Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями - Урок 2 - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями - Урок 2 - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: совершенствовать умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; учить применять полученные знания при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент. Определение темы урока

1. Восстановите записи и сформулируйте тему урока.

2. Расскажите, как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

II. Устный счет

1. Индивидуальная работа у доски.

Задание 1. Выполните действия.

Задание 2. Сравните дроби.

Задание 3. Допишите.

15 мин = * ч

3 дня = * недели

847 кг = * т

2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

1) Пятую часть листа разрезали пополам. Какую часть всего листа составляет каждая из этих половинок? (1/10.)

2) Четверть трети числа равна 10. Чему равно целое число? (120.)

3) Половина четверти равна 20. Чему равно целое число? (160.)

4) Среди 15 тюльпанов 3 цветка желтого цвета. Какую часть всех тюльпанов составляют цветы желтого цвета? (3/15.)

5) У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, а у каждого внука царя Гвидона по 2 дочери. Сколько правнучек у царя Гвидона? (7 ∙ 7 = 49 — внуков у царя Гвидона; 49 ∙ 2 = 98 — правнучек.)

3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

III. Работа по теме урока

С. 157, № 1012 (работа в паре).

Проверка

IV. Решение задач по новой теме

1. С. 158, № 1014.

— Прочитайте задачу.

— Какова площадь участка?

— Какая площадь занята елью, сосной?

— Что можно узнать, имея эти данные?

— Ответили ли мы на вопрос задачи? (Нет, так как мы узнали, какую часть занимают посадки ели и сосны. А нам надо узнать, сколько гектаров занято елью и сосной вместе.)

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) — такая часть леса занята елью и сосной.

2) 300 : 10 ∙ 7 = 210 (га) — площадь, занятая елью и сосной.

— Прочитайте ответ. (Елью и сосной заняты 210 га леса.)

— Можно ли решить задачу иначе?

— Составьте план решения. (1. Сколько занято елью? 2. Какая площадь занята сосной? 3. Какая площадь леса занята сосной и елью вместе?)

1) 300 : 10 ∙ 3 = 90 (га) — площадь, занятая елью.

2) 300 : 10 ∙ 4 = 120 (га) — площадь, занятая сосной.

3) 90 + 120 = 210 (га) — площадь, занятая елью и сосной.

— Какой способ решения вам понравился больше? Почему?

— Не меняя условие задачи, измените вопрос задачи. (Для посадки леса выделили участок площадью 300 га. Ель высадили на 3/10 участка, а сосну — на 4/10 участка. На сколько больше площадь, занятая сосной, чем площадь, занятая елью?)

(Обсуждение в парах.)

— Можно ли эту задачу решить двумя способами?

— Решите ее тем способом, который вам понравился больше.

— Прочитайте ответ задачи. (Сосной занято на 30 га больше, чем елью.)

2. С. 158, № 1020.

— Прочитайте задачу.

— Что сказано про первый день?

— Что известно про второй день?

— Что можем узнать? (Какая часть всего пути пройдена за два дня вместе?)

— Какую же часть пути составляют 36 км?

— Сколько равных долей содержится в 36 км?

— А сколько равных долей в целом?

— Прикиньте ответ. Он будет больше или меньше 36 км? (Число в ответе будет больше.)

— Объясните почему. (36 км — это только часть целого.)

— Составьте план решения. (1. Какую часть всего пути прошел турист за два дня? 2. Сколько километров составляет весь путь туриста?)

— Решите задачу.

— Прочитайте ответ. (Весь путь туриста составляет 42 км.)

V. Самостоятельная работа

КИМы: проверочный тест 21 по теме “Обыкновенные дроби”.

VI. Рефлексия

— Какие ошибки можно допустить при выполнении сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?

Домашнее задание

С. 161, № 1040, 1043.






Для любых предложений по сайту: [email protected]