?
— Кто доволен своей работой на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
— С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?
— Кому интересно было выполнять практическую работу?
— Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?
— О каком задании вы расскажете дома родителям?