Дециметр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Дециметр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Цели: познакомить с единицей измерения длины — дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать примеры и задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 — 1 с опорой на знание нумерации; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачу.

Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме № 19? (Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.)

2. Повторение нумерации

(Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.)

14 = [ ] дес. [ ] ед.

17 = [ ] дес. [ ] ед

19 = [ ] дес. [ ] ед

3. Геометрический материал

— Сколько треугольников на рисунках?

Ответы: 8, 8, 12.

4. Устный счет

Игра “Велотрек”

(На доске три схемы с круговыми примерами (по одной для каждого ряда). Учащиеся решают примеры по кругу, по очереди выходя к доске и вставляя числа в окошки. Если ответ последнего примера соответствует первому числу, то команда прошла дистанцию успешно.)

III. Самоопределение к деятельности

— Дополните предложения словами “килограмм”, “метр”, “сантиметр”.

• Папа держал чемодан, масса которого 11... (кг).

• В ведро вмещается 10... (л) воды.

• Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1... (см).

— Соедините величины и единицы их измерения.

(Учитель вывешивает на полотно карточки, учащиеся называют величину и единицу ее измерения. Учитель ставит их в одну строку.)

(На доске таблица.)

17

12

15

19

11

18

14

20

М

Е

И

Т

Д

Е

Ц

Р

— Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке. (Дециметр.)

— Откройте учебник на с. 51. Прочитайте тему и задачи урока.

— Тема сегодняшнего урока: “Дециметр”. Знаете ли вы, что обозначает это слово? (Ответы детей.)

— С какой единицей измерения длины мы знакомы? (С сантиметром.)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учащиеся получают листочки, на которых начерчены отрезки: красный — 3 см и желтый — 14 см, и модели сантиметра (полоска зеленого цвета) и дециметра (полоска синего цвета).)

— Измерьте длину красного отрезка с помощью модели сантиметра. (3 см.)

(Учитель чертит на доске отрезок длиной 60 см и просит одного ученика измерить его длину с помощью модели сантиметра. Учащиеся приходят к выводу, что не всегда удобно измерять длины с помощью сантиметра.)

Есть еще одна единица измерения длины — дециметр. Ею легко измерить длину начерченного на доске отрезка.

(Учитель демонстрирует модель дециметра и с ее помощью измеряет длину начерченного на доске отрезка.)

— Сколько отрезков длиной 1 дм поместилось в отрезке на доске?

— Сравните полоску зеленого цвета длиной 1 см и полоску синего цвета длиной 1 дм. Сколько полосок длиной 1 см поместилось в полоске длиной 1 дм? (10.)

(Учитель показывает на доске сокращенную запись слова “дециметр”.)

— Измерьте с помощью моделей дециметра и сантиметра длину желтого отрезка.

— Сколько раз уложился дециметр? (1.)

— Можно уложить модель дециметра еще раз? (Нет.)

— Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка? (Сантиметром.)

— Сколько раз уложился сантиметр? (4.)

Длина этого отрезка записывается так: 1 дм 4 см или 14 см, так как в 1 дм содержится 10 см.

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите верхний рисунок на с. 51.

— Определите по нему длину голубой полоски.

(Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.)

№ 1 (с. 51).

(Работа в парах. Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.)

№ 2 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 3 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка.)

№ 5 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Дополнительно можно предложить задание на полях (в первой фигуре 3 треугольника и 3 четырехугольника, во второй — 5 треугольников и 4 четырехугольника).)

№ 4 (с. 51).

(Устное выполнение. В случае затруднений учитель напоминает детям, что уменьшить на 1 — значит назвать предыдущее число, а увеличить на 1 — последующее.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 25).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 51). Самостоятельное выполнение.)

— Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

— Оцените своего товарища:

• молодец, все правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь?

— Кто доволен своей работой на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?

— Кому интересно было выполнять практическую работу?

— Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?

— О каком задании вы расскажете дома родителям?






Для любых предложений по сайту: [email protected]