Числовые и буквенные выражения - Урок 2 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Числовые и буквенные выражения - Урок 2 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: учить читать, записывать буквенные выражения, записывать решение задач способом составления числового или буквенного выражения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. С. 51, № 315 (работа в паре).

Проверка

— Вычислите сумму ответов всех цепочек. (163.)

— Разложите это число по разрядам.

— Дополните это число до 200, 500, 1000.

2. Составьте выражения по задачам.

1) В одном доме 300 квартир, а во втором доме на с квартир больше. Сколько квартир во втором доме? Сколько квартир в двух домах вместе?

2) Блокнот стоит х руб., а карандаш на 42 руб. дешевле. Сколько стоит карандаш? Сколько стоят блокнот и карандаш вместе?

3) В танцевальном кружке занимаются 12 девочек и у мальчиков. Сколько всего детей занимается в танцевальном кружке? На сколько девочек больше, чем мальчиков?

(Все выражения, составленные учащимися, записывают на доске.)

300 + с

300 + (300 + с)

x - 42

х + (х - 42)

12 + у

12 - у

III. Определение темы урока

— Как называются эти выражения?

— Какие выражения называются буквенными?

— Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Работа по теме урока

1. Прочитайте данные выражения разными способами.

1) Произведение суммы чисел 28 и 17 и числа 12.

2) Частное разности чисел 120 и 45 и числа 15.

3) Частное числа 160 и произведения чисел 8 и 5.

4) Произведение суммы, чисел 12 и 8 и их разности.

5) Сумма произведения чисел 11 и 12 и частного чисел 72 и 6.

6) Разность частного чисел 176 и 11 и произведения чисел 3 и 5.

2. Составьте числовые выражения и найдите значение каждого.

Проверка

(28 + 17) ∙ 12 = 540;

(120 - 45) : 15 = 5;

160 : (8 ∙ 5) = 4;

(12 + 8) ∙ (12 - 8) = 80;

11 ∙ 12 + 72 : 6 = 144;

176 : 11 – 3 ∙ 5 = 1.

(В ходе выполнения этого упражнения обращается внимание на постановку скобок.)

V. Работа по учебнику

1. С. 50, № 302 (работа в паре).

— Какие выражения вызвали трудность?

2. С. 50, № 303 (самостоятельно).

Проверка

(При выполнении этого задания учитель обращает внимание на правильность оформления и выбор удобного способа вычислений.)

(135 + n) - 23, если n = 73; 65; 0.

(135 + 73) - 23 = 135 + (73 - 23) = 135 + 50 = 185

(135 + 65) - 23 = 200 - 23 = 177

(135 + 0) - 23 = 135 - 23 = 112

а - (b + 12), если а = 80, b = 58.

80 - (58 + 12) = 80 - 70= 10

3. С. 50, № 306.

— Сколько лет первому брату?

— Что сказано про возраст второго брата?

— Как вы это понимаете?

— Запишите выражение.

x + 5 при x = 8; 10; 12.

8 + 5 = 13 (лет) — второму брату 13 лет, если первому 8.

10 + 5 = 15 (лет) — второму брату 15 лет, если первому 10.

12 + 5 = 17 (лет) — второму брату 17 лет, если первому 12.

— От чего зависит возраст первого брата?

4. С. 50, № 307 (работа в паре).

Проверка

а + b при а = 14; b = 3 и при а = 6; b = 8.

14 + 3 = 17 — возраст второго брата.

6 + 8 = 14 — возраст второго брата.

— Сравните решенные задачи.

— Что можете сказать?

VI. Повторение изученного материала

1. С. 52, № 321 (работа в паре устно).

2. С. 52, № 327 (2) (работа над составной задачей).

— Как лучше выполнить краткую запись?

(Заполнение таблицы.)

Цена

Количество

Стоимость

1250 руб.

?

75 000 руб.

2700 руб.

На сколько?

64 800 руб.

— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

— Как найти количество?

— Как узнать, на сколько одно число больше другого?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 75 000 : 1250 = 60 (дет.) — металлических деталей.

2) 64 800 : 2700 = 24 (дет.) — пластмассовых деталей.

3) 60 - 24 = 36 (дет.) — на столько металлических деталей больше.

— Попробуйте записать решение этой задачи способом составления числового выражения. (75 000 : 1250 - 64 800 : 2700 = 36.)

— Как будет выглядеть выражение, если вопрос в задаче будет: Сколько всего деталей куплено? (75 000 : 1250 + 64 800 : 2700 = 84.)

VII. Самостоятельная работа

(Работа проводится по карточкам или слайдам презентации.)

Вариант 1

1. Из а вычтите b + 17.

2. Первое слагаемое с - 3, второе — b.

3. Ь увеличьте на 18 - с.

4. Уменьшаемое а + b, вычитаемое с - 4.

5. К разности b и 8 прибавьте сумму с и 13.

6. Из суммы а, b и 12 вычтите с.

Вариант 2

1. К а - b прибавьте 21.

2. Уменьшаемое а + 5, вычитаемое b.

3. п уменьшите на а + 30.

4. Первое слагаемое а - 7, второе слагаемое с + 9.

5. Из суммы 6 и b вычтите сумму а и 10.

6. Из с вычтите сумму а, b и 21.

VIII. Рефлексия

— Какие задания на уроке вызвали трудность?

— Какие выражения называются буквенными?

— Что нужно хорошо знать, чтобы научиться их правильно читать?

Домашнее задание

С. 53, № 330, 331, 332.






Для любых предложений по сайту: [email protected]