Деление на десятичную дробь - Урок 4 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Деление на десятичную дробь - Урок 4 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: продолжить работу над формированием прочного умения выполнять деление на десятичную дробь.

Ход урока

I. Организационный момент. Определение темы урока

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выполнять деление на десятичную дробь.

II. Устная работа

1. Индивидуальная работа у доски.

Задание 1. Вычислите.

13,201 : 4,3 = 3,07

Задание 2. Найдите значения выражений.

5,76 : 0,1 = 57,6

0,87 : 0,01 = 87

45,01 : 0,001 = 45 010

Задание 3. Вычислите.

2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

1) Выразите в метрах 45 см.

2) Выразите в тоннах 61 кг.

3) Выразите в километрах 24 м.

4) Какая дробь больше — 0,6 или 0,599? Объясните почему.

5) В библиотеке 12 000 книг, 3/4 из них — художественная литература. Сколько художественной литературы в библиотеке? (9000 книг.)

6) Пешеход прошел 3 км, что составляет 1/4 всего маршрута. Найдите протяженность всего маршрута. (12 км.)

7) В книге 240 страниц. Маша прочитала 5/8 всей книги, а Катя — 11/24 всей книги. Какая из девочек прочитала больше? (Маша прочитала больше, 150 > 110.) Можно ли, не вычисляя, ответить на этот вопрос? (Да. Дробь 5/8 обозначает больше половины целого, а дробь 11/24 — меньше половины.)

3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

III. Работа по теме урока

— Как выполнить деление на десятичную дробь?

1. Выполните деление и проверьте результаты умножением.

(Работа у доски с комментированием.)

Проверка

2. С. 221, № 1445 (3-й столбик) (работа в паре).

IV. Решение задач

1. С. 222, № 1460.

— Как удобнее решать эту задачу? (Алгебраически.)

— Какую величину удобно обозначить за л? (Ту, что меньше.)

— Что обозначим за x?

Пусть во второй цистерне бензина будет х.

Тогда в первой цистерне будет 1,7x.

В двух цистернах вместе будет x + 1,7x.

А по условию задачи 119,88 т.

Значит, можем составить уравнение:

x + 1,7x = 119,88

2,7x = 119,88

x = 119,88 : 2,7

x = 44,4 (т) — столько бензина во второй цистерне.

119,88 — 44,4 = 75,48 (т) — столько бензина в первой цистерне.

— Как проверить, верно ли решена задача? (Можно второе действие решить иначе и сравнить результаты, можно составить и решить обратную задачу.)

— Составьте обратную задачу. (В первой цистерне 75,48 т бензина, а во второй в 1,7 раза меньше. Сколько бензина в двух цистернах вместе?)

— Решите обратную задачу.

1) 75,48 : 1,7 = 44,4 (т) — столько бензина во второй цистерне.

2) 75,48 + 44,4 = 119,88 (т) — столько бензина в двух цистернах вместе.

2. С. 222, № 1461 (работа в паре).

Проверка

Пусть с третьего участка собрали х т капусты.

Тогда с первого участка собрали 1,4х.

Со второго участка собрали 1,8х.

С трех участков вместе собрали х + 1,4х + 1,8х.

А по условию задачи собрали 87,36 т.

Значит, можем составить уравнение:

х + 1,4х + 1,8х = 87,36

4,2х = 87,36

х = 87,36 : 4,2

х = 20,8 (т) — собрали с третьего участка.

20,8 ∙ 1,4 = 29,12 (т) - собрали с первого участка.

20,8 ∙ 1,8 = 37,44 (т) — собрали со второго участка.

V. Повторение изученного материала

С. 224, № 1473 (работа в паре).

— Прочитайте задание.

— Расскажите правила округления.

Проверка


85,257

3,645

9,0819

12,5961

До единиц

85

4

9

13

До десятых

85,3

3,6

9,1

12,6

До сотых

85,26

3,65

9,08

12,60

VI. Самостоятельная работа

С. 223, № 1464 (в, г) (самопроверка).

VII. Рефлексия

— Что было трудно на уроке?

— Расскажите об алгоритме деления на десятичную дробь.

Домашнее задание

С. 225, № 1490; с. 226, № 1492 (а).






Для любых предложений по сайту: [email protected]